Добрый день!
Тема урока: (запишите в тетрадь)
«Рукописи не горят»: история создания романа «Мастер и Маргарита». Сюжетные линии и композиция произведения
Прочитайте статью учебника о романе «Мастер и Маргарита» стр.390-392.
Выпишите основные сведения об истории создания романа.
Найдите дополнительные сведения, используя интернет ресурсы.
Выпишите особенности композиции романа.
В романе выделяют три основные сюжетные линии:
- философская,
- любовная,
- мистическая и сатирическая.
Эти линии тесно связаны между собой образом Воланда.
Заполните таблицу :
Герои сюжетных линий в романе «Мастер и Маргарита»
философская линия | любовная линия | мистическая и сатирическая линия |
| | |
Заполняя таблицу, вспомните, как эти герои взаимосвязаны
В романе также заметно сходство героев, так называемое их внутреннее соответствие.
Прочитайте в учебнике статью на стр.392 и выпишите параллельных героев.
Особенным является и жанр произведения. Прочитайте в учебнике статью на стр.393-394 о жанровом своеобразии романа. В чём оно проявляется?
Произведение М.Булгакова изобилует образами-символами. Чтобы лучше понять роман, прочитайте про них дополнительную статью (см. ниже)
Д/З прочитать в учебнике стр.390-394, ПРОЧИТАТЬ РОМАН!!!
ОБРАЗЫ-СИМВОЛЫ
В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА
«МАСТЕР И МАРГАРИТА»
В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» большое количество образов-символов. Именно символы, которых огромное количество вплетено в сюжет романа, превращают его в загадочное и мистическое произведение. Символы в романе «Мастер и Маргарита» очень разнообразны. Это и символика растений (розы, плющ, виноград), птиц (ласточка, воробей, попугай, сова и ворон), животных (кот, собака, кони), глобальные природные символы, такие как Солнце, Луна, гроза. Также символ зеркала и символы одежды героев (плащ, пальто, шапочка, перчатка, хитон, фрак); предметы - предвестники гибели (вино, масло, нож, чаша); атрибуты творчества (лампа, свеча), символика чисел (12,13,3,7,5)
Природная символика
Солнце – привычный смысл жизни, радости, подлинного света – сопровождает Иешуа на крестном пути как излучение жаркой и опаляющей реальности. В романе Мастера оно преобладает, отмечено 26 раз.
Луна – это фантастический мир теней, загадок, призрачности, царства Воланда и его гостей; кроме того, это холодящий свет успокоения и сна. В романе Мастера луна появляется 68 раз.
Гроза – это символ страшного суда, ожидание наказания, возмездия, ощущение катастрофы. “Странную тучу принесло со стороны моря к концу дня, четырнадцатого дня весеннего месяца нисана”.
Числовая символика
Иван разыскивает сатану в доме с “нехорошим числом 13”, Мастер является читателю в 13 главе.
Счастливым числом 12 отмечен МАССОЛИТ – 12 членов правления ожидают Берлиоза, 12 следователей ведут дело сатаны, Пилат клянется пиром 12 Богов.
“Совершенное число 3 употребляется в связи с мастером, ему трижды дают волшебное питье, три агента одного из московских учреждений ведут наблюдение за “нехорошей квартирой”.
“Счастливое число” 7 задано в семисвечии, находящемся в спальне Воланда.
Чаще всего Булгаков упоминает число 5. Прежде всего, это Воланд со своим окружением и Пилат с приближенными – по пять персонажей в московской и ершалаимской частях. Кроме того, мы встречаем в булгаковском романе: 1) пять доказательств бытия Божия ; 2) роман мастера отпечатан в пяти экземплярах; 3) мастер знает пять языков; 4) квартира, в которой живут Берлиоз и Степа, находится на пятом этаже; 5) Пилат – пятый прокуратор Иудеи;
В тексте есть немало примеров чисел, сумма цифр которых равняется 5: - квартира № 50: 5 + 0 = 5; - дом № 302 -бис: 3 + 0 + 2 = 5; - Ивану 23 года: 2 + 3 = 5;
Цветовая символика
Желтый цвет - тревога, ложь. Отсюда словосочетания «желтый дом» - психушка, «желтый билет» для проституток, «желтая пресса» и цветы в руках Маргариты.
Золотой цвет в основном трактуется как символ вечной жизни, силы и всего высшего или могущественного. В этом цвете Булгаков описывает окружающий мир Пилата.
Зелёный цвет олицетворяет, с одной стороны, жизнь, надежду, молодость, с другой колдовство, злые силы. Зеленый цвет ассоциируется с близостью смерти героев.
Черный - противоположность белому. Там, где белый - начало, чистый лист; черный – конец.
Рыжий - это огненный цвет, а значит, связанный с миром дьявола. Рыжий цвет в основном обращает внимание читателя на дьявольское начало того или иного персонажа.
Синий цвет – это опасность, тревога и в то же время некоторая магичность, таинственность. Именно синим был переплёт «какой-то книжечки» в его руках, именно этим цветом «сверкнул бриллиантовый треугольник» на крышке портсигара Воланда. К тому же, синий цвет- символ глубины, всепоглощающей водяной воронки, в роли которой в романе выступает зло, подчиняющее себе всё больше и больше людей.
Символ черного пуделя
Воланд носил трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. Далее в романе этот символ встретится нам еще много раз, например на Великом балу у Сатаны. Черный пудель – символ демонических, потустронних сил, предвестник смерти, являетя важным для описания образа Воланда и намекает на его функции в произведении. В средние века считалось, что дьявол появляется в образе черной собаки (появление Воланда на Патриарших с тростью и набалдашником в виде головы пуделя). На шабаши ведьмы добирались на черных собаках, которые считались их спутниками (знаки черного пуделя Маргариты на Балу у Сатаны).
Глобус Воланда и скарабей – атрибуты его власти.
Глобус - служит доказательством мощи и всемогущества Воланда. Скарабей - этот талисман на груди Воланда свидетельствует о его бессмертности, неразрывной связи со Вселенной и существующим миром.
Таким образом, можно определить две главные функции символов романа: во-первых, они помогают раскрыть главную тему – борьбу добра и зла. во-вторых, чувствуется глубокий подтекст, своеобразный авторский комментарий между строк и ни с чем несравнимый стиль М. Булгакова.