ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«СТАХАНОВСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС №14»
Урок по окружающему миру
«Про воздух…»
2 класс
Составила:
учитель начальных классов
Бочманова-Козлова Елена Александровна
2022
Дата: 06.10.2022
Предмет: окружающий мир
Класс: 2
Продолжительность урока: 40 минут
Тема урока: Про воздух…
Раздел. Природа.
Тип урока: усвоение новых знаний
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, исследовательская, творческая.
Цели: формирование знаний о значении воздуха для представителей живой и неживой природы, о составе воздуха, о естественных и вызванных деятельностью человека источниках загрязнения атмосферы, о мерах по охране воздуха.
Планируемый результат обучения:
Предметные:
продолжить формировать представления об атмосфере, составе и свойствах воздуха;
установить взаимосвязь между атмосферой и человеком;
формировать навыки проведения несложных опытов в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование;
прививать экологическую культуру на основе знаний об охране атмосферы.
Метапредметные:
Регулятивные
-умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
- прогнозирование – предвосхищение результата;
- развитие самостоятельной поисковой деятельности и творческих возможностей;
- осуществление пошагового продвижения от наблюдений к обобщению;
- умение анализировать и исправлять ошибки;
- осуществление контроля по результату.
Познавательные
- умение выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез) и делать выводы в результате мыслительных операций;
- устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные
-сотрудничество с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия;
- умение работать с одноклассниками;
- формирование собственного мнения;
- использование речи для регуляции своего действия;
- умение аргументировать свою позицию, свой ответ;
- владение монологической и диалогической формами речи.
Личностные
- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Оборудование: презентация, оборудование для проведения опытов (веер, стакан с водой и трубочки, пакетики, воздушные шарики). Учебник А. А. Плешаков. Окружающий мир . 2 класс. М.: Просвещение – 2011. Часть 1. А. А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. Часть 1. – раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.
Межпредметные связи: русский язык, экология.
Ход урока
I. Мотивация и самоопределение к деятельности.
- Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей,
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!
- Ребята, ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями?
(Звучит 1 куплет песни В. Шаинского «Когда мои друзья со мной»)
- Вместе с веселой песней и с друзьями мы сегодня отправляемся в путь за знаниями.
П. Актуализация знаний.
- Ребята, что это за жидкость без цвета и запаха, а при замерзании превращается в лед? (Вода)
- Как назвать одним словом: снег, дождь, град? (Осадки)
- Время года, наступающее после осени? (Зима)
- Он бывает грибной, косохлест, ситничек, ливень? (Дождь)
- Время суток подходящее для завтрака? (Утро)
- Деревья бывают лиственные и :..? (Хвойные)
- А теперь из выделенных букв прочитайте слово.
Вода
Осадки
Зима
Дождь
Утро
Хвойные
- Какое слово у вас получилось?
- А что мы уже знаем про воздух?
- А всё ли мы знаем про воздух?
Ш. Постановка цели и задач урока.
1. Создание проблемной ситуации.
- Как вы думаете, почему я вам загадала это слово?
2. Сообщение темы и задач урока
- Верно, тема нашего урока «Про воздух…»
- А что нам еще нужно узнать о воздухе?
Что такое воздух?
Из чего он состоит?
Каковы свойства воздуха?
Как человек их использует воздух?
От чего загрязняется воздух?
Как охраняют воздух?
IV. Усвоение новых знаний
Решение проблемной ситуации
- А что такое воздух?
- Молодцы. Но воздух это не просто газ, а смесь газов?
- А кто-нибудь знает, из каких газов состоит воздух?
азот-78%,кислород-21% и углекислого газа – 1%.
- Посмотрите на диаграмму:
- Какого газа в воздухе больше всего?
- Какой газ в воздухе самый важный? Почему?
- Какого газа становится больше в выдыхаемом воздухе?
- Что помогает уменьшить количество углекислого газа в воздухе?
- В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух?
- А как доказать, что воздух не пустое место, как доказать его наличие? И какими свойствами он обладает?
2. Физкультминутка
- Воздух поможет вам отдохнуть.
« Цветочная поляна».
- А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной полянке. Воздух здесь свежий и наполнен ароматами леса. Дышится легко и непринужденно. Где –то неподалеку слышны мелодичные переливы ручейка. Заливистые трели птиц. Оглядитесь. Вокруг вас на поляне прекрасные цветы. Понюхайте цветок, который вам понравился больше всех. Сделайте глубокий вздох, насладитесь ароматом цветка. Почувствуйте, как вместе с этим ароматом к вам притекают силы, энергия и бодрость. Уловите, как ваше настроение улучшается.
