Срибна Елена Ивановна, ГБОУ ЛНР «Стахановская гимназия № 26»
Урок окружающего мира в 3 классе.
Тема: «Семейный бюджет».
Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с понятием «семейный бюджет»; закрепления понятий «бюджет», «доходы», «расходы», «налоги», «денежные единицы»; способствовать развитию познавательного интереса, речи, логического мышления учащихся; овладению практическими навыками распределения семейного бюджета; содействовать воспитанию мотивации к учению, экономного отношения к семейному бюджету, чувства милосердия, умений выслушивать мнения товарищей, работать в группах и в коллективе.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем обучающиеся должны определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Личностные:
интерес к учебному материалу;
нравственно - этическая ориентация;
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
стремление к более точному выражению собственного мнения;
умение задавать вопросы;
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент.
Вместе с солнышком встаем,
Вместе с птичками поем.
С добрым утром! С ясным днем!
Вот как дружно мы живем!
-Ребята, какое у вас настроение, настрой на урок?
-Посмотрите внимательно на картинки в конвертах. Какая вам больше нравится?
-Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.
II. Проверка домашнего задания.
1. Фронтальный опрос:
- Какое слово в переводе с греческого языка означает «правила ведения домашнего хозяйства»? (Экономика.)
- А какие темы мы с вами изучили в разделе «Что изучает экономика»?
- Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Для чего нужны деньги? Государственный бюджет.
- Что такое бюджет? (Это план расходов и доходов.)
- Как называются деньги, которые поступают в бюджет? (Доходы.)
- Как называются деньги, которые тратятся из бюджета? (Расходы.)
- Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? (Налоги.)
- На что расходуется государственный бюджет? (на образование, здравоохранение, на содержание армии и полиции, на науку и культуру, на охрану природы, на выплату пенсий и пособий.)
. Тестовая работа по вариантам
- После выполнения заданий поменяйтесь работами в парах. На доске - ответы для первого и второго вариантов, проверьте работу соседа, внизу поставьте количество ошибок, если они есть. Если нет - «+» и снова поменяйтесь и проанализируйте свою работу. Взаимопроверка.
Тест
1-й вариант
1. Как называется обмен одних товаров на другие?
2. Как называются деньги, которые откладываются на будущее?
3. Как называется денежная единица, используемая в России?
4. Как называется предмет, который продается и покупается?
2-й вариант
1. Как называется плата за работу?
2. Денежная единица, используемая в США?
3. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги?
4. Как называется самая мелкая по достоинству монета в России?
Ответы
1-й вариант. 1. бартер. 2. сбережения. 3. рубль. 4. товар.
2-й вариант. 1. зарплата. 2. доллар. 3. деньги. 4. копейка.
III. Введение в тему.
- Разгадайте кроссворд: ЯЯЯЯЯЯЯ (Семья)
- Образуйте от слова «семья» прилагательное, которое согласуется с существительным «бюджет». О каком бюджете мы будем сегодня говорить? (о семейном бюджете.)
Учтель: – Кто планирует бюджет государства?
Дети: – Правительство.
Учитель: – Кто планирует бюджет в вашей семье?
Дети: – Мама, папа, бабушка, вся семья.
Учитель: – А вы принимаете участие в планировании семейного бюджета?
Дети. Несколько человек поднимают руку.
Учитель: – Семейный бюджет нужно планировать и при этом учитывать интересы каждого члена семьи.
^ 5. Ролевая игра «Источники доходов семьи».
На доске карточки прикреплены магнитами.
Учитель распределяет роли и раздает реквизит:
Бабушке – платок, очки.
Папе - галстук.
Маме – фартук, куклу.
Старшему брату – студенческий билет.
Задание.
Учитель: - Каждый член нашей большой и дружной семьи должен выбрать свой источник доходов (карточку на доске).
^ Задание классу.
- А вы должны проверить правильность выбора.
Дружная семья встаёт у доски. Каждый из них держит карточку, указывающую на источник его доходов.
Проверка. Встаньте те, кто считает, что источники доходов выбраны верно.
(Дети читают хором источники доходов).
Учитель – Бабушка
Дети – Пенсия.
Учитель – Папа.
Дети – Зарплата.
Учитель – Старший брат.
Дети – Стипендия.
Учитель – Мама с маленькой дочкой.
Дети – Пособие.
Учитель – Молодцы!
6. Коллективная работа.
Учитель: - А теперь выполним более сложную работу. На доске вы видите слова: зарплата, пенсия, стипендия, пособие, квартплата, транспортные услуги, продукты.
