СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Лексика"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторский урок-путешествие по стране Лексика для 6 класса позволяет повторить и обощить знания по этому разделу. Урок проходит в интересной и занимательной форме 

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Лексика"»

ТЕМА: Повторение по теме лексика, фразеология


Вид урока: урок- путешествие.


Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала


ХОД УРОКА

1. Слово учителя


Итак, чтобы определить, какой раздел русского языка мы будем повторять, вы должны будете отгадать загадки и по первым буквам отгадок составить слово. Эту работу вы выполните в группах.(групповая работа)


(Учитель читает загадки, а дети записывают отгадки в столбик)


Как на него взглянешь, так и заплачешь. (Лук)

Зимой и летом одним цветом. (Ель)

Сидит Маршутка в семидесяти семи шубках. (Капуста)

На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

Синенька, маленька по городу скачет, всех людей красит. (Игла)

Черный Ивашка, деревянная рубашка, где пройдет, там след остается. (Карандаш)

Стоит на крыше верхолаз,

Ловит новости для нас (Антенна)


2. Чтобы повторить названный вами раздел, мы отправимся в необычное путешествие и посетим страну Лексику и граничащую с ней загадочную Фразеологию.


Прежде чем мы тронемся в путь, скажите, что мы называем лексическим значением?(определенный смысл)

Определите лексическое значение слова «путешествие».

(Ответы уч-ся)

А какой словарь нам поможет проверить лексическое значение слова? (Толковый словарь).


3. О каких ключах идет речь? Подпишите значения слова ключ в каждой из строчек. Вспомните, как называются такие слова?


(Учащиеся под диктовку записывают четверостишье, один ученик работает у доски) (фронтальная и индивидуальная работа)


Там, где нужен ключ обычный, (метал. стержень)

Не поможет ключ скрипичный, ( музыкальный термин)

И лесным ключом, поверь, (родник)

Не откроешь эту дверь.


Объясните орфограммы, которые встречаются в этом тексте



4. Закончите предложения, вставив нужные по смыслу слова.


(Учитель читает стихотворение, а дети в парах отгадывают и записывают пропущенные слова) (работа в парах)


В театре за актом следует акт,

А между ними нужен….. (антракт)


На время дело прекратив,

Вдруг объявили ….. (перерыв)


В поле пахарь устал слишком,

Нужно сделать …… ( передышку)


После урока непременно

Нужна ребятам ….. (перемена)


Как называются эти слова? (Синонимы) определение


5. Ребята, дальше наш путь лежит в загадочную страну Фразеологию. А почему ее называют загадочной?


Мы причалили к ее берегу и здесь сразу же слышим фразу:


«Как же это ты? Язык заплетался, голова не варила? Ведь ты же этот предмет как свои пять пальцев знаешь


- Что в ней необычного?


- Что обозначают данные фразеологизмы?


Вам предложены фразеологизмы. Что означают эти выражения, подберите к ним слова-антонимы (фразеологизмы записаны на доске) (фронтальная работа)


Бить баклуши (бездельничать) – работать засучив рукава


Сломя голову (очень быстро) – ползти как черепаха


Точить лясы (болтать) - воды в рот набрать


С гулькин нос (мало) – с три короба, тьма-тьмущая




6. Работа в парах по карточкам


Задание: После каждого предложения в скобках запишите фразеологизмы, которыми можно заменить подчеркнутые слова


1. Одноклассники без всякого основания, без видимой причины перестали со мной разговаривать. ( ни с того ни с сего).


2. Задание написано совершенно четко, определенно. ( черным по белому).


3. Мой друг вел себя так, будто ничего не случилось. ( как ни в чем ни бывало).



7. Итоги всего урока.


Ребята, наше сегодняшнее путешествие подошло к концу, наш корабль причалил к берегу. А было ли путешествие интересным и полезным для вас, решите, заполняя листки самооценки.























Задание: После каждого предложения в скобках запишите фразеологизмы, которыми можно заменить подчеркнутые слова


1. Одноклассники без всякого основания, без видимой причины перестали со мной разговаривать.

2. Задание написано совершенно четко, определенно.

3. Мой друг вел себя так, будто ничего не случилось.


ЛИСТОК САМООЦЕНКИ

(оценки выставляются в баллах от 1 до 12)


Фамилия, имя _____________________________________________

Тема урока_________________________________________________

Оценка урока:

Важность темы_____________________________________________

Увлекательность____________________________________________

Познавательность___________________________________________

Сложность_________________________________________________

Настроение_________________________________________________






Задание: После каждого предложения в скобках запишите фразеологизмы, которыми можно заменить подчеркнутые слова


1. Одноклассники без всякого основания, без видимой причины перестали со мной разговаривать.

2. Задание написано совершенно четко, определенно.

3. Мой друг вел себя так, будто ничего не случилось.


ЛИСТОК САМООЦЕНКИ

(оценки выставляются в баллах от 1 до 12)


Фамилия, имя _____________________________________________

Тема урока_________________________________________________

Оценка урока:

Важность темы_____________________________________________

Увлекательность____________________________________________

Познавательность___________________________________________

Сложность_________________________________________________

Настроение_________________________________________________