СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку. "Второстепенные члены предложения. Дополнение."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку (5 класс)

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку. "Второстепенные члены предложения. Дополнение."»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»











КОНСПЕКТ УРОКА


Урок по русскому языку

"Второстепенные члены предложения. Дополнение"



































г. Биробиджан, 2020

Пояснительная записка

Тема: Открытый урок по русскому языку «Дополнение».

Возраст: 10 - 11 лет.

Продолжительность урока: 40 минут.

Цель урока: Образовательная: повторение и систематизация знаний обучающихся о второстепенных членах предложения; развитие умения находить, выделять и различать второстепенные члены предложения; формирование умения находить дополнение как второстепенный член предложения по его признакам в предложении; формирование умения разграничивать подлежащее и дополнение, выраженные существительными в винительном падеже без предлога.

Воспитательная: формировать интерес к знаниям; доброжелательное отношение и взаимопомощь.

Развивающая: развивать память, мышление, быстроту реакции, умение

пользоваться полученными знаниями.

Задачи урока:

Образовательные:

закреплять знания:

- повторить и систематизировать знания учащихся о второстепенных членах предложения;

- учиться находить, выделять и различать второстепенные члены предложения;

- учить определение дополнения и способы выражения дополнения, формировать умение находить его в предложении;

- формировать умение разграничивать подлежащее и дополнение, выраженные существительными в винительном падеже без предлога.

Развивающие:

развивать у детей умения:

- самостоятельно работать с текстом, анализировать его;

- классифицировать, обобщать, делать выводы, давать оценку;

- самостоятельно работать с раздаточным материалом индивидуально, в паре;

- развивать умение устно выражать свои мысли перед аудиторией.

УУД:

Коммуникативные:

использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования,

контроля и самооценки.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения.

Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над дополнением.

Личностные результаты: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Тип урока: комбинированный

Формы и методы: частично-поисковая деятельность учащихся, работа в парах.

Оборудование: учебник, рабочие тетради, раздаточный материал (карточки).

Ожидаемый результат: вспомнить ранее изученный материал по теме «Второстепенные члены предложения. Дополение»; развивать умения находить, выделять и различать второстепенные члены предложения; формировать умение находить дополнение как второстепенный член предложения по его признакам в предложении; формировать умение разграничивать подлежащее и дополнение, выраженные существительными в винительном падеже без предлога; развивать умения учащихся работать в паре; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления; развивать умение работать индивидуально, в паре; развивать умение вслух выражать своё мнение перед аудиторией; формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам выполнения нового задания.


Ход работы

1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Поглядите друг на друга, улыбнитесь, почувствуйте рабочий настрой. Садитесь. На доске записаны число, тема урока, запишите в тетрадь.

2.Актуализация знаний.

Задания на доске. Назвать грамматические основы предложений.

1. Легкий ветер на рассвете между листьев пробегает.

2. Каждый слышал песню дуба.

3. Наш садовод — неугомонный дед.

4. Песни всегда посвящал я Отчизне.

- Почему в 3 предложении стоит тире? Это распространённые предложения? А что значит распространённые предложения? Что значит нераспространённые предложения?

3. Работа по теме «Второстепенные члены предложения. Дополнение».

- Сформулируем учебные задачи нашего урока.

- Вы заметили, что второстепенные члены предложения отвечают на разные вопросы, определяют существительное, уточняют сказуемое, обозначают условия, место, время и т.д. В зависимости от этого все второстепенные члены предложения делятся на 3 группы: дополнения, определения, обстоятельства.

- Рассмотрим предложение:

Легкий ветер на рассвете между листьев пробегает.

- Мы видим, что каждый из второстепенных членов предложения поясняет главные члены.

- А можно ли ещё распространить предложения. Могут ли поясняться и второстепенные члены? К каким второстепенным членам можно задать вопросы? Попробуйте сделать пояснения к второстепенным членам, предварительно составив словосочетания (на рассвете (каком?) чудном, чудном (как?) удивительно, листьев (каких?) жёлтых).

Лёгкий ветер на удивительно чудном рассвете между жёлтых листьев пробегает.

Вывод: любые члены предложения могут иметь при себе второстепенные члены.

Чтение теоретических сведений (с.82)

- Для чего нужны второстепенные члены предложения?

- Какие падежи называются косвенными?

На доске написаны предложения:

Со смелым бойцом и победа дружит.

Возле нашей границы не перелететь и птице

Устный разбор первого предложения. Один ученик работает у доски со вторым предложением.

