Просмотр содержимого документа
«Урок по повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза"»
Мастер-класс
«Методический приём «Шесть шляп» на уроках литературы»
учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №14 Карева Н.А.
Среди множества современных технологий мне интересна технология ТРКМЧЧП. В данной технологии очень много различных методов и приёмов. Тема моего мастер-класса « Методический приём «Шесть шляп» на уроках литературы».
Этот методический приём достаточно широко применяется в ТРКМЧЧП (слайд 1)
Говоря об этой технологии, можно вспомнить слова Эдварда де Боно «В способности думать заключена основа человеческой деятельности» (слайд 2)
Методический приём «Шесть шляп" - один из наиболее действенных приёмов ТРКМЧП. Особенно он эффективен на уроках литературы, так как помогает «разговорить» даже самых тихих учеников. При применении этого приёма значительно повышается мотивация, снижается утомляемость, урок является не только эффективным, но и приносит удовлетворение и учащимся, и учителю (слайд 3)
Цель приёма - это создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания, а не получать их в готовом виде (слайд 4)
«Шесть шляп» — это прием групповой познавательной активности, который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия (слайд 5)
Алгоритм работы с приёмом: задается проблемная ситуация (вопрос, текст). Эта ситуация изначально должна быть многовариантной и не должна иметь однозначного ответа или решения (слайд 6)
Цвет шляпы определяет направление развития мысли:
Учитель делит класс на 6 групп, Каждой группе даётся одна из шляп: белая, желтая, черная, зеленая, синяя, выдаётся инструкция по шляпам (листок, на котором изображена доставшаяся шляпа, и даётся пояснение и задание к каждой из них (слайды 7-10)
Стратегия шести шляп предполагает шесть разных видов мышления. Каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий ее легко различимой среди всех остальных и наделяющий ее характерными, присущими только ей одной чертами и качествами (слайд 11-12)
Хочу показать, как можно использовать это метод на уроке литературы в 9 классе при изучении повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
Слово учителя. Сегодня на уроке мы попробуем дать целостную характеристику главной героини, и я предлагаю взглянуть на образ Лизы с шести разных сторон. (Слайд 13)
Белая шляпа. Нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. Без эмоций изложенные цифры, факты и объективная информация. Включение цитат Задание: Представьте главную героиню, ее происхождение, воспитание…. | Слайд 14 |
Желтая шляпа оптимиста . Солнечный свет,оптимизм, позитивный взгляд на вещи. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты. Имя «Елизавета» в переводе с еврейского означает «Почитающая Бога». Оправдывает ли героиня своё имя? Обоснуйте свою точку зрения. | Слайд 15-16 Видеофрагмент работы группы |
Черная шляпа пессимиста. Негативный, мрачный взгляд на вещи. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против. Имя «Елизавета» в переводе с еврейского означает «Почитающая Бога». Оправдывает ли героиня своё имя? Обоснуйте свою точку зрения. | Слайд 17-18 Видеофрагмент работы группы |
Красная шляпа эмоционального наблюдателя. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов. Какие чувства вызвала у вас Лиза, её судьба? | Слайд 19-20 Видеофрагмент работы группы |
Зеленая шляпа. Творческая, креативная. Поиск новых граней в изученном материале. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными. Могла ли Лиза поступить иначе? Были ли возможны другие варианты развития событий? | Слайды 21-22 Видеофрагмент работы группы |
Синяя шляпа философа. Поиск обобщающих параллелей, общие выводы, размышления по теме В этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение. Что даёт современному читателю прочтение повести «Бедная Лиза»?? | Слайды 22-23 Видеофрагмент работы группы |
После ответов групп учитель исправляет речевые ошибки, задаёт вопросы, подводит итоги работы каждой группы, оценивает работу. В качестве домашнего задания можно предложить составить синквейн. Вот таким образом можно использовать данный приём. Такая работа нравится детям. Уроки литературы проходят очень интересно. Этот прием я использовала и при изучении комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» на уроке, посвященном Чацкому, и назвала это урок «Кто разгадает Вас?; в 10 классе при изучении романа «Отцы и дети» урок «Выдержал ли Евгений Базаров испытание любовью». … | Слайд 24 |
| |