СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "История древних славян" по окружающему миру в 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "История древних славян" по окружающему миру в 3 классе»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Карасукский педагогический колледж»



Конспект урока

По окружающему миру

В 301 группе ГАПОУ НСО «Карасукский педагогический колледж»

Студентки 301 группы

Карасукского педагогического колледжа

Предатченко Ольги Сергеевны

Урок будет дан 9. 12. 2021 года

Методист: Ларченко Ольга Александровна





Класс: 4

Конспект разработала: Предатченко Ольга

Подпись методиста: ___________








Тема урока: «Жизнь древних славян»

Класс: 4

Цель урока: формирование представления о жизни древних славян

Задачи урока:

Дидактические: формировать представления о жизни древних славян через ознакомление с бытом, хозяйством, образом жизни древних славян.

Развивающие: развивать умение формулировать ответы на вопросы; анализировать и делать выводы.

Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к новому учебному материалу, воспитывать способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий.


Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формаорганизацииучебной

деятельности

Дидактические средства,

Интерактивное оборудование

Формыконтроля,

взаимоконтроляисамоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные


Личностные

1

Этап мотивации


Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность


Прозвенел звонок веселый

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем, мы работать начинаем.


Меня зовут Ольга Сергеевна, сегодняшний урок окружающего мира проведу я.

Девизом сегодняшнего нашего занятия будет «Все, что мы делаем, нужно! Значит, давайте трудиться Честно, усердно и дружно».

Ребята, давайте скажем, как мы сегодня будем трудиться? Почему?


Молодцы, сегодня мы приступим к изучению нового раздела


Настраиваются на работу


Приветствуют учителя




Фронтальная


Контроль учителя



устойчивая мотивация к деятельности

2

Актуализация и

фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии

 Организовать фиксацию затруднения на уроке как направлений будущей учебной деятельности




























Словесный(беседа)












Словесный(беседа)























-Ребята, давайте откроем учебник на стр. 33 и узнаем, о чем будет идти речь в новом разделе.

-Как называется наш раздел? (Страницы истории России).

О чем пойдет речь в этом разделе?

Чем отличается новый раздел от предыдущего?

Как вы считаете, зачем нам знать историю России?

Давайте прочтем и узнаем, правы мы или нет. (дети по цепочке читают пункты).

Ребята, а что вы уже знаете об истории России? (ответы детей).

Вам известно о том, кем были первые люди на Руси и как они жили? (нет).

















Выдвигают версии, рассуждают







Формулируют ответы на вопросы










































Фронтальная













Фронтальная работа




















Учебник с.33










Учебник с.33






















Контроль учителя










Контроль учителя


























уважительно относиться к истории












уважительно относиться к истории




































К: формулировать ответы на вопросы; включаться в коллективное обсуждение вопросов

Р: понимать и принимать учебную задачу; выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения

П: строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами
























широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;










3

Этап выявления места и причины затруднения

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения

Словесный(беседа)









Словесный(беседа)


Какое затруднение у нас возникло? (мы не знаем кем были первые люди на Руси и как они жили)

Верно, ребята, какую цель поставим на уроке? (узнать, кем были первые люди на Руси и как они жили).

Правильно, сегодня мы будем говорить о жизни древних славян.

Ребята, обратимся к нашему девизу, зачем нам надо это знать?






Отвечают на вопросы, рассуждают

Определяют затруднение

Фронтальная








Фронтальная














Презентация в программе Power Point (слайд 1)

Интерактивная панель

Контроль учителя

уважительно относиться к истории


П:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

К: формулировать ответы на вопросы; включаться в коллективное обсуждение вопросов

познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;

4

Этап построения выхода из затруднения


Организовать построение плана  изучения нового знания

Словесный(беседа)





Практический (составление плана у доски)

Молодцы, что нам поможет, чтобы достичь цель? (план).

Правильно, давайте составим план в правильной последовательности. (составляют в парах, одна пара у доски)

План:

  1. Узнать, как жили древние славяне.

  2. Сделать вывод.

  3. Применить новые знания.

Ребята, на ваших столах есть листы самооценки, не забывайте оценивать себя после каждого выполненного пункта.







Выстраивают последовательность действий по достижению цели

Парная























Пункты плана






Взаимоконтороль







Взаимоконтроль




уважительно относиться к истории









К: слушать и понимать речь других

Р: уметь выстраивать последовательность своих действий на уроке

Способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий

5

Этап реализации построенного проекта

Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.










Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.



































Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.















Словесный (беседа)




Наглядный (демонстрация видео)






Словесный (беседа





Наглядный (изучение карта)
















Словесный (рассказ)







Практический (ответить на вопросы)










Наглядный (демонстрация иллюстрация)




Словесный (беседа)









Практический (рабата по плану, составление рассказа в группах)











Практический (рабата по плану, составление рассказа в группах)










Наглядный (демонстрация видео)


Ребята, чтобы узнать, как жили древние славяне, я предлагаю для начала выяснить, где они жили. Есть ли у вас предположения? (версии детей).

