План конспект урока по изобразительному искусству
Тема : «Богатыри»
Составила учитель ИЗО
Гедерим Марина Алексеевна
Тема: «Богатыри–защитники Отечества».
Оборудование для учащихся: карандаш, ластик, альбом, краски акварельные, баночка под воду, палитра.
Оборудование для учителя: конспект урока, репродукции по теме, презентация по теме, шаблоны, модули, презентация.
Тип урока: тематическое рисование, частично-поисковый, объяснительно-иллюстрированный.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Зрительный ряд: В.Васнецов «Богатыри», П.Д. Корин « Александр Невский», Г.Рокчинский «Богатырь. Баатр», В. Фаворский «Богатыри Джангара»
Межпредметные связи: музыка, литература, история.
Литературный ряд: Былины, эпос «Джангар»
Музыкальный ряд: А.П. Бородин « Богатырская симфония»; П. Чонкушов опера-балет «Джангар»
Цели урока:
1.Образовательная – закрепить знания особенности фигуры богатыря; закрепить знания как одевались древнерусские и калмыцкие воины и сравнить.
2.Развивающая – развить наблюдательность, пространственное мышление, зрительную память, творческий подход к работе.
3. Воспитывающая – воспитание интереса и любви к Истории Отечества, Родине.
Задачи урока:
- формировать познавательные потребности, стремление к усвоению знаний;
- воспитывать у детей интерес к учебному материалу, желание преодолевать трудности.
План урока:
I. Организационный момент. - 1 мин.
II. Вводная беседа. –15 мин.
III. Творческая работа учащихся.15 мин.
IV. Физминутка.- 1 мин.
V. Защита работ выполненных учащимися. – 4 мин.
VI. Подведение итога урока. -1 мин.
VII. Домашнее задание. – 1 мин.
VIII. Рефлексия. – 1 мин.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Проверка готовности класса к уроку.
Слайд 1. (Отрывок из эпоса «Джангар»)
Жизни свои острию копья предадим,
Страсти свои державе родной посвятим;
Да отрешимся от зависти, от похвальбы,
От затаенной вражды, от измен, от алчбы;
Груди свои обнажим и вынем сердца,
И за народ отдадим свою кровь до конца;
Верными Джангру едиными во век,
И на земле будем жить как один человек;
Да никогда богатырь не кинется вспять,
Вражью завидев неисчислимую рать!
И да не будет коня у него, чтоб не мог
Вихрем взлететь на самый высокий отрог;
Да никогда никому не страшна не была
Сила железа каленного до бела;
И да не будет страшна никому никогда
Рассвирепевшего океана волна;
И да не сыщется никогда силача
Что убоялся б ледяного меча;
И да пребудем бойцами правдивыми мы,
И да пребудем всегда справедливыми мы;
Да не содеем поступка другому во вред,
Трех избежим чудовищ; трех страшных бед;
Выполним клятву, чтоб совершенства достичь,
Высшего, светлого круга достичь!
- Скажите, ребята, отрывок из какого произведения мы прочитали? (Калмыцкий Эпос «Джангар»)
- Как называется этот отрывок? (Клятва богатырей Джангара)
- Каких богатырей из эпоса вы знаете?
(Джангар, Хонгор – Алый Лев, Савр Тяжелорукий, Санал Суровый, Наипрекраснейший Мингиян, Гюзян-Гюмбе, Алтан- Чееж)
Слайд 2.
- Посмотрите, перед вами иллюстрации с изображением разных предметов, скажите, как называются все эти вещи? (доспехи).
- Кто носил такие доспехи? (богатыри).
- Так значит, о ком мы сегодня будем говорить на уроке? (о богатырях).
Итак, тема нашего урока «Богатыри –защитники Отечества» (открыть слайд).
Богатырь - древнее это слово. Богатырь – значит, смелый и храбрый воин, удачливый и в бою счастливый. (По-калмыцки богатырь – БААТР)
Слайд 3.
- Название темы урока мы с вами определили, давайте сейчас вместе с вами, определим задачи урока: (определяют учащиеся).
Узнать о жизни богатырей.(О доспехах, об оружии богатырей)
Познакомиться с произведениями изобразительного искусства с изображением богатырей.
Сравнить доспехи русских и калмыцких богатырей.
Выполнить практическую работу по теме урока
Вопрос: Когда и для чего богатыри надевали доспехи?
(когда шли на войну, чтобы не получить смертельное ранение).
- То есть доспехи спасали богатырям жизнь.
Вопрос: Из чего делали эти доспехи?
