Закрепить навыки проведения словообразовательного разбора слов и на его основе разбора слов по составу
Этап урока | Деятельность учителя | Формируемые УУД и предметные действия | Деятельность ученика |
Организа ционный этап | Добрый день, уважаемые коллеги и ребята! Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Посмотрите, пожалуйста, на них. Поздоровайтесь. Спасибо, садитесь. (отчет дежурного) Ребята, давайте сегодняшний урок проведем с улыбкой. Главная наша задача – быть внимательными, активными, трудолюбивыми. Мы покажем, как мы знаем учебный материал, что мы знаем, как мы умеем работать. Я вижу, что вы готовы к уроку и (рабоч.место) Откройте тетради и запишите дату и классная работа. Тему урока запишем позже. | | Приветствие учителя, гостей |
Мотивационно-целевой этап | Итак, ребята давайте, мы с вами проведем устный опрос: читаем вопрос, отвечаем быстро, не с места, а поднимаем руки. Внимание на экран. (Вопросы,слайды-8 штук). ВЫВОД: какой раздел мы с вами изучили?(морфема, словообразование, орфография). Хорошо. Теперь, я бы хотела, чтобы вы поработали доски. Из упр.58, а это было у нас д/з, запишите слова, которые необходимо было найти в этимологическом словаре, чтобы определить их морфемный состав и способ образования.*****(2 ученика)к доске графически обозначая морфемы. А вы, ребята, в тетрадях делаете орфографический практикум, второй пункт. (стр.38) Проверяем. (тех, которые работали у доски). А все нашли эти слова по этимологическому словарю?? Кто хочет прочитать? ******Умницы. ВЫВОД: Для чего нужен был СЛОВАРЬ (ЭТИМ, СЛОВООБР.) Давайте, ребята из дом.задания возьмём слово ПРИХОДИТЬ и карточка с схемой).Проверьте, у всех так? Вопрос:Из орфографического практикума найдите словосочетания, которые объяснит, что мы обозначили в этих словах? Найдите это словосочетания.(словообр.разбор и морфемный состав) Итак, значит тема нашего урока Морфемный и словообразовательный разбор слова.(слайд) | Познавательные: мышление, соотнесение понятий, Регулятивные: постановка учебной цели, | |
Целеполагание Ориентировочный этап | -Ребята, о чем мы будем сегодня на уроке говорить?(словообразован. закреплять умение определять способы образовании слов; развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора).При помощи каких морфем вы сможете образовать новые слова? Ребята, для того, чтобы правильно выделить морфемы мы должны знать : морфемный разбор, а чтобы узнать как образовано слово- словообраз.разбор. и Хорошо | Регулятивные: планирование, Личностные: самоконтроль, Познавательные: формулировка познавательной цели | Постановка вопросов, на которые необходимо найти ответ тема связана с морфемами, цель – узнать способы словообразования |
Поисково-исследовательский этап | Как вы поним аете, что значит морфемный разбор? И что значит словообразовательный разбор? Какова цель морфемного и словообразовательного разбора ? (дети стараются отвечать) Открыли учебник, стр.39.Читаем правило. Хорошо. Ребята, для того, чтобы понять, чем отличается морфемный разбор от словообразовательного , мы составим сравнительную таблицу. Открыли тетради по подготовке ГИА. И чертим таблицу (Дети на местах, а я на доске). Чтобы нам легче было работать, у нас имеется план.,в учебнике и на слайде. Читает *** Читает *** Положили ручки, карандаши и смотрим и читаем плана для чего нужен нам план работы?(ответы детей) И по плану будем работать (СЛАЙД) (прибрежный) Прибрежный- 1) имеет значение находящийся на берегу или у берега 2)образовано от слова БЕРЕГ(г/ж) Производящая основа-бреж 3) Образовано с помощью приставки -при- и суффикса –н- 4) Приставочно-суффикс. | Познавательные: поиск и отбор информации, построение высказывания Регулятивные: самоконтроль, коррекция действий, Коммуникативные: умение взаимодействовать в группе | Читают теоретический материал на стр. 94,95 |
