СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по психологии "Я в обществе"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширить представление  подростков всовременном обществе и свои социальные роли.

Просмотр содержимого документа
«Урок по психологии "Я в обществе"»

Школа – гимназия № 30






Я В ОБЩЕСТВЕ








Открытый урок по

«Психологии саморазвития»

10 «А» класс



Психолог: Мякушко Г.К.















Астана

Я В ОБЩЕСТВЕ


Цель:  Расширение представлений подростков своего места в обществе и значимой социальной роли.

Задачи
1. Формировать духовное самоопределение и самоутверждение.
2. Определить понятие «социальное положение (статус)», его «разновидности социальных положений».

3. Воспитание у подростков ответственность и целеустремленность.

Оформление и оборудование: ручки, карандаши, фломастеры, бумага, ватман, тексты заданий на каждую группу.


Ход урока

Весь мир - театр. 
В нём женщины, мужчины - все актёры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
У. Шекспир


Организационный момент (3 мин)

- Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть вас на уроке психологии.

Сейчас каждый из вас назовет свое настроения виде цвета. Я вижу у вас прекрасное настроение! Вы находитесь в обществе своего класса и школы, это очень приятно. Сегодня мы работаем в 3 группах. В группах будут спикиры, выбираете сами которые помогут организовывать вашу работу. Мы продолжаем формировать свое «Я - творение себя».

- Деления учащихся на группы по их настроению цвета (Красный- активные, синий- бодрые, желтый- искрение ).

Мотивационный момент (притча о бабочке) 3 -5 мин.

Очень часто мы слышим в обществе следующие выражения: “Твой статус не позволяет тебе себя так вести” или “Ты выбрал не ту роль”.


Проблемный вопрос: Может ли человек в современном обществе изменить свой социальный статус, если он его не устраивает? Кто и что нас может ограничивать в нашей деятельности? Ребята, как вы думаете, какое место вы занимаете в обществе?

- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? 3 мин. (Ответы учащихся).

Об этом и пойдёт сегодня речь на уроке. Тема нашего урока: « Я в обществе».

Информация 5 мин.

Например: В сообществах большинства животных существует иерархия, позво­ляющая каждому члену группы знать своё «социальное» положение, ранг.
Люди, как правило, входят в со­став нескольких разных социальных групп. Человек одновременно может заниматься определённой работой, со­стоять членом спортивного клуба, вы­полнять общественные функции, уча­ствовать в политической жизни и ещё выполнять при этом обязанности мате­ри или отца семейства.

- Какую бы цель вы сейчас каждый поставили себе и в группе – общую?

(Отвечают или я им говорю, показываю на слайде)

- Что такое социальные роли? 3 мин. (слайд 6)

- Что такое социальное положение? (Ответы детей)

- В каждой группе, куда входит че­ловек, он занимает определённое соци­альное положение (статус), соответ­ствующее той роли, которой, по расчё­там других членов группы, он будет придерживаться и которая позволяет им ожидать от него соответствующего поведения. Официальное социальное положение связано с правами и обязан­ностями. 

Работа в группах (5-7мин)- Какие разновидности социальных положений вы знаете?
Раздаю на листочках социальные разновидности ( в обществе, в рабочем (служебном) коллек­тиве, в семье, в уличной компании). Спикиры зачитывают ответы.


Слайд 7 Какие бывают роли

В обществе: герои, кумиры, пре­успевающие (дельцы), политические, научные, общественные деятели, обык­новенные люди (обыватели), отвер­женные (неудачники).

В рабочем (служебном) коллек­тиве: 

официальные роли — начальник, соподчинённые, руководители, рядовые работники; 
неофициальные роли — ис­точник идей, создатель психологическо­го климата, оппозиционер и другие.

В семье: отец, мать, старшее поколе­ние, дети; 
неофициальные — глава семьи, кумир, тиран, жертва, защитник и др.

 В уличной компании: лидер (вожак), подхалимы, изгои, «козлы отпущения» и др.

- В чем же разница этих социальных положений? И в чем проблема?

Работа в группах по теме «Общество и личность»
(Задание выполняется 15 минут). Защита – выступление от групп

Нарисуйте ваши социальные об­разы на плакатах и «оживите» их в не­большой театрализации.
1 круг – «Герои, кумиры, преуспевающие» (1 группа) – готовят портрет человека «Герой нашего времени», который достиг, на ваш взгляд, того социального ранга, который наи­более престижен сегодня в обществе, — Я-престижный (крутой, богатый, из­вестный).

