СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок усвоения нового материала по теме "Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам" способствует развитию умения правильно писать окончания глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа существительного.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам"»

Технологическая карта

Предмет: русский язык

Класс: 4

Тип урока: урок усвоения нового материала

Учитель: Волощенко Л.Ф.

Тема


Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам

Цель

На основе наблюдения окончаний глаголов в прошедшем времени и окончаний глаголов в настоящем и будущем времени сделать вывод об изменении глаголов в прошедшем времени по родам.

Развитие умения правильно писать окончания глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа существительного.

Задачи

Образовательные:

  • Закрепить умение определять части речи;

  • Закрепить умение определять время глагола, изменять глаголы по временам;

  • Формировать умение определять число и род у глаголов прошедшего времени,

  • Закрепить умение составлять словосочетания и предложения;

Развивающие:

  • Развитие личности учащихся: его познавательных потребностей, опыта
    познавательной деятельности;

  • Формирование у учащихся новых учебных и познавательных умений и
    навыков;

  • Развитие логического мышления учащихся, умений анализировать, систематизировать и обобщать материал;

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к учебе, чувство взаимопомощи, аккуратность;

- Развивать культуру общения на уроке.


Технологии, методы, приёмы

Метод решения учебных задач, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, контроля (самоконтроль, самооценка), словесный, практический; работа в парах, группах, самостоятельная работа

Основные понятия термины

Время глаголов (настоящее, будущее, прошедшее), род, число.

Планируемые результаты

Предметный:

- распознавать глагол определять его признаки ( как изменяется глагол),

- выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

-создание условий для отработки учащимися умения определять род глаголов прошедшего времени, правильного письма окончаний глаголов;

- включение учащихся в деятельность по формированию орфографической зоркости.





Личностный:

- целостное восприятие окружающего мира; способность к рефлексивной самооценке собственных действий;

 - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметный:

– ставить и решать учебную задачу под руководством

учителя; осуществлять самоконтроль; выполнять

учебные действия в материализованной, громкоречевой

и умственной форме ;

– ориентироваться в структуре учебника, выделять

и осмысливать необходимую информацию, представлять ее

в знаково-символической форме; осуществлять анализ

с выделением существенных признаков, проводить сравнение

по заданным основаниям, делать умозаключения, подводить факты под понятие ;

– участвовать в коллективном обсуждении вопросов,

высказывать и обосновывать свое мнение, дополнять

и контролировать друг друга; делиться своими открытиями,рассказывать о своих достижениях

Формы работы

Фронтальная, работа в паре, индивидуальная

Оборудование


Экран, нетбук, мультимедиа проектор

учебник «Русский язык» С.В.Иванов 4 класс, Рабочая тетрадь №2 под редакцией С.В.Иванова, тест





Технология обучения

Этапы

урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Оформле

ние доски, наглядность

Формируемые умения

1.Организаци

онный этап.

( 1 мин.)


Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.

Здравствуйте, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Очень важно начать урок с хорошего настроения.

Девиз урока:

Ум и сердце в работу вложи, Каждой секундой в труде дорожи!


Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Слайд 1






Слайд 2


– осуществлять

самоконтроль ;

– слушать и понимать речь

других; строить рассуждение



2.Этап проверки домашнего задания

(3 мин.)



3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

( 6 мин)


































































4. Первичное усвоение новых знаний.

( 20 мин.)




Упр.3 с.160 – на доске записаны глаголы. Обозначить в них основы





Вспомнили о правильной посадке, открыли тетради, запишите число.

1)Минутка чистописания: Ээ,Эк, ия. Словарная работа – слова на букву х.ш,э. Придумать предложения с новыми словами.

-Подчеркните слова, которые, как вам кажется, удалось написать хорошо.

Оцените свою работу. (!, +,-)


2) Актуализация знаний –

Сейчас предстоит выполнить задания работая в группах.

Вспомните правила работы в группе.

Правила работы в группе:

1.Каждый высказывает свое мнение.

2.Каждый выслушивает мнение товарища.

3.Каждый умеет защищать свой выбор.

4.Придя к общему мнению, умейте его доказать.

5.Умей не только слушать, но и слышать.)

Задание:

Образуйте от глаголов форму прошедшего времени. Определите вид глаголов.

1 группа

учить –

купить –

поужинать –

блеснуть –


2 группа

спать –

дышать –

подержать –

посмотреть -


Что можете сказать?

Верно, форма прошедшего времени образуется от глаголов совершенного и несовершенного вида

Оцените свою работу.(+,-)


3) Целеполагание вместе с уч-ся и определение темы урока

Создание проблемной ситуации.

Прочитайте отрывок стихотворения. Выпишите глаголы. Что можете сказать про эти глаголы? (Организовать помощь в формулировке учебной задачи). Подводит детей к формулированию темы и задач урока.

Тема: Изменение глаголов в прошедшем времени.

Задачи: Научиться определять род глаголов прошедшего времени. Правильно задавать вопросы. Правильно записывать окончания у глаголов прошедшего времени.







