СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру на тему"Семейный бюджет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знаомит учащихся с понятием "семейный бюджет". Формирует умение правильно распределять бюджет семьи. 

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру на тему"Семейный бюджет"»

Срибна Елена Ивановна, ГБОУ ЛНР «Стахановская гимназия № 26»



Урок окружающего мира в 3 классе.

Тема: «Семейный бюджет».

Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с понятием «семейный бюджет»; закрепления понятий «бюджет», «доходы», «расходы», «налоги», «денежные единицы»; способствовать развитию познавательного интереса, речи, логического мышления учащихся; овладению практическими навыками распределения семейного бюджета; содействовать воспитанию мотивации к учению, экономного отношения к семейному бюджету, чувства милосердия, умений выслушивать мнения товарищей, работать в группах и в коллективе.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения.

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

  • В диалоге с учителем обучающиеся должны определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Личностные:

  • интерес к учебному материалу;

  • нравственно - этическая ориентация;

  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

  • стремление к более точному выражению собственного мнения;

  • умение задавать вопросы;

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.






ХОД УРОКА

I.Организационный момент.



Вместе с солнышком встаем,

Вместе с птичками поем.

С добрым утром! С ясным днем!

Вот как дружно мы живем!



-Ребята, какое у вас настроение, настрой на урок?

-Посмотрите внимательно на картинки в конвертах. Какая вам больше нравится?

-Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.

II. Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос:

- Какое слово в переводе с греческого языка означает «правила ведения домашнего хозяйства»? (Экономика.)

- А какие темы мы с вами изучили в разделе «Что изучает экономика»?

- Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Для чего нужны деньги? Государственный бюджет.

- Что такое бюджет? (Это план расходов и доходов.)

- Как называются деньги, которые поступают в бюджет? (Доходы.)

- Как называются деньги, которые тратятся из бюджета? (Расходы.)

- Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? (Налоги.)

- На что расходуется государственный бюджет? (на образование, здравоохранение, на содержание армии и полиции, на науку и культуру, на охрану природы, на выплату пенсий и пособий.)

. Тестовая работа по вариантам

- После выполнения заданий поменяйтесь работами в парах. На доске - ответы для первого и второго вариантов, проверьте работу соседа, внизу поставьте количество ошибок, если они есть. Если нет - «+» и снова поменяйтесь и проанализируйте свою работу. Взаимопроверка.

Тест

1-й вариант

1. Как называется обмен одних товаров на другие?

2. Как называются деньги, которые откладываются на будущее?

3. Как называется денежная единица, используемая в России?

4. Как называется предмет, который продается и покупается?



2-й вариант

1. Как называется плата за работу?

2. Денежная единица, используемая в США?

3. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги?

4. Как называется самая мелкая по достоинству монета в России?

Ответы

1-й вариант. 1. бартер. 2. сбережения. 3. рубль. 4. товар.

2-й вариант. 1. зарплата. 2. доллар. 3. деньги. 4. копейка.



III. Введение в тему.

- Разгадайте кроссворд: ЯЯЯЯЯЯЯ (Семья)

- Образуйте от слова «семья» прилагательное, которое согласуется с существительным «бюджет». О каком бюджете мы будем сегодня говорить? (о семейном бюджете.)

Учтель: – Кто планирует бюджет государства?
Дети: – Правительство.
Учитель: – Кто планирует бюджет в вашей семье?
Дети: – Мама, папа, бабушка, вся семья.
Учитель: – А вы принимаете участие в планировании семейного бюджета?
Дети. Несколько человек поднимают руку.
Учитель: – Семейный бюджет нужно планировать и при этом учитывать интересы каждого члена семьи.
^ 5. Ролевая игра «Источники доходов семьи».
На доске карточки прикреплены магнитами.
Учитель распределяет роли и раздает реквизит:
Бабушке – платок, очки.
Папе - галстук.
Маме – фартук, куклу.
Старшему брату – студенческий билет.
Задание.
Учитель: - Каждый член нашей большой и дружной семьи должен выбрать свой источник доходов (карточку на доске).
^ Задание классу.
- А вы должны проверить правильность выбора.
Дружная семья встаёт у доски. Каждый из них держит карточку, указывающую на источник его доходов.
Проверка. Встаньте те, кто считает, что источники доходов выбраны верно.
(Дети читают хором источники доходов).
Учитель – Бабушка
Дети – Пенсия.
Учитель – Папа.
Дети – Зарплата.
Учитель – Старший брат.
Дети – Стипендия.
Учитель – Мама с маленькой дочкой.
Дети – Пособие.
Учитель – Молодцы!
6. Коллективная работа.
Учитель: - А теперь выполним более сложную работу. На доске вы видите слова: зарплата, пенсия, стипендия, пособие, квартплата, транспортные услуги, продукты.
Нужно их распределить в два столбика: ^ Доходы,  Расходы.
Пока звучит музыка, вы выполняете задание.
Проверка. На доске правильно выполненное задание.