- Назовите главные члены предложения.

- Назовите второстепенные члены предложения.

- Найдите слова, которые отвечают на вопросы косвенных падежей?

- От какого слова они зависят?

С. 72 – теоретический материал учебника. Учащиеся читают материал про себя.

Работа в парах.

- Задание: заполните вместе таблицу. (Приложение 1)

Порядок действий

Дополнение

1. Установите, от какого слова зависит. Напишите справа название части речи.


 Выясните, что обозначает дополнение.

Пользуйтесь материалом учебника.


3. Найдите, на какой вопрос отвечает.

Запишите все вопросы справа.


4. Определите, какой частью речи выражается дополнение.




- Проверьте свою работу: сопоставление с таблицей-ответником (Приложение 2).

Порядок действий

Дополнение

1. Установите, от какого слова зависит.                 Напишите справа название части речи.

От глагола

  •  Выясните, что обозначает дополнение.

Пользуйтесь материалом учебника.

Предмет, с которым связано действие или признак

3. Найдите, на какой вопрос отвечает.

Запишите все вопросы справа.

Р.п. кого? чего?

Д.п. кому7 чему?

В.п. кого? что?

Т.п. кем? чем?

П.п. о ком? о чем?

4. Определите, какой частью речи выражается дополнение.

Чаще всего существительным или местоимением в косвенном падеже

- Внимание! Второстепенные члены предложения, отвечающие на вопросы косвенных падежей, называются дополнениями. Они относятся к сказуемому, вносят уточнения и дополнения в предложения. Подчеркиваются пунктирной линией (отвечает один учащийся)

- Запишите под диктовку предложения, подчеркните в них грамматические основы, обозначьте графически дополнение и укажите их падеж (по рядам)

Занавески шевелятся от слабого ветерка (1 ряд)
Мы принесли ящик с игрушками (2 ряд)
Он почувствовал запах малины (3 ряд)

Каждый учащийся получает карточку с заданием и четырьмя предложениями, одно их них с выполненным заданием (приложение 3)

Карточка № 1.

Задание:

1. Прочитай предложения.

2. Разбери их по членам предложения (подчеркни главные и дополнение).

3. Определи, чем выражено дополнение, напиши сверху карандашом.

1) Листочек оторвался от ветки.

2) Ребята видели ежа.

3) Ураган приближался к городу.

4) Яркий костёр осветил поляну.

- Поменяйтесь карточками. Проверьте работу друг друга, объясняя, как выполняли.

- Обратите внимание на предложение № 1,2 – сверь работу напарника с записью в своей карточке. Исправь ошибки, если они есть.

Карточка № 2.

Задание:

1. Прочитай предложения.

2. Разбери их по членам предложения (подчеркни главные и второстепенные члены).

3. Определи, чем выражено дополнение, напиши сверху карандашом.

1) Листочек оторвался от ветки.

2) Ребята видели ежа.

3) Ребята пускали кораблики.

4) Сестренка прилаживала паруса из тряпочек.

- Поменяйтесь карточками. Проверьте работу друг друга, объясняя, как выполняли.

- Обратите внимание на предложение № 1,2 – сверь работу напарника с записью в своей карточке. Исправь ошибки, если они есть.


Карточка № 3.

Задание:

1. Прочитай предложения.

2. Разбери их по членам предложения (подчеркни главные и второстепенные члены).

3. Определи, чем выражено дополнение, напиши сверху карандашом.

1) Вечером развели мы костер.

2) От цветка исходил нежный аромат.

3) На дорожках лежат листья.

4) Мы пришли с хорошим настроением.

- Поменяйтесь карточками. Проверьте работу друг друга, объясняя, как выполняли.

- Обратите внимание на предложение № 3,4 – сверь работу напарника с записью в своей карточке. Исправь ошибки, если они есть.

Карточка № 4.

Задание:

1. Прочитай предложения.

2. Разбери их по членам предложения (подчеркни главные и второстепенные члены).

3. Определи, чем выражено дополнение, напиши сверху карандашом.

1) Село украшает сад.

2) Альбом взял этот мальчик.

3) На дорожках лежат листья.

4) Мы пришли с хорошим настроением.

- Поменяйтесь карточками. Проверьте работу друг друга, объясняя, как выполняли.

- Обратите внимание на предложение № 3,4 – сверь работу напарника с записью в своей карточке. Исправь ошибки, если они есть.

4. Итог урока

- Какое значение имеет в предложении дополнение?

- Какими частями речи выражаются дополнения?

