20 марта 2017
Тема урока: Ю.И.Ермолаев «Проговорился».
Цели урока:
1) Предметные результаты:
-учить детей раскрывать авторский замысел, тему и идею произведения;
- быстро находить в тексте доказательство своей мысли.
2) Метапредметные:
а) регулятивные УУД:
-формулировать учебную задачу урока; рефлексировать по поводу по поводу успехов или неуспехов на уроке.
б) познавательные УУД:
- анализировать текст ( под руководством учителя); выделять основную мысль произведения.
в) коммуникативные УУД:
-участвовать в дискуссии; выражать свободно свое мнение; проявлять уважение к различным точкам зрения, прислушиваться к тому, что говорят другие.
3) Личностные результаты:
-проявлять желание читать произведения Ю.Ермолаева, усвоить главный урок, извлеченный из рассказа;
-обобщить полученные знания детей: выявить представление учащихся о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
-формировать навыки сотрудничества через организацию работы в парах, группах;
-работать над осознанием ответственности за общее дело;
-прививать любовь к чтению;
-воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям.
Оборудование: выставка книг и портрет Ю. Ермолаева. Карточки.
Ход урока:
Организация класса.
Учитель: Я хочу начать наш урок с древнекитайской мудрости, которая гласит: «Ты можешь стать умнее 3 путями: путём опыта – самый горький, путём подражания – самый лёгкий, путём размышления – самый благородный» (Слайд с эпиграфом). Вы можете пройтись по всем трём, но я вам рекомендую обратить особое внимание на третий, так как размышление – это то, без чего не обходится ни один урок литературы. Итак, на уроках литературы мы размышляем… О чём? Какие темы часто затрагиваются писателями в своём творчестве? (ответы детей).
Самоопределение:
- Посмотрите на иллюстрацию (Слайд). Как вы думаете, что здесь происходит?
Как называют таких людей, которые объясняют другим, как надо поступать, вести себя в разных ситуациях? Посмотрите на страницы учебника.
- О каком произведении мы будем говорить сегодня?
Слово учителя о писателе. (Слайды).
Словарная работа:
- Что означает слово «проговорился», как вы понимаете его значение?
- Нечаянно сказать то, чего не следовало говорить.
Целеопределение:
- Какие цели мы ставим на уроках литературы?
- Попробуйте сформулировать тему и задачи нашего сегодняшнего урока.
Ответы детей:
Пересказываем сюжет.
Определяем тему, идею произведения.
Определяем жанр.
Находим резонёра.
Раскрываем образы персонажей.
Находим художественно-изобразительные средства.
(Карточки с лит.терминами вывешиваются на доске и по мере раскрытия каждого понятия снимаются).
Физкультминутка «Весёлые зверушки!»
Учитель: Сегодняшний урок не будет исключением. Давайте пройдёмся по всем этим ступенькам.
- Вы, наверное, заметили, что я говорю «произведение», но не называю жанр.
Работа группе:
-Посовещайтесь и определите жанр и докажите его принадлежность именно к этому жанру.
Работа с классом (фронтальный опрос).
-А мы перескажем сюжет произведения, чтобы гости нашего урока поняли, о чём говорится в произведении. Сначала скажите, а что такое СЮЖЕТ?
-Теперь сформулируем тему. Что такое ТЕМА?
-Что такое ЖАНР? (отвечают дети). Что за жанр рассказ, его признаки?
-Перечислите персонажей рассказа. На какие группы делятся ПЕРСОНАЖИ? (главные, второстепенные и внесюжетные; положительные и отрицательные).
-Как раскрывается ОБРАЗ? (поступки, внешность, речь, «говорящая фамилия» иногда, авторское отношение, отношение других героев).
Первичная проверка понимания. Анализ содержания произведения.
- О чем проговорился попугай?
- Что ребята узнали о девочке из общения с попугаем?
- Как вы думает, почему получилась такая неприятность?
- Смогла ли Ира показать ребятам, какая она способная дрессировщица? Почему?
- Чему Ирочка учила своего питомца. Прочитайте.
- Как Ирочка общалась с бабушкой?
- Как это надо прочитать?
- Найдите и прочитайте, какая была погода?
- Как вы понимаете выражение "предчувствуя восторженные похвалы"
- Как девочка общалась с попугаем в классе? Как это прочитать?
- Как вел себя попугай?
Передайте это поведение интонацией при чтении.
- Поменялось ли настроение Ирочки?
- Найдите в тексте, как менялось настроение Ирочки.
Попробуйте передать это настроение при чтении интонацией голоса.
Можно ли соотнести поговорки с содержанием рассказа? Докажите.
Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
Правда, что шило в мешке - не утаишь.
-Итак, главный герой – Ирочка. Что вы можете о ней сказать? Нравится ли вам Ирочка? Какой она персонаж. Докажите.
(ответы детей).
-Какие эпитеты можно использовать для характеристики девочки? Что такое ЭПИТЕТ?
-Выберите подходящее определение: Грубая, умная, невоспитанная, капризная, добрая, упрямая, отзывчивая, ласковая, настойчивая, беззаботная, упорная, ответственная.
Работа двум группам: Составить синквейны на темы «Ирочка» и «Попугай».
Чтение по ролям
- Вспомните всех героев произведения. Дайте характеристику каждому герою. С какой интонацией надо читать, чтобы передать характер, чувства и настроение героев. Работаем в группах. Вам нужно выбрать самых лучших чтецов для чтения для всего класса.
-Послушаем синквейны.
Обсуждение.
-читали без ошибок/ с ошибками;
-читали внятно и разборчиво/ невнятно, неразборчиво;
-соблюдали темп чтения рассказа/ не соблюдали темп;
-Как вы оцениваете чтение ребят? На что еще надо обратить внимание каждого читающего?
-Раскрыли тему в синквейнах, удачно подобрали определения или нет.
Идея рассказа:
- Итак, в чём же заключается идея рассказа?
- Что такое ИДЕЯ?
- Что же хотел сказать Ермолаев своим рассказом? (ответы детей)
- Какой приём использует автор в своём рассказе? Что такое ИРОНИЯ?
Выставление оценок. Рефлексия. Самооценка.
Выполнена учебная задача? - Оцените свою работу при помощи смайликов.
- Что было легко? Какие затруднения испытывали, над чем еще надо поработать?
Шкала оценивания.
«+», участвовал в работе – 1 балл,
«0», не участвовал в работе – 0 баллов,
«-», мешал работе – минус 1 балл.
Домашнее задание:
-Подготовить выразительное чтение рассказа Ермолаева «Воспитатели».