Ребята, мы узнаем правы вы или нет, посмотрев видеоролик. После просмотра, ответьте на вопросе: где жили древние славяне, когда они жили, и какие народности произошли от славян. (вопросы на слайде).

Итак, ребята, где жили славяне? (в лесах, на болотах, возле рек).

Когда появились племена славян? (примерно 1000 лет назад).

Какие народы произошли от восточных славян? (русские, украинцы, белорусы).

Верно, к какой народности относимся мы? (русские).

Ребята, а где на карте располагались поселения славян? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам открыть стр. 35 и рассмотреть карту. Изучение карты мы начинаем с легенды. Прочитаем, что обозначают условные знаки. (знакомство с условными знаками).

Верно, по условным знакам найдите расположение поселений восточных славян, западных и южных. Прочтите названия племен восточных славян.

Молодцы, расселения восточных славян занимали территорию современной Украины, Белорусии и Западной России.

Ребята, мы выяснили на какой территории жили древние славяне. Как вы думаете, чем они могли заниматься? (версии детей).

Чтобы узнать, чем занимались славяне, я предлагаю вам внимательно послушать мой рассказ (рассказ сопровождается вопросами к учащимся, показом на презентации особенностей быта славян) и, работая в парах, ответить на вопросы, ознакомьтесь с ними. (вопросы на карточках лежат перед рассказом).

Помните, что, работая в паре, необходимо уметь выслушивать друг друга и уважать мнение партнера.

  1. Какие были основные занятия мужчин?

  2. Что такое бортничество?

  3. Чем занимались женщины?

  4. Что делали славяне для занятия земледелием?

  5. Где славяне выбирали место для строительства жилища?

  6. Из чего состояло убранство дома?

  7. Как топилась изба у славян?

  8. Что служило посудой у славян?

  9. Из чего делали одежду?

(дети слушают рассказ, сопровождаемый фотографиями и рисунками на презентации, в парах отвечают на вопросы).

Итак, ребята, давайте попросим первую пару выйти и показать свои ответы под документ – камерой, а мы сверимся и если потребуется – исправим ошибки. (пара выходит, анализируются ответы).

Отлично, сейчас я предлагаю вам выполнить физминутку. (выполняют физминутку).

Молодцы, ребята, мы выяснили как чем занимались древние славяне и как был устроен их быт.

Зачем нам нужны эти знания?

Ребята, сейчас в нашей в стране распространена религия христианство. Как вы считаете, всегда ли эта вера была принята у нас? (версии детей)

Если нет, то во что же верили древние славяне? (версии детей).

Ребята, чтобы подтвердить наши догадки, я предлагаю вам открыть учебник на стр. 38, прочитать 2 и 3 абзац. Затем, работая в группе, составьте устный рассказ по предлагаемому плану на основе прочитанного.

Вспомним вместе правила работы в группе. (дети называют правила по очереди). Назначьте одного представителя от группы, который представит ваш рассказ.

План:

1 группа:

  1. Какими славяне считали деревья, воду, солнце, ветер?

  2. Кто повелевал явлениями природы по мнению славян?

  3. Кто являлся главным богом у славян?

  4. Чем управлял главный бог?

  5. О чем молились славяне богам?

2 группа:

  1. Кто населял привычный мир славян?

  2. В каких существ верили славяне? Где жили эти существа по мнению славян?

  3. Все ли духи были добрыми?

  4. Что являлось защитой от злых духов?

  5. С какой просьбой славяне обращались к защитникам от злых духов?

(дети работают в группах, выступают с рассказом).

Ребята, молодцы, мы выяснили в кого верили древние славяне.

Теперь я предлагаю вам посмотреть видео и узнать, как развивалась жизнь древних славян далее. Посмотрите и ответьте на вопросы:

  1. Как расселились славяне?

  2. Кто стал возглавлять славян?

(дети смотрят, отвечают на вопросы).

Ребята, молодцы, какой пункт плана мы выполнили? (узнали, как жили древние славяне). Верно, давайте его отметим и оценим свою работу на листах самооценки.

Ребята, какой следующий пункт плана? (сделать вывод).

Верно, давайте сделаем общий вывод об изученном. Что вы узнали о жизни древних славян? (дети делают вывод)

Отлично, ребята, какой пункт мы выполнили? (сделали вывод). Давайте его отметим и оценим себя на листах самооценки.