Доходы


Расходы


Зарплата


Квартплата


Пенсия


Транспортные услуги


Стипендия


Продукты


Пособие


 



Физминутка.

Учитель называет статьи расходов - дети приседают, статьи доходов - хлопок руками.



- Какие у семьи расходы? Это предстоит вам выяснить, выполняя практическую работу.

Класс делится на группы - «семьи».

- У вас, у каждой «семьи», на партах лежат листочки с названиями товаров и услуг. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Не забудьте, что существует ряд услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц. Их надо обязательно включить
в расходы.

А теперь посмотрите на карточки, где проставлены цены товаров и услуг в сказочных «денежках» (д.). На своих листах проставьте цены выбранных вами товаров и услуг.

Лекарства - 3 д.

Продукты - 40 д.

Одежда - 20 д.

Обувь - 10 д.

Бытовая химия - 2 д.

Транспорт - 10 д.

Велосипед - 40 д.

Музыкальная (спортивная) школа - 5 д.

Книги - 2 д.

Компьютер - 70 д.

Игрушки - 3 д.

Платежи и налоги - 20 д.

Видеокассеты (диски) - 3 д.

Посещение театра, цирка - 5 д.

Туристическая поездка - 20 д.

- Сложите все денежки. Какая сумма у вас получилась?

- А теперь я вам скажу, что бюджет вашей семьи рассчитан на 100 денежек в месяц.

- У кого сумма больше этой цифры?

- Что образовалось в вашем бюджете? (дефицит, нехватка средств, денег.)

- У кого сумма меньше 100 денежек? Что вы смогли сделать? (отложить сбережения.)

- Конечно, это всё условные цифры. Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? (Нужно экономить)

Экономияэто когда бережёшь деньги, время, силы, любые другие ресурсы,

когда бережно их используешь,

стараешься уменьшить расход.

-Что можно сократить? Где можно сэкономить?

Работа в группах.

Вот вы, посоветовавшись друг с другом, выберите полезные советы, отметьте их знаком «+» и прочитайте.

  • Планируйте семейный бюджет исходя из доходов.

  • Уходя из дома, не забывайте выключать свет и проверить воду.

  • Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете.

  • Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику.

  • Экономя семейный бюджет - откажись от экскурсии в музей.

  • Сходил в магазин, оставь сдачу себе.

  • Бережно относись к своим вещам.

  • Напоминай родителям о своевременной оплате налогов.

  • Чаще пользуйся услугами такси.

  • Пользуйся услугами доставки горячей пиццы.

  • Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями.

  • Небольшие расстояния преодолевай пешком.

- Замечательные ваши советы, но чтобы доходы семейного бюджета были больше расходов, нужно… трудиться. Ведь недаром говорят «Без труда - не выловишь и рыбку из пруда».

VI. Продолжение изучения нового материала.

Обобщающая беседа.

- Мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А теперь представьте ваших родителей, которые не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают: на что их потратить в первую очередь, а с чем подождать.

Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: «Сейчас на это нет денег». Это не значит, что у мамы или папы нет денег в кошельке, - они есть, но не для этого. Ваши родители рассчитали, какие суммы куда пойдут в течение месяца. Ваша просьба может быть выполнена или в ущерб питанию, или в ущерб еще каких-то покупок. А может быть, pодителям даже придется занимать деньги. Поэтому прежде чем обижаться и требовать чего-то, поговорите с родителями и подсчитайте ваш семейный бюджет.

У нас с вами появился небольшой опыт составления семейного бюджета.

VII. Закрепление изученного материала.

Работа с учебником (с. 75-77).

с. 77. Рассмотрите рисунки. Какой вывод вы можете сделать?

- Существуют ли виды доходов, которые невозможно запланировать?

С.77 – работа по картинке учебника. (Выигрыш по лотерейному билету.)

- А могут ли возникнуть такие расходы, которые нельзя запланировать заранее?

Обсуждение в группах, ответы детей.

Вывод: - нужно ли составлять бюджет, иметь накопления?

VIII. Итог урока.

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Чему научились?

- Для чего нужно уметь составлять семейный бюджет?

Чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов - семейный бюджет.

IX. Рефлексия.

-Вы сегодня хорошо поработали, пополнили багаж своих знаний.

-С каким настроением вы заканчиваете урок?

-Выберите картинку, соответствующую вашему настроению.

- От вашего солнечного настроения в классе стало ещё светлее. Сейчас у вас весенние каникулы, я желаю провести их просто здорово. И пусть солнышко радует вас.