(Из прочной стали, вручную из маленьких колечек или из отдельных пластин, из кожи животных).
Именно в те далекие времена, в народном творчестве начали воспевать подвиги богатырей. Образ богатыря родился в искусстве, как образ могучего защитника Родины, готового в любой момент встать на защиту слабых и обездоленных.
Вопрос: Кто является автором этой иллюстрации? (В.Васнецов).
Слайд 5. Изображение «Богатыри», Виктор Васнецов
Слайд 6. Портрет Художника В.М. Васнецова
Слайд 7. Богатыри изображены как единое целое, Однако каждый из них индивидуален.
Картина «Богатыри» написана на былинно-историческую тему. В 1898г. она появилась в Третьяковской галерее.
Вопрос: Что изображает художник на картине?
Охарактеризуйте образ богатырей. Какими вы их себе представляете?
Какой характер у главных героев?
- Три воина выстроились в ряд, самые любимые народные защитники – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Сам Васнецов так определил замысел картины:
Слайд 8.
Илья Муромец:
На исполинском вороном коне самый могучий богатырь – Илья Муромец. С удивительной лёгкостью держит он «палицу булатную сорока пудов».
Илья – самый старший из богатырей, густая седая прядь выбилась у него из-под шлема.
Илья – крестьянин, на нём простой шлем и обычная кольчуга.
Конь под стать богатырю, такой же мощный, сильный.
Слайд 9.
Добрыня Никитич
Былины говорят, Добрыня знатного происхождения, сын рязанского князя.
Он выделяется нарядностью одежды и красотой воинского снаряжения. Сверкает серебром его кольчуга, щит украшен жемчугами.
Красавец белый конь в нарядной сбруе с золотыми украшениями.
Слайд 10.
Алеша Попович
Прозвище его говорит о том, что происходит он из семьи священника.
В руках Алёши «тугой лук» да «стрелочка калёная».
Врага побеждает он не столько своей силой богатырской, сколько ловкостью, хитростью, находчивостью.
Гнедой конь украшен бубенцами, стоит, пригнув к земле голову.
Художнику удалось создать действительно яркий былинный образ народной богатырской силы, способной защитить родную землю от любого врага.
- Однажды русский композитор Александр Порфирьевич Бородин посетил крупнейший музей русского искусства – Третьяковскую галерею. Его просто поразила красота и мощь полотна В. Васнецова «Богатыри». Под впечатлением увиденного, он сочиняет симфонию, которую русский музыкальный критик Стасов назвал «Богатырской». Музыка «Богатырской» симфонии насыщена могучим дыханием русской земли.
(Слушание «Богатырской» симфонии А.П. Бородина)
- Силой и величием веет от этой музыки. Она звучит как могучий призыв, боевой клич.
Слайд 11.
- Следующее произведение в нашей галерее – картина работы калмыцкого художника Гари Рокчинского «Богатырь. Баатр»,
Вопрос: Каким предстает перед нами калмыцкий богатырь-баатр? Есть ли сходство с русскими богатырями? Какова миссия русских и калмыцких богатырей? (Защита Родины, слабых и обездоленных)
Послушайте мелодию «Танец богатырей»
(Слушание «Танца богатырей»)
Слайд 13.
- В процессе урока у каждого из вас сложился своей образ богатыря, воина-защитника.
Творческая работа учащихся.
Прежде чем вы приступите к выполнению задания, давайте немного отдохнем.
Физминутка.
для глаз.
Для рук
С новыми силами принимайтесь за работу.
Слайд 14.
Уточнение деталей, решение в цвете. Учащиеся подбирают на палитре цвета и решают, какие из них будут нужны для рисунка. Украшают снаряжение воина богатыря (шлем, щит, меч, стяг).
Вопрос: Как вы считаете готов наш богатырь к бою?
Молодцы! Все ребята работали очень хорошо,
- аккуратное выполнение работы;
– удачное цветовое сочетания, техника владения красками.
Итог урока.
Домашнее задание:
Найти 2 картины русских художников с изображением богатырей,
И 1 картину зарубежных художников с изображением богатырей.
Рефлексия.
Посмотрите на первое предложение продолжите фразу:
Было интересно…
Было трудно …
Теперь я могу …
- Где пригодятся в дальнейшим полученные знания?
Возможно, кому то сегодня захочется узнать все о жизни богатырей не только русских но и зарубежных, скажите, где мы можем найти описания: В интернете,. библиотеке, энциклопедиях, и т.д.
Урок окончен! Досвидания!