- Какие падежи называются косвенными?

-Как отличить подлежащее в В.п., если слово в этом падеже совпадает с И.п.?

5. Рефлексия.

- Обычно на уроке ребятам выставляют оценки. Какая оценка самая лучшая? А самая плохая? Наверное, было интересно, если б вас оценивали по 10-бальной шкале. Я предлагаю вам самим оценить себя, используя эту шкалу, ответьте на мои вопросы:

Приложение 4.

Оценочный лист учащегося 5 класса               _____________________

                 фамилия, имя

Вид работы

Работа в паре (таблица)

Работа в паре (взаимопроверка)

Индивидуальная работа

Я оцениваю свою работу




Мою работу оценивает напарник





6. Домашнее задание.

1. Параграфы 36,37

2. Упр. 183, 185 – подготовка к диктанту.

3. Рабочая тетрадь: задание 33 (с.18)

-Оценки за урок.


Приложение 1


Порядок действий

Дополнение

1. Установите, от какого слова зависит.  Напишите справа название части речи.


 Выясните, что обозначает дополнение.

Пользуйтесь материалом учебника.


3. Найдите, на какой вопрос отвечает.

Запишите все вопросы справа.


4. Определите, какой частью речи выражается дополнение.
























Приложение 2


Порядок действий

Дополнение

1. Установите, от какого слова зависит.                 Напишите справа название части речи.

От глагола

  •  Выясните, что обозначает дополнение.

Пользуйтесь материалом учебника.

Предмет, с которым связано действие или признак

3. Найдите, на какой вопрос отвечает.

Запишите все вопросы справа.

Р.п. кого? чего?

Д.п. кому7 чему?

В.п. кого? что?

Т.п. кем? чем?

П.п. о ком? о чем?

4. Определите, какой частью речи выражается дополнение.

Чаще всего существительным или местоимением в косвенном падеже


















Приложение 3

Карточка № 1.

Задание:

1. Прочитай предложения.

2. Разбери их по членам предложения (подчеркни главные и дополнение).

3. Определи, чем выражено дополнение, напиши сверху карандашом.

1) Листочек оторвался от ветки.

2) Ребята видели ежа.

3) Ураган приближался к городу.

4) Яркий костёр осветил поляну.

- Поменяйтесь карточками. Проверьте работу друг друга, объясняя, как выполняли.

- Обратите внимание на предложение № 1,2 – сверь работу напарника с записью в своей карточке. Исправь ошибки, если они есть.


Карточка № 2.

Задание:

1. Прочитай предложения.

2. Разбери их по членам предложения (подчеркни главные и второстепенные члены).

3. Определи, чем выражено дополнение, напиши сверху карандашом.

1) Листочек оторвался от ветки.

2) Ребята видели ежа.

3) Ребята пускали кораблики.

4) Сестренка прилаживала паруса из тряпочек.

- Поменяйтесь карточками. Проверьте работу друг друга, объясняя, как выполняли.

- Обратите внимание на предложение № 1,2 – сверь работу напарника с записью в своей карточке. Исправь ошибки, если они есть.


Карточка № 3.

Задание:

1. Прочитай предложения.

2. Разбери их по членам предложения (подчеркни главные и второстепенные члены).

3. Определи, чем выражено дополнение, напиши сверху карандашом.

1) Вечером развели мы костер.

2) От цветка исходил нежный аромат.

3) На дорожках лежат листья.

4) Мы пришли с хорошим настроением.

- Поменяйтесь карточками. Проверьте работу друг друга, объясняя, как выполняли.

- Обратите внимание на предложение № 3,4 – сверь работу напарника с записью в своей карточке. Исправь ошибки, если они есть.


Карточка № 4.

Задание:

1. Прочитай предложения.

2. Разбери их по членам предложения (подчеркни главные и второстепенные члены).

3. Определи, чем выражено дополнение, напиши сверху карандашом.

1) Село украшает сад.

2) Альбом взял этот мальчик.

3) На дорожках лежат листья.

4) Мы пришли с хорошим настроением.

- Поменяйтесь карточками. Проверьте работу друг друга, объясняя, как выполняли.

- Обратите внимание на предложение № 3,4 – сверь работу напарника с записью в своей карточке. Исправь ошибки, если они есть.















































Приложение 4


Оценочный лист учащегося 5 класса               _____________________

                 фамилия, имя

Вид работы

Работа в паре (таблица)

Работа в паре (взаимопроверка)

Индивидуальная работа

Я оцениваю свою работу




Мою работу оценивает напарник