- Какие притязания присущи этому социальному образу?
2-й круг «Обыкновенные» (2 группа). Со­здают коллективный портрет челове­ка, соответствующего наиболее распро­странённым общим социальным при­тязаниям обыкновенного среднего, — Я-обыватель.
3-й круг: «Отверженные». Со­здают коллективный портрет человека, социальное положение которого всех вас бы не устраивало, — Я-отверженный, неудачник.
- Каковы его соци­альные притязания?

Дискуссия. 3 мин.
- Какие причины приводят человека к той или иной социальной группе?
- Какую бы вы хотели занять роль в обществе?

- Что дает самоутверждение в обществе подростку, и вам лично?

Сейчас, мы про­ведём игру «Ветер дует на того...».

Я произношу фразу: «Ветер дует на того,...»

  • у кого много друзей.

  • кто не любит ссориться.

  • кто не грубит старшим.

  • кто часто делится с товарищами тем, что имеет.

  • кто умеет говорить комплименты.

  • кто никогда не обзывается.

  • кто не участвует в потасовках.

  • кто не ябедничает.

  • кто не стесняется извиняться.

  • кто умеет быстро забывать обиду.

  • кто умеет дружить.

  • кто умеет прощать

Дети, относящие данную фразу на свой счёт, выхо­дят к доске, выстраиваются вряд, берутся за руки и при произнесении учителем следующей фразы, дружно дуют, изображая ветер.

Вот видите, несмотря на небольшие недостатки мы каждый по-своему добрый, уважительный, умеющий прощать обиды человек.

Упражнение «Метафора…» 7-10 мин.

Работа индивидуальная.

Цель: развитие креативности и эмпатии, метафорическое мышления.

Мы редко задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеет метафоры – это не только атрибут художественного произведения, но и постоянный спутник почти любого нашего высказывания. А если человеку удается создать свою собственную оригинальную метафору, описывающую его оценку той или иной жизненной ситуации, то это позволяет донести до других именно его неповторимый взгляд на мир. Давайте сегодня попробуем поискать яркие неординарные метафоры про «Я в Обществе». Не удивляйтесь! Просто пишите яркие и точные образы, наиболее полно отражающий ваше восприятие к обществу.

Напишем маленький синквен.

  1. Связанной с питанием.

  2. С геометрическими фигурами.

  3. Виде транспорта.

  4. Сочинить маленький рассказ со всеми этими предложениями.

Вывод: Человек, занимающий определенную позицию в обществе, в наибольшей степени стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. Он вырабатывает модель поведения, ориентированную на конкретный статус. Окружающие так будут относиться к личности, как они видят исполнение ею своего статуса через реальное поведение.

Заключение (2 мин).
В заключение нашего разговора, мне хочется пожелать вам, чтобы каждый из вас научился использовать свой статус и свою роль на пользу себе и обществу.
Закончить наш практикум хочется словами 
«Наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить» (У. Джеймс). 

Рефлексия «Хоровод Дружбы». (3 мин.)

А сейчас я предлагаю вам образовать большой хоровод Дружбы вокруг нашей прекрасной планеты. Каждый человек представляет собой личность, поэтому сначала нарисуйте лицо своему человечку, и напишите на нем: Что вы поняли и взяли для себя из урока.


Спасибо за работу! 



























В обществе








































В рабочем (служебном) коллек­тиве








































В семье,

В уличной компании






































1 группа


«Герои, кумиры, преуспевающие» – готовят портрет человека «Герой нашего времени», который достиг, на ваш взгляд, того социального ранга, который наи­более престижен сегодня в обществе, — Я-престижный (крутой, богатый, из­вестный).










2 группа

«Обыкновенные»  Со­здают коллективный портрет челове­ка, соответствующего наиболее распро­странённым общим социальным при­тязаниям обыкновенного среднего, — Я-обыватель.









3 группа

«Отверженные» Со­здают коллективный портрет человека, социальное положение которого всех вас бы не устраивало, — Я-отверженный, неудачник.















Приложение

Словарик

Социальное положение – та роль, позиция, которую исполняет человек в официальной или неофициаль­ной иерархии группы.

Социальные притязания — та роль и тот статус, к которым человек стремится, считая их более соответст­вующими своим способностям.

Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе.

Социальная роль — модель поведения, ориентированная на определённый статус. Её ещё называют динамической стороной статуса. Если статус указывает на позицию индивида внутри группы, то роль — на поведение, присущее этому статусу.

Это модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определённый статус»[1]. Современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. В связи с этим, такие неомарксисты и неофрейдисты, как Т. Адорно, К. Хорни и другие в своих работах сделали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества — это невротик. Более того, в современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких ролей с противоречивыми требованиями.



Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

  • Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределённые и предполагающие специфические способы поведения, закреплённые общественными нормами, обычаями.

  • Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.