СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок № 34. Образ Настеньки в повести «Белые ночи» Ф. М. Достоевского. 8 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока Роль истории Настеньки. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании автора. Развитие понятия о повести и психологизме литературы.  

Просмотр содержимого документа
«Урок № 34. Образ Настеньки в повести «Белые ночи» Ф. М. Достоевского. 8 класс.»

Урок по теме: «Образ Настеньки в повести «Белые ночи» Ф. М. Достоевского».


Основное содержание урока

Роль истории Настеньки. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании автора. Развитие понятия о повести и психологизме литературы.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Участие в коллективном диалоге. Обсуждение иллюстраций. Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятия повесть, психологизм литературы.

I. Роль истории Настеньки
Групповая работа

(по тексту повести, прочитанному самостоятельно):

Группа 1. «Ночь вторая».

Прочитайте по ролям фрагмент «Ночи второй» с начала до слов «Ну, вот, Настенька, слушайте-ка, какая тут выходит смешная история…».

Почему мечтатель считает себя похожим на черепаху?

Дайте историко-культурный комментарий к словам мечтателя:
«…О чём он мечтает? К чему это спрашивать! да обо всём... об роли поэта, сначала непризнанного, а потом увенчанного; о дружбе с Гофманом; Варфоломеевская ночь, Диана Вернон, геройская роль при взятии Казани Иваном Васильевичем, Клара Мовбрай, Евфия Денс, собор прелатов и Гус перед ними, восстание мертвецов в „Роберте“ (помните музыку? кладбищем пахнет!), Минна и Бренда, сражение при Березине, чтение поэмы у графини В–й-Д–й, Дантон, Клеопатра e i suoi amanti [и её любовники (итал.)], домик в Коломне».

Почему мечтатель рассказал о своей жизни именно Настеньке:
• был одинок и готов открыться первому встречному;
• хотел показать ей богатство своего внутреннего мира;
• почувствовал в Настеньке родственную душу, оценил её доброту, чистоту её помыслов;
• по другой причине?

Чем мечтательность Настеньки отличается от размышлений мечтателя?

Группа 2. «История Настеньки».

Прочитайте по ролям фрагмент «Истории Настеньки» с начала до слов «…как бы выйти за китайского принца».

Как повлияло на Настеньку чтение книг?

Дайте историко-культурный комментарий к словам: Вальтер Скотт, «Ивангое», «Севильский цирюльник», Розина.

Задание 2 из раздела учебника «Развиваем дар слова».

Что чувствовала Настенька, решившись бежать с жильцом?

Какими способами автор описывает её состояние?

Можно ли сравнить её поступок с действиями героинь прочитанных ею романов?

Почему Настенька рассказала мечтателю свою историю:
• устала от одиночества;
• увидела в мечтателе доброго друга и ждала от него совета;
• не могла больше скрывать своей любви к жильцу;
• не понимала чувств мечтателя, а думала только о себе;
• по другой причине?
Обоснуйте свой ответ.

Группа 3. «Ночь третья».

Прочитайте начало «Ночи третьей» до слов «…чувство не разбивается, а сосредоточивается...».

Как петербургский пейзаж передаёт состояние мечтателя?

Докажите, что он тонкий психолог и хорошо понимает состояние Настеньки.

Прочитайте по ролям фрагмент «Ночи третьей» со слов «Знаете ли, отчего я так рада?..» до слов «…коли есть хоть тень оправдания».

Дайте лексические комментарии к словам и выражениям: в её словах было столько неги, принимал всё за чистую монету, исполнил все ваши комиссии, скрепя сердце, досадный диссонанс.

Задание 1 из раздела учебника «Развиваем дар слова».

Почему Настенька не замечала любви мечтателя:

• мечтатель был очень сдержан;
• любила другого и думала только о себе;
• боялась, что жилец не вернётся, и держала мечтателя «про запас»;
• по другой причине?

Кому автор больше сочувствует: мечтателю или Настеньке? Обоснуйте свой выбор.

Группа 4. «Ночь четвёртая».