Практический этап Закрепление | 1.Работа по учебнику.Упр.64. Эту работу будете выполнять в парах. ***** на доске разбирает слово ПОДБЕРЕЗОВИК. ( ТАБЛ) Читают задание. Взаимопроверка . ФИЗМИН.(хлопок по способ слов) Лесной суф. Перешагнуть Домик Подоконник Мореход Теплоход Листопад Ленточка преотличный Открыли рабоч. Тетради.Задание 3. Прочитайте задание.(***) Слово ДВОР-дворняжка Разобрать слово ДВОРНЯЖКА по составу - это не ракету в космос запустить. Кстати, первыми космонавтами были именно дворняги, в том числе знаменитые Лайка, Белка и Стрелка. Однако давайте вернёмся к русскому языку. Пишем в таблицу Морфемный разбор ДВОРНЯЖКА Словообраз-й: 1)Имеет значение-беспородная собака 2.)Образовано от двор. 3)Припомощи суфф. –Н-дворный, -яж-уменьш.ласк. -к- А-оконч 4)Способ:суффикс. ВЫВОД. И ТАБЛ. ВЫВОД: Для чего мы ,с какой целью выполн.это задание? (понять различие м/у морфемным и словообраз.разбором) Правильно. Теперь внимание на экран! (На Экране С фотографии знаменитых личностей. Они вам знакомы? Где они родились, с какого района? Ф.Шамгулов-Герой Сов.Союза А.Филлипов- родом с Юмагузино.( Но мы сегодня поговорим о Ш.Худайбердине .Почему? У нас **** подготовил Отрывок из выступления.Давайте, послушаем.Молодец,садись. земляк, нарком, большевик-революционер, командующий (морфемный разбор, по цепочке доска) И еще Ф.Шамгулов родом он из Ялчино, где находится, БЛИЗЛЕЖАЩИЙ(Карточка. А теперь давайте попробуем определить способ словообразования следующих слов? | Познавательный: выбор способов решения задач Регулятивные: самоконтроль, Личностные: самооценка | Записывают способы словообразования в тетрадь с примерами Определяют способ образования слов Выполняют упр. Проверка. Самооценка |
Рефлексивно-оценочный этап | Итак, ребята наш урок подходит концу. Какова была тема урока? С какими способами, разборами мы познакомились? Что мы должны были узнать? Предлагаю устно продолжить неоконченные предложения:
| Познавательный: постановка цели ликвидировать пробелы самостоятельно, Регулятивные: осуществление контроля и коррекция действий | |
Домашнее задание | Записывает на доске Предлагаю варианты дифференцированного домашнего задания Упр.63(п) Подготовка к зачету повторить весь раздел Проектная работа на тему «Магазин» сайта www.udarenieru.ru, | | Записывают в дневник |
авязывать -приставочно-суффиксальный Приставка: за-; корень: -вяз-; суффикс: -ыва; глагольное окончание: -ть., дворняжка - суффиксальный Корень: -двор-; суффиксы: -н-яж-к-; окончание: -а.,
кольцо - Корень: -кольц-; окончание: -о.,
настольный - приставочно-суффиксальный, Приставка: на-; корень: -столь-; суффикс: -н; окончание: -ый.
ижица-Корень: -ижиц-; окончание: -а.
опилки - приставочно-суфф. Приставка: о-; корень: -пил-; суффикс: -к; окончание: -и.
Девятнадцать- приставочный, Корень: -девят-; приставка: -на-; корень: -дцать-,
подберезовик-пристав-суфф, Приставка: под-; корень: -берёз-; суффиксы: -ов-ик-.
ловить- суффик-ый, Корень: -лов-; суффикс: -и; глагольное окончание: -ть.