Ход урока
I. Актуализация изученного с введением в тему урока.
1) Прочитайте сочетания с числительными. Запишите их, выделяя морфемы.
Около 2 000 700 000 рублей; 11 классами; 500 избирателями; 8
площади; в 2017 году;
поля; о 900 слушателях, с 70 000 000 человек;
урожая.
2) Назовите слова, которые нужно писать с удвоенной согласной.
3) Назовите простые числительные, назовите составные числительные.
4) Распределите числительные на группы (в зависимости от разряда). Числительные, обозначающие целые числа:
два миллиарда семьсот тысяч, одиннадцать, пятьсот, две тысячи семнадцать, девятьсот, семь миллионов. Дробные числительные:, восемь целых семь девятых, одна вторая ,пять шестых.
6) Организуется подводящий к теме диалог:
- По какому принципу вы разделили числительные именно на такие группы?
- Разрядами каких числительных являются дробные и числительные, обозначающие целые числа?
- Какой разряд количественных числительных вы не назвали?
- Думаю, вы догадались, о чём сегодня пойдёт речь. Сформулируйте тему сегодняшнего урока
II. Этап открытия новых знаний.
- Записываем сегодняшнее число и тему урока в тетрадь.
- После нашего урока вы должны уметь следующее:
а) Отличать собирательные числительные от других количественных числительных.
б) Уметь употреблять собирательные числительные в речи, правильно сочетая их с существительными.
Для того чтобы приобрести эти умения, нам нужны определённые знания. Представляю вопросы, на которые мы будем отвечать на уроке:
1) На какой вопрос отвечают и что обозначают собирательные числительные?
2) С какими именами существительными могут сочетаться собирательные числительные?
- Что мы уже знаем о собирательных числительных, исходя из того, что уже изучено на предыдущих уроках?
- Образуйте по собирательные числительные от числительных, обозначающих целые числа, 3, 4, 5 и т.д.
Задание.
На карточках пословицы, поговорки, в которых употребляются количественные числительные.
Прочитайте пословицы и поговорки. Среди пословиц и поговорок найдите те, в которых есть собирательные числительные. Объясните смысл этих пословиц и поговорок.
1 комплект.
1. Один в поле не воин.
2. Горе на двоих - полгоря, радость на двоих - две радости.
3. Не узнавай друга в три дня - узнавай в три года.
4. Один раз солгал - навек лгуном стал.
2 комплект.
1. Руки поборют одного, знанье - тысячу.
2. Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени - только три дня.
3. Одна мудрая голова ста голов стоит.
4. Двое пашут, а семеро руками машут.
3 комплект.
1. Одна весна на Родине лучше, чем сто весен на чужбине.
2. Ему семерых посади – всех до смерти заврет.
3. Семь раз отмерь, а один- отрежь.
4. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
4 комплект.
1. Одна голова хорошо, а две лучше
2. Один с сошкой, а семеро с ложкой.
3. Ум хорошо, а два лучше.
4. Семь пятниц на неделе.
Постановка первой учебной задачи.
Теперь я хочу предложить вам разобраться в одной проблемной ситуации, в которой вполне мог бы оказаться любой из вас.
Антону уже давно нравилась девочка Настя из параллельного класса. Так нравилась, что на каждой перемене он всегда был неподалёку от неё. Но подойти, заговорить с ней он не мог: она всегда была в окружении подруг. И вот идёт он как-то по коридору, а навстречу ему Настя. И тоже одна. Поравнялась она с ним и спрашивает: “Что это ты в одиночестве? Вас же всегда четверо друзей-неразлучников?” Антон не ожидал, что она с ним заговорит, смутился, но довольно браво ответил: “Ты тоже одна, а вас всегда пятеро подруг”. Но что такое? Настя вдруг нахмурилась и чётко произнесла: “Грамотей!” После чего она резко повернулась и ушла. А Антон с растерянным видом остался стоять один.
- Как вы считаете, что произошло? Почему Настя, назвав Антона грамотеем, ушла?
- А вы знаете, с какими существительными могут сочетаться собирательные числительные?
- Где можно найти эту информацию?
- Я вам предлагаю самим, не используя учебники и справочную литературу, сделать самостоятельно вывод о том, с какими существительными сочетаются собирательные числительные.
- Вот мы и подошли к вопросу о том, с какими существительными сочетаются собирательные числительные.
- Теперь вы можете объяснить, почему Настя, назвав Антона грамотеем, ушла?
- Важно ли уметь правильно употреблять в речи собирательные числительные?
- В каких ещё жизненных ситуациях, как вам кажется, может помешать неумение грамотно строить свою речь?
- Чтобы вы не ошибались, давайте составим алгоритм, с помощью которого вы будете решать, можно употреблять собирательное числительное с конкретным существительным.
Задание.
Определить с помощью составленного алгоритма, в каких случаях допустимо сочетание собирательного числительного с существительным.
1. (Трое) студентов успешно сдали экзамен.
2. (Пятеро) лучших балерин участвуют в новом спектакле.
3. (Пятеро) суток понадобилось нам, чтобы добраться до места назначения.
4. На лесной поляне резвились (шестеро) волчат.
5. Четверо дельфинов порадовали своим выступлением посетителей дельфинария.
III. Этап закрепления и применения новых знаний
Выполните самостоятельно тестовые задания с выбором ответа
1. Найди строчку, в которой все числительные собирательные:
а) пятнадцать, три вторых, семеро;
б) двое, три, четверо
в) трое, шестеро, семеро.
2. Найди ошибку:
а) семеро козлят;
б) пятеро девчат;
в) четверо друзей.
3. Найди правильное сочетание собирательного числительного с существительным:
а) двое подруг;
б) двое котят;
в) двое манекенщиц.
VI. Рефлексия.