Какие литературные ассоциации вызывают у читателя следующие слова и выражения: письмо; пришла к нему в первый раз сама; я утоплюсь; вы бы не бросили ей в глаза бесстыдной насмешки над её слабым, глупым сердцем; вы бы никогда не узнали, что я вас люблю; хотя я ещё и люблю его (не хочу вас обманывать); мы были как дети...

Найдите в размышлениях Настеньки о своей любви общность с Татьяной Лариной и бедной Лизой.

Прочитайте по ролям сцену объяснения со слов «Настенька! – закричал я наконец…» до слов «Ох, Настенька, Настенька! что вы со мной сделали!..».

Чем можно объяснить перемены в настроении и словах Настеньки:
• её непостоянством;
• она не умеет любить, а думает только о себе и своих чувствах;
• она ещё ребёнок, ещё не «доросла» до любви и за любовь принимает первую влюблённость;
• она хочет отблагодарить мечтателя любовью за любовь;
• другой причиной?

Какие оправдания находит Настенька своему чувству и поступкам?

Как это её характеризует?

Как изменяется внутренний мир героини после объяснения мечтателя?

Что в сцене объяснения напоминает черты сентиментализма?

Чем можно объяснить уход Настеньки с жильцом:

• она живёт чувствами, а не разумом;
• она цельная натура, отличающаяся постоянством чувств и убеждений;
• она по-настоящему любит жильца; • другой причиной?

II. Практическая работа.
Составление плана характеристики героини
  и заполнение цитатной таблицы «Средства создания образа Настеньки».

Заполнение таблицы может быть завершено дома.

III. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании автора
Обобщающая беседа:


Как характеризует героев глава «Утро»?

Какую роль играют в финале повести детали пейзажа и интерьера?

IV. Сообщение учащегося на тему «Образ города в повести „Белые ночи“».

Чем мечтатель и Настенька близки героям сентиментальных романов и чем от них отличаются?

Каким новым содержанием наполняет Достоевский понятие сентиментальность?

Литературовед Э. М. Жилякова пишет, что мечтатель понимает счастье как «идеал братства и сострадания, всеобщего равенства и любви». Приведите из повести примеры, подтверждающие эту мысль.

Можно ли доказать, что герои повести — это герои реалистического произведения. Обоснуйте свой ответ.

V. Развитие понятия о повести и психологизме литературы

Работа со словарём литературоведческих терминов:

— Вспомните или найдите в словаре литературоведческих терминов определение понятий повесть, роман, сентиментализм, реализм.

— Почему «Белые ночи», являющиеся по жанровым признакам повестью, писатель называет сентиментальным романом?

— Докажите, что в повести «Белые ночи» можно обнаружить черты сентиментализма, романтизма и реализма одновременно.

— Выясните по словарю смысловое наполнение понятия психологизм.

Психологи́зм — (от греч. psyche — душа и logos — понятие, слово) — способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, ее динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя.
П. может быть явным — открытым (непосредственное воспроизведение внутренней речи героя или образов, возникающих в его воображении, сознании, памяти, например, " диалектика души " в произведениях Л. Н. Толстого, В. В. Набокова) и неявным — скрытым, уведенным в «подтекст» (например, "тайная психология" в романах И.С. Тургенева, где внутреннее состояние персонажей раскрывается благодаря выразительным жестам, особенностям речи, мимики, то есть разнообразным внешним проявлениям психики)
.

— Открытый или скрытый психологизм проявился в повести «Белые ночи» сильнее? Обоснуйте свою позицию, приведите примеры.

— Заполните цитатную таблицу «Открытый и скрытый психологизм повести „Белые ночи“»:

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Открытый и скрытый психологизм повести „Белые ночи“»

Открытый психологизм

Скрытый психологизм

       

       



Итоговые вопросы:

В чём противоречивость образа Настеньки?

Чем интересна повесть «Белые ночи» современному читателю?

Домашнее задание

Завершить заполнение таблицы.

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока или составить письменную характеристику Настеньки и средств создания этого образа (по выбору учащихся).


Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М.: Просвещение, 2014.