Работа в учебнике с.161

Рубрика «Обрати внимание»

Упр.1 – устно

Прочитайте слова. Какая это часть речи?

Вовлечение детей в диалог.

Какие слова относятся к глаголу?

Закончите предложение.

Глагол обозначает….,

в предложении чаще всего бывает …,

изменяется по… ,

в прошедшем времени изменяется по….

Проверка.

Рубрика «Давай подумаем», «Обрати внимание»


-Что показывает прошедшее время глаголов?

- На какие вопросы отвечают?

- Что изменилось у глагола?

- От чего зависит написание окончаний глаголов в прошедшем времени?










Развивают навык плавного, каллиграфически правильного письма.

Самостоятельно оценивают свою работу.






Участвуют в диалоге.

Отвечают на вопросы.





































Работа в паре, вставляют пропущенные слова, анализируют (устно).






Дети должны увидеть ошибку при проверке, исправить её.

Учащиеся вступают в диалог и отвечают на поставленные вопросы.

Учащиеся в сотворчестве с учителем формулируют тему и задачи урока.





Дети делают вывод. Написание окончаний глаголов в прошедшем времени зависит от рода.



Работают у доски по очереди. Ставят вопрос. Определяют род глагола в прошедшем времени. Наблюдают за родовым окончанием.


Делают вывод, отвечают на вопросы учителя.














Слайд 3,4










Слайд 5



















Слайд 6
























Слайд 1









Слайд 7

Предметные:

установить правильность, полноту и осоз­нанность выпол­нения д/з всеми учащимися; выявить про­белы в знаниях и способах дея­тельности уч-ся и определить причины их воз­никновения; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы

Предметные :

- включение учащихся в деятельность по формированию навыков каллиграфического письма;

- актуализация знаний о глаголе.

УУД

- самостоятельное выделение нужных слов и формулирование предложений

- формирование начальных форм рефлексии: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

-умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками


















































Обеспечить вос­приятие, осмыс­ление и первичное закрепление уч-ся изучаемого мате­риала: существенных признаков поня­тий, знаков, тео­рий и др., правил и постро­енных на их ос­нове алгоритмов; содействовать усвоению уч-ся способов, которые привели к опреде­ленному выводу (обобщению); создать содер­жательные и орга­низационные ус­ловия усвоения уч-ся методики воспроизведения изучаемого мате­риала.





Физминутка

( 2 мин.)

Этапы:



Слушают задание







Выполняют упражнения






Отвечают на вопрос

Предлагает выполнить физические упражнения с заданием.

- Встали все ровненько. Мы не просто будем выполнять упражнения, а я вам даю задание. Когда вы сядите, то скажите мне сколько глаголов прошедшего времени вы услышали в физкультминутке. Посмотрим, кто у нас внимательный!

  1. Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

- Итак, сколько глаголов прошедшего времени вы услышали? Кто был внимательным и посчитал?(5)

- В каком лице употреблены глаголы?

Слушают внимательно, выполняют физические упражнения, отвечают на вопрос учителя.


Слайд 8

.


5.Первичная проверка понимания.

(5 мин.)











6.Первичное закрепление.

(3 мин.)



Работа в учебнике с.162

Упр.2 – работа у доски

Рубрика «Тайны языка» - наиз.












Самостоятельная работа.

На рабочем столе найдите ярлык «Академия младшего школьника», орфографический экзамен № 170. Выполните задание.

Открывают учебник, Работают с упражнениями, читают задание, самостоятельно выполняют упражнения.



Отвечают на вопросы учителя, проводят взаимопроверку.

Первый выполнивший задание работает у доски.




Дети выполняют самостоятельную работу, наблюдают за родовыми окончаниями глаголов в прошедшем времени в единственном числе.




Слайд 9














нетбуки











Предметные:

Развитие внимания, интереса к учёбе

УУД:

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата

- формировать умение работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде

- самостоятельное решения проблем поискового характера; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью; формирование умения работать с ИКТ;

формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности,

планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

(2 мин.)


Рассмотрите упр. 4 Прочитайте задание. Как нужно выполнять?

Стр. 161 правило

- Это домашнее задание для тех кому надо потренироваться.

- Кто усвоил тему напишите мини- сочинение «Январь», используя глаголы в прошедшем времени.


Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению, дает конструктивные задания. Задаёт вопросы по итогу урока.


Слайд 10

Предметные:

Развивать способность воспроизводить правило в памяти, отвечать на вопросы.

УУД:

-развитие самостоятельности

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

- преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

- постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске

8.Рефлексия (подведение итогов занятия).

(3 мин.)


Ответили ли мы с вами на вопросы, которые поставили себе в начале урока?

- Как определить род и число глаголов в прошедшем времени?

Подводят итог урока. Учитель предлагает детям оценить свое эмоциональное состояние.

Чему вы научились на уроке? знаю

Расскажите по схеме: Я запомнил

смог

Что получилось лучше всего? Какое настроение было в течение урока?




Получают позитивный настрой от урока



Слайд 11






Слайд 12


- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач;

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности