Сказка – ложь, да в ней намек,
добрым молодцам -урок
Константин Георгиевич Паустовский
«Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей.
Друзья эти – книги»
Константин Георгиевич Паустовский родился 19 мая 1892 г.
в Москве в семье чиновника управления Юго-Западной железной дороги. После окончания гимназии он учился в Киевском университете на естественно - историческом факультете, затем на юридическом факультете Московского университета. Первый рассказ К.Г.Паустовского «На воде» был опубликован в журнале «Огни» в 1912 г. в Киеве.
В 1925 г. Константин Георгиевич выпустил свою первую книгу «Морские наброски»
А в 1929 г. вышел его роман «Блистающие облака».
В 1920-1930 гг. писатель много ездил по Советскому Союзу, занимался журналистикой, публиковал очерки и репортажи в центральной прессе .
В годы Великой Отечественной войны Константин Георгиевич ездил на фронт в качестве военного корреспондента ТАСС.
Тематика прозы К.Г.Паустовского разнообразна. Он писал о художниках, поэтах, прозаиках, композиторах, о природе. Мы узнали, что К.Г.Паустовский любил путешествовать. Он много ездил по России, жил на Полярном Урале, на берегах Каспийского моря, в Карелии.
Второй родиной стал для него Мещерский край невдалеке от Москвы.
Паустовский побывал и во многих зарубежных странах: Чехии, Франции, Италии и других. Писатель был на нескольких войнах - первой мировой, гражданской, второй мировой. За свою жизнь он написал свыше сорока книг, не считая рассказов, пьес и статей.
«Тема добра и зла»
в сказке
К.Г. Паустовского «Теплый хлеб »
Цель урока:
Исследования поступков героев
Задачи
- Проанализировать поступки героев сказки с понятий «добро и зло»
- Обозначить сказочные мотивы произведения .
Шаги в исследовании в
Теме добра и зла в сказке
«Теплый хлеб»
- Работа с понятиями «Добро и зло»
- Анализ поступков героев сказки
- Найти сказочные и реальные мотивы в произведении
Работа с понятиями
Полезное, противоположность добра, обман, хорошее, положительное, полезное, противоположное злу; добрый поступок, все плохое, вредное, дурное, все, что относится к беде и к несчастью
Работа с понятиями
Добро Зло
Противоположность добра, все плохое, вредное, дурное, обман, все, что относится к беде и к несчастью
Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок.
Интеллектуальная разминка
- Где происходит действие сказки?
- Какое прозвище имел Филька?
- Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня?
- Что случилось в природе после этого?
- Сколько лет назад был такой же мороз?
- От чего, по мнению бабки, случился такой мороз?
- Куда послала бабка Фильку в поисках совета?
- Что посоветовал Фильке Панкрат?
- Сколько времени дал Панкрат на размышление?
- Что придумал Филька?
- Кто был свидетелем разговора?
- Какую роль сыграла сорока в спасении людей?
- Что понес Филька раненому коню?
- Что конь сделал после того, съел хлеб?
- Почему сердилась сорока?
Фишбоун
Какие поступки совершают герои
Работа с текстом:
- сформулировать проблему
- выделить факты
- указать причины
- сделать вывод
Разрешить проблему можно только тогда, когда ясно видишь все ее аспекты. Лучше всего, если проблема рассматривается с разных сторон, устанавливаются причины возникновения проблемы, а решение опирается на ясную фактическую базу.
Синквейн – пятистрочье или «грозди винограда»
В основе пирамидной истории лежит особая структура, где номер строки обозначает количество слов, вписываемых в «пирамиду»:
1) имя героя (темы); 2) характеристика или описание; 3) место действия (использования); 4) проблема; 5) описание развития ситуации; 6) что предпринимается для решения проблемы; 7) решение проблемы или предположение того, что будет дальше.
Как вы считаете, как мы будем работать по данным моделям и какие проблемы будем решать по данным схемам.
Реальные мотивы
- 1. Война, раненый конь, голод, людская злоба, равнодушный озлобленный мальчик.
- 2.Инвалид, просящий подаяние.
- 3. Решение Фильки идти за помощью к людям.
- 4.Совместная работа, растопившая льды, возвращение к жизни мельницы и деревни.
Сказочные мотивы
- 1.Мельник-колдун, свист, вызывающий стужу и наказывающий злого человека.
- 2.Рассказ бабки (легенда).
- 3.Сорока, летящая за помощью к тёплому ветру.
Пословицы и поговорки о хлебе.
- Хотя палата бела, да без хлеба скушна.
- Чужой хлеб вкусен.
- Хлеба ни куска и в городе тоска.
- Хлеб-соль кушай,а добрых людей слушай.
- Хлеб да вода- здоровая еда.
- Снег глубок и хлеб хорош.
Расположить слова в том порядке, в котором вы встретили их в тексте:
Конь, сорока, мельник, Филька, хлеб, мельница, стужа, солдат, деревня, ветер.
«Теплый хлеб»
Злое дело надо исправить, но вообще-то лучше зла не делать никогда и никому.
Найдите в сказке описание хлеба:
- 1) который Филька закинул в снег;
- 2) который злой мужик дал старому солдату;
- 3) который Филька протянул коню.
Вставить пропущенные слова:
- 1) «Слеза … у коня из глаз»;
- 2) « В … запахло весной»;
- 3) «Ветки их поблёскивали, как …»
Домашнее задание
2. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Цена хлеба»