муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
КОНСПЕКТ УРОКА
Урок по русскому языку
"Второстепенные члены предложения. Дополнение"
г. Биробиджан, 2020
Пояснительная записка
Тема: Открытый урок по русскому языку «Дополнение».
Возраст: 10 - 11 лет.
Продолжительность урока: 40 минут.
Цель урока: Образовательная: повторение и систематизация знаний обучающихся о второстепенных членах предложения; развитие умения находить, выделять и различать второстепенные члены предложения; формирование умения находить дополнение как второстепенный член предложения по его признакам в предложении; формирование умения разграничивать подлежащее и дополнение, выраженные существительными в винительном падеже без предлога.
Воспитательная: формировать интерес к знаниям; доброжелательное отношение и взаимопомощь.
Развивающая: развивать память, мышление, быстроту реакции, умение
пользоваться полученными знаниями.
Задачи урока:
Образовательные:
закреплять знания:
- повторить и систематизировать знания учащихся о второстепенных членах предложения;
- учиться находить, выделять и различать второстепенные члены предложения;
- учить определение дополнения и способы выражения дополнения, формировать умение находить его в предложении;
- формировать умение разграничивать подлежащее и дополнение, выраженные существительными в винительном падеже без предлога.
Развивающие:
развивать у детей умения:
- самостоятельно работать с текстом, анализировать его;
- классифицировать, обобщать, делать выводы, давать оценку;
- самостоятельно работать с раздаточным материалом индивидуально, в паре;
- развивать умение устно выражать свои мысли перед аудиторией.
УУД:
Коммуникативные:
использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования,
контроля и самооценки.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения.
Познавательные:
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над дополнением.
Личностные результаты: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
Тип урока: комбинированный
Формы и методы: частично-поисковая деятельность учащихся, работа в парах.
Оборудование: учебник, рабочие тетради, раздаточный материал (карточки).
Ожидаемый результат: вспомнить ранее изученный материал по теме «Второстепенные члены предложения. Дополение»; развивать умения находить, выделять и различать второстепенные члены предложения; формировать умение находить дополнение как второстепенный член предложения по его признакам в предложении; формировать умение разграничивать подлежащее и дополнение, выраженные существительными в винительном падеже без предлога; развивать умения учащихся работать в паре; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления; развивать умение работать индивидуально, в паре; развивать умение вслух выражать своё мнение перед аудиторией; формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам выполнения нового задания.
Ход работы
1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Поглядите друг на друга, улыбнитесь, почувствуйте рабочий настрой. Садитесь. На доске записаны число, тема урока, запишите в тетрадь.
2.Актуализация знаний.
Задания на доске. Назвать грамматические основы предложений.
1. Легкий ветер на рассвете между листьев пробегает.
2. Каждый слышал песню дуба.
3. Наш садовод — неугомонный дед.
4. Песни всегда посвящал я Отчизне.
- Почему в 3 предложении стоит тире? Это распространённые предложения? А что значит распространённые предложения? Что значит нераспространённые предложения?
3. Работа по теме «Второстепенные члены предложения. Дополнение».
- Сформулируем учебные задачи нашего урока.
- Вы заметили, что второстепенные члены предложения отвечают на разные вопросы, определяют существительное, уточняют сказуемое, обозначают условия, место, время и т.д. В зависимости от этого все второстепенные члены предложения делятся на 3 группы: дополнения, определения, обстоятельства.
- Рассмотрим предложение:
Легкий ветер на рассвете между листьев пробегает.
- Мы видим, что каждый из второстепенных членов предложения поясняет главные члены.
- А можно ли ещё распространить предложения. Могут ли поясняться и второстепенные члены? К каким второстепенным членам можно задать вопросы? Попробуйте сделать пояснения к второстепенным членам, предварительно составив словосочетания (на рассвете (каком?) чудном, чудном (как?) удивительно, листьев (каких?) жёлтых).
Лёгкий ветер на удивительно чудном рассвете между жёлтых листьев пробегает.
Вывод: любые члены предложения могут иметь при себе второстепенные члены.
Чтение теоретических сведений (с.82)
- Для чего нужны второстепенные члены предложения?
- Какие падежи называются косвенными?
На доске написаны предложения:
Со смелым бойцом и победа дружит.
Возле нашей границы не перелететь и птице
Устный разбор первого предложения. Один ученик работает у доски со вторым предложением.
- Назовите главные члены предложения.
- Назовите второстепенные члены предложения.
