СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме «Птицы, их разнообразие»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока с использованием информационных технологий (ИКТ)

Предмет: окружающий мир

УМК:  учебник «Окружающий мир» 1 класс  О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин  УМК «Гармония»

Класс: 1

Тип урока: урок изучения нового материала

Тема урока: Птицы, их разнообразие

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»










Урок по окружающему миру в 1 классе

по теме «Птицы, их разнообразие»







Технологическая карта урока с использованием информационных технологий (ИКТ)

Предмет: окружающий мир

УМК: учебник «Окружающий мир» 1 класс О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин УМК «Гармония»

Класс: 1

Тип урока: урок изучения нового материала

Тема урока: Птицы, их разнообразие

Продолжительность: 35мин

Ресурсы (ЦОРы): видеофильм «Птицы, их разнообразие», «Поползень», презентация, иллюстрации животных, Электронная поддержка образовательной системы «Гармония» в разделе «Электронные образовательные ресурсы» по предмету окружающий мир

Аннотация: урок окружающего мира по теме «Птицы, их разнообразие» прошёл по плану. В календарно – тематическом планировании под № 40. В ходе урока использована презентация для работы с интерактивной доской SMART Notebook 10. Также использован видеофильм «Птицы, их разнообразие», который предлагается на сайте www.umk- garmoniy. Электронная поддержка образовательной системы «Гармония» в разделе «Электронные образовательные ресурсы» по предмету окружающий мир. Формы организации работы на уроке: парная групповая, коллективная. Методы - проблемные, проблемного изложения, частично- поисковый. Способы усвоения – поисковая деятельность, рефлексия.

Цель и ожидаемый результат: формировать понятие «птицы» и научить отличать птиц от других животных.

Задачи:

Предметная: организовать деятельность учащихся по выявлению и расширению знаний о птицах и их разнообразии

Метапредметная:

Познавательная- создать содержательные и организационные условия для развития умения анализировать, сравнивать, выделять главное, классифицировать;

- содействовать развитию умения наблюдать, исследовать, формировать умение структурировать информацию.

Регулятивная

- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

Коммуникативная

- содействовать развитию у детей умения общаться, обеспечить развитие диалогической и монологической речи.

Личностная

- способствовать осознанию рефлексивного алгоритма «Я – мы – дело»

- помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;

- помочь осознать ценность совместной деятельности

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, ИД, учебник «Окружающий мир» 1 класс (авт. О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин), видеофильм «Птицы, их разнообразие», «Поползень», презентация, иллюстрации животных

Этапы урока;

задачи деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Актуализация знаний обучающихся


Вспомнить известные знания о компонентах живой и неживой природы

- По схеме расскажите, что такое «природа», что относится к «неживой природе», к «живой природе».

ПРИРОДА

НЕЖИВАЯ ЖИВАЯ

Солнце люди

камни растения

воздух животные

вода грибы

- Чем животные отличаются от неживых предметов?

- Живые существа питаются, дышат, растут, развиваются, размножаются.






По слайдам рассказывают о природе, выбирают предметы живой и неживой природы

Познавательные

(знаково-символические)

Коммуникативные (монологические высказывания)

Познавательные

(логические: сравнение)

2.Целеполагание


Определить тему урока, поставить цель, наметить учебные задачи


- Отгадайте следующие загадки.

На шесте – дворец,

Во дворце – певец.

(скворец)

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

(грач)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(снегирь)

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник.

(дятел)

Бела, как снег, черна, как жук,

Вертится, как бес, повернулась – и в лес.

(сорока)

Спереди – шильце, сзади – вильце,

Сверху –чёрное суконце,

Снизу – белое полотенце.

(ласточка)

- Посмотрите на иллюстрации животных, загадки о которых вы отгадали.

- Можно ли этих животных объединить в одну группу?

- Значит, что мы должны выяснить сегодня на уроке?

- Назовите отличительный признак птиц. (Это животные, которые умеют летать.)

- Посмотрите на слайд. Каких животных вы узнали? (Летучая мышь, бабочка, воробей, курица.)

- Что общего у этих животных? (Умеют летать.)

- Можно их отнести к одной группе? (Нет.)

- Умение летать будет отличительным признаком птиц?

- Вы что предполагали? А что получается на самом деле? Какой вопрос возникает? (Что является отличительным признаком птиц?)

Для того чтобы это выяснить, я предлагаю составить план работы на уроке.

1.Вспомнить известные знания о птицах.

2. Выявить общие признаки птиц и выделить среди них главный признак.

3. Определять птиц своего края

4. Рассмотреть разнообразие птиц.

5. Оценить свою работу на уроке.


Отгадывают загадки






























Рассматривают картинки с изображением животных, находят сходства и различия

Составляют план работы и показывают на слайде.



Под руководством учителя формулируется цель: выяснить, по каким признакам и в какую группу объединяются данные животные.