Нужно их распределить в два столбика: ^ Доходы, Расходы.
Пока звучит музыка, вы выполняете задание.
Проверка. На доске правильно выполненное задание.
Доходы | Расходы |
Зарплата | Квартплата |
Пенсия | Транспортные услуги |
Стипендия | Продукты |
Пособие | |
Физминутка.
Учитель называет статьи расходов - дети приседают, статьи доходов - хлопок руками.
- Какие у семьи расходы? Это предстоит вам выяснить, выполняя практическую работу.
Класс делится на группы - «семьи».
- У вас, у каждой «семьи», на партах лежат листочки с названиями товаров и услуг. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Не забудьте, что существует ряд услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц. Их надо обязательно включить
в расходы.
А теперь посмотрите на карточки, где проставлены цены товаров и услуг в сказочных «денежках» (д.). На своих листах проставьте цены выбранных вами товаров и услуг.
Лекарства - 3 д.
Продукты - 40 д.
Одежда - 20 д.
Обувь - 10 д.
Бытовая химия - 2 д.
Транспорт - 10 д.
Велосипед - 40 д.
Музыкальная (спортивная) школа - 5 д.
Книги - 2 д.
Компьютер - 70 д.
Игрушки - 3 д.
Платежи и налоги - 20 д.
Видеокассеты (диски) - 3 д.
Посещение театра, цирка - 5 д.
Туристическая поездка - 20 д.
- Сложите все денежки. Какая сумма у вас получилась?
- А теперь я вам скажу, что бюджет вашей семьи рассчитан на 100 денежек в месяц.
- У кого сумма больше этой цифры?
- Что образовалось в вашем бюджете? (дефицит, нехватка средств, денег.)
- У кого сумма меньше 100 денежек? Что вы смогли сделать? (отложить сбережения.)
- Конечно, это всё условные цифры. Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? (Нужно экономить)
Экономия – это когда бережёшь деньги, время, силы, любые другие ресурсы,
когда бережно их используешь,
стараешься уменьшить расход.
-Что можно сократить? Где можно сэкономить?
Работа в группах.
Вот вы, посоветовавшись друг с другом, выберите полезные советы, отметьте их знаком «+» и прочитайте.
Планируйте семейный бюджет исходя из доходов.
Уходя из дома, не забывайте выключать свет и проверить воду.
Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете.
Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику.
Экономя семейный бюджет - откажись от экскурсии в музей.
Сходил в магазин, оставь сдачу себе.
Бережно относись к своим вещам.
Напоминай родителям о своевременной оплате налогов.
Чаще пользуйся услугами такси.
Пользуйся услугами доставки горячей пиццы.
Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями.
- Замечательные ваши советы, но чтобы доходы семейного бюджета были больше расходов, нужно… трудиться. Ведь недаром говорят «Без труда - не выловишь и рыбку из пруда».
VI. Продолжение изучения нового материала.
Обобщающая беседа.
- Мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А теперь представьте ваших родителей, которые не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают: на что их потратить в первую очередь, а с чем подождать.
Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: «Сейчас на это нет денег». Это не значит, что у мамы или папы нет денег в кошельке, - они есть, но не для этого. Ваши родители рассчитали, какие суммы куда пойдут в течение месяца. Ваша просьба может быть выполнена или в ущерб питанию, или в ущерб еще каких-то покупок. А может быть, pодителям даже придется занимать деньги. Поэтому прежде чем обижаться и требовать чего-то, поговорите с родителями и подсчитайте ваш семейный бюджет.
У нас с вами появился небольшой опыт составления семейного бюджета.
VII. Закрепление изученного материала.
Работа с учебником (с. 75-77).
с. 77. Рассмотрите рисунки. Какой вывод вы можете сделать?
- Существуют ли виды доходов, которые невозможно запланировать?
С.77 – работа по картинке учебника. (Выигрыш по лотерейному билету.)
- А могут ли возникнуть такие расходы, которые нельзя запланировать заранее?
Обсуждение в группах, ответы детей.
Вывод: - нужно ли составлять бюджет, иметь накопления?
VIII. Итог урока.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Чему научились?
- Для чего нужно уметь составлять семейный бюджет?
Чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов - семейный бюджет.
IX. Рефлексия.
-Вы сегодня хорошо поработали, пополнили багаж своих знаний.
-С каким настроением вы заканчиваете урок?
-Выберите картинку, соответствующую вашему настроению.
- От вашего солнечного настроения в классе стало ещё светлее. Сейчас у вас весенние каникулы, я желаю провести их просто здорово. И пусть солнышко радует вас.