- Найдите слова, которые отвечают на вопросы косвенных падежей?
- От какого слова они зависят?
С. 72 – теоретический материал учебника. Учащиеся читают материал про себя.
Работа в парах.
- Задание: заполните вместе таблицу. (Приложение 1)
Порядок действий | Дополнение |
1. Установите, от какого слова зависит. Напишите справа название части речи. | |
Выясните, что обозначает дополнение. Пользуйтесь материалом учебника. | |
3. Найдите, на какой вопрос отвечает. Запишите все вопросы справа. | |
4. Определите, какой частью речи выражается дополнение. | |
- Проверьте свою работу: сопоставление с таблицей-ответником (Приложение 2).
Порядок действий | Дополнение |
1. Установите, от какого слова зависит. Напишите справа название части речи. | От глагола |
Выясните, что обозначает дополнение. Пользуйтесь материалом учебника. | Предмет, с которым связано действие или признак |
3. Найдите, на какой вопрос отвечает. Запишите все вопросы справа. | Р.п. кого? чего? Д.п. кому7 чему? В.п. кого? что? Т.п. кем? чем? П.п. о ком? о чем? |
4. Определите, какой частью речи выражается дополнение. | Чаще всего существительным или местоимением в косвенном падеже |
- Внимание! Второстепенные члены предложения, отвечающие на вопросы косвенных падежей, называются дополнениями. Они относятся к сказуемому, вносят уточнения и дополнения в предложения. Подчеркиваются пунктирной линией (отвечает один учащийся)
- Запишите под диктовку предложения, подчеркните в них грамматические основы, обозначьте графически дополнение и укажите их падеж (по рядам)
Занавески шевелятся от слабого ветерка (1 ряд)
Мы принесли ящик с игрушками (2 ряд)
Он почувствовал запах малины (3 ряд)
Каждый учащийся получает карточку с заданием и четырьмя предложениями, одно их них с выполненным заданием (приложение 3)
Карточка № 1.
Задание:
1. Прочитай предложения.
2. Разбери их по членам предложения (подчеркни главные и дополнение).
3. Определи, чем выражено дополнение, напиши сверху карандашом.
1) Листочек оторвался от ветки.
2) Ребята видели ежа.
3) Ураган приближался к городу.
4) Яркий костёр осветил поляну.
- Поменяйтесь карточками. Проверьте работу друг друга, объясняя, как выполняли.
- Обратите внимание на предложение № 1,2 – сверь работу напарника с записью в своей карточке. Исправь ошибки, если они есть.
Карточка № 2.
Задание:
1. Прочитай предложения.
2. Разбери их по членам предложения (подчеркни главные и второстепенные члены).
3. Определи, чем выражено дополнение, напиши сверху карандашом.
1) Листочек оторвался от ветки.
2) Ребята видели ежа.
3) Ребята пускали кораблики.
4) Сестренка прилаживала паруса из тряпочек.
- Поменяйтесь карточками. Проверьте работу друг друга, объясняя, как выполняли.
- Обратите внимание на предложение № 1,2 – сверь работу напарника с записью в своей карточке. Исправь ошибки, если они есть.
Карточка № 3.
Задание:
1. Прочитай предложения.
2. Разбери их по членам предложения (подчеркни главные и второстепенные члены).
3. Определи, чем выражено дополнение, напиши сверху карандашом.
1) Вечером развели мы костер.
2) От цветка исходил нежный аромат.
3) На дорожках лежат листья.
4) Мы пришли с хорошим настроением.
- Поменяйтесь карточками. Проверьте работу друг друга, объясняя, как выполняли.
- Обратите внимание на предложение № 3,4 – сверь работу напарника с записью в своей карточке. Исправь ошибки, если они есть.
Карточка № 4.
Задание:
1. Прочитай предложения.
2. Разбери их по членам предложения (подчеркни главные и второстепенные члены).
3. Определи, чем выражено дополнение, напиши сверху карандашом.
1) Село украшает сад.
2) Альбом взял этот мальчик.
3) На дорожках лежат листья.
4) Мы пришли с хорошим настроением.
- Поменяйтесь карточками. Проверьте работу друг друга, объясняя, как выполняли.
- Обратите внимание на предложение № 3,4 – сверь работу напарника с записью в своей карточке. Исправь ошибки, если они есть.
4. Итог урока
- Какое значение имеет в предложении дополнение?
- Какими частями речи выражаются дополнения?
- Какие падежи называются косвенными?