Познавательные

(логические)


Постановка проблемы и поиск выхода из неё


Личностные (мотивация к новому учебному материалу)


Регулятивные

(принятие цели и постановка задач урока)


Коммуникативные (взаимодействие)


Регулятивные (планирование действий)


3. Открытие новых знаний


Выявить общие признаки группы животных и выделить среди них главный признак; развивать умения обобщать

наблюдения, делать простейшие выводы


- Какая задача нами выполнена?

- Вспомнить известные знания о птицах.

- Какую следующую задачу надо решить, чтобы определить название группы животных?

- Выявить общие признаки данных животных и выделить среди них главный признак.

- Как вы считаете, на что нужно обратить внимание, чтобы назвать общие признаки и выделить отличительный?

- На строение тела.

- На способ передвижения.

- На выращивание потомства.

- Обсудите в паре по выделенным показателям общие признаки, выделив среди них главный.

- На что вы обращали внимание, выделяя отличительный (существенный) признак?

- Продолжите определение данной группы: «Птицы – животные, …

- Уточним определение группы птиц.

Определяют, какая задача выполнена, переходят к другой.














Определяют тему урока.





Самостоятельная работа.

Взаимопроверка детей.


Регулятивные

(удержание цели и задач урока)


Познавательные

(информационные:

поиск, фиксация, извлечение, представление информации)


Коммуникативные (взаимодействие)


Познавательные

(логические: наблюдение, сравнение, обобщение)


Коммуникативные (монологические высказывания)


Познавательные

(информационные)


Познавательные

(логические)

Регулятивные (контроль)


4. Первичное формирование умений на основе самоконтроля



Формировать первичные умения анализа, установления причинно-следственных связей на основе самоконтроля; учиться распознавать зверей своего края

- Назовите следующую учебную задачу.

- Определять птиц своего края .

Физминутка

На горе стоит лесок
(круговые движения руками)
Он не низок не высок
(сесть, встать, руки вверх)
Удивительная птица подает нам голосок
(глаза и руки вверх, потянуться)
По тропинке два туриста
Шли домой из далека
(ходьба на месте)
Говорят:"Такого свиста, мы не слышали пока"
(плечи поднять)

- Прочитайте рассказ Евгения Чарушина. учебник с. 36

О какой птице написан рассказ?

- Какие особенности дятла описаны?


- Рассмотрите перья птиц. Чем они различаются? Подумайте, для чего птицам перья?

(учебник с. 37)

- Ответы обсудите в паре.

- Проведём игру «Узнай птицу».

- Каждой группе предлагается картинка птицы. Обсудите особенности повадок данной птицы и расскажите о ней, но, не называя её.

1 гр. - скворец; 2 – ворона; 3 гр. – сорока; 4 гр. – снегирь

- Обитают ли данные птицы в наших лесах?

- Какие ещё птицы обитают?

- Выберите из предложенных картинок изображения данных птиц.

(сорока, дятел, ворона, грач, соловей, поползень, снегирь, скворец, голубь и др.)












В группах дети обсуждают особенности повадок и готовятся рассказать о них

Регулятивные

(удержание цели и задач урока)


Познавательные

(информационные:

поиск, фиксация, извлечение, представление информации)


Познавательные (логические)


Коммуникативные (невербальное взаимодействие)


Познавательные (логические)



Личностные


5. Дополнительная информация


Расширить свои представления о разнообразии класса млекопитающих

- Какая следующая учебная задача?

(Рассмотреть разнообразие птиц).

- Рассмотрите, чем примечательны птицы.

- Что вы о них знаете? (Работа с фото учебника стр. 34-35).

- Что узнали о птицах? (Рассказы детей)

А ещё я предлагаю посмотреть небольшой видеосюжет о поползне.

Что интересного узнали?

- Расскажите по таблице:


Птицы

Сходство

Тело покрыто перьями; 2 ноги, клюв, крылья

Различия


Способ питания

Образ жизни


Растительноядные

Насекомоядные

Хищники

всеядные

Осёдлые

Перелётные

кочующие

- Проверьте свой ответ (вывод) по слайду


Показывают свои знания о птицах




В режиме Онлайн смотрят фрагмент о поползне (время 00:01:55)

Познавательные

(информационные:

поиск, фиксация, извлечение, представление информации)


Коммуникативные (монологические высказывания)


Познавательные

(информационные)


Регулятивные

(самоконтроль)


Личностные (мотивация к новому учебному материалу)


5.Итог урока

Рефлексия


Формировать умения оценивать себя

- Обратимся к поставленным задачам в начале урока.

- Все ли учебные задачи решены?

- Решение каких задач вызвали у вас затруднения?

- Почему?

- Над чем предстоит работать на уроках?

- Пригодятся ли нам эти знания в жизни и почему?

Оцените себя, продолжив следующие фразы:

- я узнал (а) ……………… ;

- научился (лась) ………… .





Ответы детей.


Ответы детей.


Ответы детей.

Оценка по «методике незаконченного предложения»







Работают с ИД

Регулятивные (удержание цели и задач урока)


Регулятивные (внесение коррективов)


Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)