Выдвигают версии



Смотрят видео





Формулируют ответы на вопросы








Формулируют ответы на вопросы




Анализируют карту





Анализируют карту










Слушают рассказ





Работают в парах, формулируют ответы на вопросы















Анализируют ответы








Выполняют физминутку







Выдвигают версии






Составляют устный рассказ по плану на основе прочитанного







Составляют устный рассказ по плану на основе прочитанного












Составляют устный рассказ по плану на основе прочитанного





Смотрят видео, формулируют ответы на вопросы

Фронтальная












Фронтальная











Фронтальная











Фронтальная











Парная









Парная












Парная








Фронтальная








Фронтальная








Групповая







Групповая










Групповая












Групповая









Фронтальная






Фронтальная













Видеоролик

Интерактивная панель





Презентация в программе Power Point (слайд 2)

Интерактивная панель








Учебник стр. 35





















Презентация в программе Power Point

Интерактивная панель








Карточки с вопросами

Презентация в программе Power Point)

Интерактивная панель

Документ – камера






Физминутка













Учебник стр. 38







План рассказа

Презентация в программе Power Point

Интерактивная панель





План рассказа






Презентация в программе Power Point

Интерактивная панель




Видео









План, листы самооценки

Контроль учителя

















Контроль учителя













Контроль учителя


















Взаимоконтроль




















Взаимоконтроль















Контроль учителя









Взаимоконтроль












Взаимоконтроль




















Контроль учителя








Контроль учителя














Знают о происхождении древних славян, особенностях их проживания












Умеют читать карту




Знают географическое расположение древних славян















Знают особенности занятий древних славян, их быт




Знают особенности занятий древних славян, их быт

Знают особенности занятий древних славян, их быт
















Знают особенности религии древних славян











Знают особенности религии древних славян








Знают особенности религии древних славян









уважительно относиться к истории













уважительно относиться к истории


К: учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

П: понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике



К: учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; П: поиск разнообразных способов решения задачи- структурирования знания

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее

реализации





















К: учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; П: поиск разнообразных способов решения задачи- структурирования знания

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее

реализации


Р: планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы)

К: составлять небольшие рассказы на заданную тему; включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы;





учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;





































Способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий













учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;













Способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий


















учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;








учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;


6

Этап первичного закрепления с проговариванием

Организовать повторение учебного содержания необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.























Словесный (беседа)

Молодцы, предлагаю вам по очереди продолжить фразы о жизни древних славян..

  1. Древние славяне жили в ____

  2. Основными занятиями славян являлись ____

  3. Убранство в доме было ____

  4. Славяне верили в ____

  5. Славяне расселились на ____ территорию.

  6. Славян возглавили ____

(ответы на вопросы появляются в презентации)





Формулируют конец предложений
































Фронтальная




Презентация в программе Power Point

Интерактивная панель




План, листы самооценки

















Контроль учителя









осваивать доступные способы изучения общества (наблюдение, запись)












К: учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

Р: понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем; планировать свои действия в течение урока



учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

















7

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

 Выявить уровень усвоения нового материала




















.









Практический (тестирование)




Молодцы, ребята, теперь выполним самостоятельную работу на ваших планшетах в приложении LearningApps,

Включите планшет, перейдите на задание по QR – коду (или по ссылке в беседе), выполните тестирование, выбирая правильный ответ из предложенных,

проверьте себя и оцените по эталону.

(дети выполняют тест и проверяют себя по эталону).

Ребята, кто выполнил весь тест верно? а у кого были ошибки?

Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы избежать ошибок?

Молодцы, какой пункт плана мы выполнили? (применили новые знания). Давайте его отметим и ценим себя на листах самооценки.






Выполняют самостоятельную работу


























Индивидуальная






Индивидуальная




























Планшеты



Задание в LearningApps



Эталоны


План, листы самооценки























Самоконтроль





Самоконтроль







уважительно относиться к истории






























П: устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.

К: формулировать ответы на вопросы.

Р: понимать учебную задачу;








ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на

самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям

конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей














8

Этап включения в систему знаний и повторения

Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке.

Словесный(беседа)


Ребята, прочтем еще раз наш девиз. «Все, что мы делаем, нужно! Значит, давайте трудиться Честно, усердно и дружно.»

Как мы сегодня работали на уроке?
Зачем мы так работали? Почему все, что мы изучаем нам нужно?

Чему был посвящен наш урок?

Какова была тема и цель урока?

Что нам удалось узнать о жизни древних славян?

Удалось нам достичь цели?

Как нам следует относиться к истории своего народа?

Отвечают на вопросы

Фронтальная


Презентация в программе Power Point

Интерактивная панель


Контроль учителя



уважительно относиться к истории


Р: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним построить ответ в устной форме. К: формулировать своё мнение. П: овладение логическими действиями сравнения; анализа и обобщения.

познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;

9

Рефлексия

Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с преподавателем и одноклассниками.

Словесный(беседа)


-Ребята, давайте проанализируем ваши листы самооценки, которые вы заполняли на протяжении всего урока(выбираю желающих или сама спрашиваю)

А сейчас я предлагаю вам продолжить одно из предложений:

Я узнал(а)…..

Было интересно…

У меня получилось …

Я выполнял(а) задания…

Оценивают себя, свою деятельность

Индивидуальная







Презентация в программе Power Point

Интерактивная панель


Самоконтроль


Р: адекватная самооценка; П: построение речевого высказывания в устной и письменной форм

Способность к оценке своей учебной деятельности
























2