-Как отличить подлежащее в В.п., если слово в этом падеже совпадает с И.п.?
5. Рефлексия.
- Обычно на уроке ребятам выставляют оценки. Какая оценка самая лучшая? А самая плохая? Наверное, было интересно, если б вас оценивали по 10-бальной шкале. Я предлагаю вам самим оценить себя, используя эту шкалу, ответьте на мои вопросы:
Приложение 4.
Оценочный лист учащегося 5 класса _____________________
фамилия, имя
Вид работы | Работа в паре (таблица) | Работа в паре (взаимопроверка) | Индивидуальная работа |
Я оцениваю свою работу | | | |
Мою работу оценивает напарник | | | |
6. Домашнее задание.
1. Параграфы 36,37
2. Упр. 183, 185 – подготовка к диктанту.
3. Рабочая тетрадь: задание 33 (с.18)
-Оценки за урок.
Приложение 1
Порядок действий | Дополнение |
1. Установите, от какого слова зависит. Напишите справа название части речи. | |
Выясните, что обозначает дополнение. Пользуйтесь материалом учебника. | |
3. Найдите, на какой вопрос отвечает. Запишите все вопросы справа. | |
4. Определите, какой частью речи выражается дополнение. | |
Приложение 2
Порядок действий | Дополнение |
1. Установите, от какого слова зависит. Напишите справа название части речи. | От глагола |
Выясните, что обозначает дополнение. Пользуйтесь материалом учебника. | Предмет, с которым связано действие или признак |
3. Найдите, на какой вопрос отвечает. Запишите все вопросы справа. | Р.п. кого? чего? Д.п. кому7 чему? В.п. кого? что? Т.п. кем? чем? П.п. о ком? о чем? |
4. Определите, какой частью речи выражается дополнение. | Чаще всего существительным или местоимением в косвенном падеже |
Приложение 3
Карточка № 1.
Задание:
1. Прочитай предложения.
2. Разбери их по членам предложения (подчеркни главные и дополнение).
3. Определи, чем выражено дополнение, напиши сверху карандашом.
1) Листочек оторвался от ветки.
2) Ребята видели ежа.
3) Ураган приближался к городу.
4) Яркий костёр осветил поляну.
- Поменяйтесь карточками. Проверьте работу друг друга, объясняя, как выполняли.
- Обратите внимание на предложение № 1,2 – сверь работу напарника с записью в своей карточке. Исправь ошибки, если они есть.
Карточка № 2.
Задание:
1. Прочитай предложения.
2. Разбери их по членам предложения (подчеркни главные и второстепенные члены).
3. Определи, чем выражено дополнение, напиши сверху карандашом.
1) Листочек оторвался от ветки.
2) Ребята видели ежа.
3) Ребята пускали кораблики.
4) Сестренка прилаживала паруса из тряпочек.
- Поменяйтесь карточками. Проверьте работу друг друга, объясняя, как выполняли.
- Обратите внимание на предложение № 1,2 – сверь работу напарника с записью в своей карточке. Исправь ошибки, если они есть.
Карточка № 3.
Задание:
1. Прочитай предложения.
2. Разбери их по членам предложения (подчеркни главные и второстепенные члены).
3. Определи, чем выражено дополнение, напиши сверху карандашом.
1) Вечером развели мы костер.
2) От цветка исходил нежный аромат.
3) На дорожках лежат листья.
4) Мы пришли с хорошим настроением.
- Поменяйтесь карточками. Проверьте работу друг друга, объясняя, как выполняли.
- Обратите внимание на предложение № 3,4 – сверь работу напарника с записью в своей карточке. Исправь ошибки, если они есть.
Карточка № 4.
Задание:
1. Прочитай предложения.
2. Разбери их по членам предложения (подчеркни главные и второстепенные члены).
3. Определи, чем выражено дополнение, напиши сверху карандашом.
1) Село украшает сад.
2) Альбом взял этот мальчик.
3) На дорожках лежат листья.
4) Мы пришли с хорошим настроением.
- Поменяйтесь карточками. Проверьте работу друг друга, объясняя, как выполняли.
- Обратите внимание на предложение № 3,4 – сверь работу напарника с записью в своей карточке. Исправь ошибки, если они есть.
Приложение 4
Оценочный лист учащегося 5 класса _____________________
фамилия, имя
Вид работы | Работа в паре (таблица) | Работа в паре (взаимопроверка) | Индивидуальная работа |
Я оцениваю свою работу | | | |
Мою работу оценивает напарник | | | |