Теперь откройте глаза. Еще раз глубоко вдохните.
3. Проведение опытов
Опыт №1
- У вас на столе лежит веер. Как с его помощью можно доказать, наличие воздуха?
Опыт № 2
- Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его.
- Какое свойство воздуха мы откроем?
Понюхайте воздух? Какой запах он имеет? Какое это свойство воздуха?
(Учащиеся должны убедиться в том, что чистый воздух не имеет вкуса и запаха.)
Опыт № 3
- Возьмите в руки учебник. Какой он формы?
- А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось? Имеет ли воздух форму?
- А теперь надуйте пакет. Что произошло?
(Учащиеся должны убедиться, что воздух не имеет формы и принимает форму того предмета в который его помещают).
Опыт №4
- Возьмите соломинку и опустите ее в стакан с водой. Слегка подуйте в соломинку.
- Что появилось?
- Почему пузырьки поднимаются вверх.
(Ученики должны увидеть в стакане воды - пузырьки воздуха, которые поднимаются вверх.)
Опыт № 5
- У вас 2 шарика, сожмите их и сравните. Легко ли они оба сжимаются, в чем различие. Какой вывод можно сделать?
(Дети должны убедиться, что чем больше воздуха в шарике, тем его труднее его сжать, то есть воздух - упругий.)
- Что же нам показали наши эксперименты, смогли вы узнать о воздухе больше или нет? Проверить это нам поможет следующая табличка.
Свойства воздуха | Да | Нет |
Вкус | | + |
Запах | | + |
Цвет\Прозрачность | | + |
Форма | | + |
Упругость\Сжимаемость | + | |
Масса | + | |
Теплопроводность | + | |
Теплый воздух легче холодного | + | |
VI. Первичное закрепление изученного
- Может ли жить человек без воздуха?
- Закройте ладошками рот и нос. Вдохните глубоко воздух и посчитайте, кто сколько может без воздуха.
- Какое было желание? ( Открыть нос).
- Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем.
- В день человеку требуется 600литров воздуха, много это или мало?
- Почему же воздух одно из главных богатств природы?
- Благодаря воздуху мы…
* Дышим
* Слышим
* Плаваем на яхтах и парусниках;
* Спускаемся на парашютах и поднимаемся на воздушных шарах;
* Убираем пыль пылесосом;
* Сушим бельё
* Сушим волосы феном
VП. Закрепление изученного
1. Беседа
- Как вы думаете, а что называют "лёгкими Земли"?
- Почему?
- Значит, важно ли охранять растения?
- Почему?
- А можете ли вы принимать в этом участие?
- Ребята, людям и животным, заводам и машинам - всем нужен воздух. Почему же на земле его не становится меньше?
- Ребята, а от чего воздух может загрязняться?
Физкультминутка
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)
Работа с учебником.
- Рассмотрите фотографию на с. 49 учебника.
- Какими бы фотографиями вы дополнили учебник?
- Как еще происходит загрязнение воздуха?
- Рассмотрите схемы на с. 49.
- От чего они предостерегают людей?
- Что еще делают люди, чтобы воздух был чистым?
(Учитель дополняет то, что не скажут дети)
- На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух. А главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Вот почему так легко дышится в лесу.
Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.
VIII. Рефлексия
1. Подведение итогов
- Скажите ребята, смогли мы решить учебные задачи, которые нас интересовали в начале урока?
Теперь мы знаем:
Что такое воздух ….
Как доказать, что воздух существует …
Какие свойства воздуха …Каково значение воздуха ….
Почему воздух загрязняется …
Как охранять воздух
2 Работа со смайликами настроения
- В подарок за хорошую работу на уроке, каждый из вас получает воздушный шарик, давайте вместе наполним наши шарики воздухом и с их помощью оценим свою работу на уроке.
Нарисуйте на своём шарике смайлик, который расскажет нам о том, как вы оценили свою работу на уроке.
3 Задание на дом
- Прочитать статью «Свойства воздуха» (учебник, стр. 48 -51)
- Понаблюдать за небом и подготовить фоторассказ на тему «Красота неба», свой фоторассказ вы можете оформить в рабочей тетради или представить его любым другим удобным для вас способом.