1.Актуализация знаний обучающихся Вспомнить известные знания о компонентах живой и неживой природы | - По схеме расскажите, что такое «природа», что относится к «неживой природе», к «живой природе». ПРИРОДА НЕЖИВАЯ ЖИВАЯ Солнце люди камни растения воздух животные вода грибы - Чем животные отличаются от неживых предметов? - Живые существа питаются, дышат, растут, развиваются, размножаются. | По слайдам рассказывают о природе, выбирают предметы живой и неживой природы | Познавательные (знаково-символические) Коммуникативные (монологические высказывания) Познавательные (логические: сравнение) |
2.Целеполагание Определить тему урока, поставить цель, наметить учебные задачи | - Отгадайте следующие загадки. На шесте – дворец, Во дворце – певец. (скворец) Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню от червей. (грач) Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать. С первым снегом на рябине Он появится опять. (снегирь) Не дровосек, не плотник, А первый в лесу работник. (дятел) Бела, как снег, черна, как жук, Вертится, как бес, повернулась – и в лес. (сорока) Спереди – шильце, сзади – вильце, Сверху –чёрное суконце, Снизу – белое полотенце. (ласточка) - Посмотрите на иллюстрации животных, загадки о которых вы отгадали. - Можно ли этих животных объединить в одну группу? - Значит, что мы должны выяснить сегодня на уроке? - Назовите отличительный признак птиц. (Это животные, которые умеют летать.) - Посмотрите на слайд. Каких животных вы узнали? (Летучая мышь, бабочка, воробей, курица.) - Что общего у этих животных? (Умеют летать.) - Можно их отнести к одной группе? (Нет.) - Умение летать будет отличительным признаком птиц? - Вы что предполагали? А что получается на самом деле? Какой вопрос возникает? (Что является отличительным признаком птиц?) Для того чтобы это выяснить, я предлагаю составить план работы на уроке. 1.Вспомнить известные знания о птицах. 2. Выявить общие признаки птиц и выделить среди них главный признак. 3. Определять птиц своего края 4. Рассмотреть разнообразие птиц. 5. Оценить свою работу на уроке. | Отгадывают загадки Рассматривают картинки с изображением животных, находят сходства и различия Составляют план работы и показывают на слайде. Под руководством учителя формулируется цель: выяснить, по каким признакам и в какую группу объединяются данные животные. | Познавательные (логические) Постановка проблемы и поиск выхода из неё Личностные (мотивация к новому учебному материалу) Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока) Коммуникативные (взаимодействие) Регулятивные (планирование действий) |
3. Открытие новых знаний Выявить общие признаки группы животных и выделить среди них главный признак; развивать умения обобщать наблюдения, делать простейшие выводы | - Какая задача нами выполнена? - Вспомнить известные знания о птицах. - Какую следующую задачу надо решить, чтобы определить название группы животных? - Выявить общие признаки данных животных и выделить среди них главный признак. - Как вы считаете, на что нужно обратить внимание, чтобы назвать общие признаки и выделить отличительный? - На строение тела. - На способ передвижения. - На выращивание потомства. - Обсудите в паре по выделенным показателям общие признаки, выделив среди них главный. - На что вы обращали внимание, выделяя отличительный (существенный) признак? - Продолжите определение данной группы: «Птицы – животные, … - Уточним определение группы птиц. | Определяют, какая задача выполнена, переходят к другой. Определяют тему урока. Самостоятельная работа. Взаимопроверка детей. | Регулятивные (удержание цели и задач урока) Познавательные (информационные: поиск, фиксация, извлечение, представление информации) Коммуникативные (взаимодействие) Познавательные (логические: наблюдение, сравнение, обобщение) Коммуникативные (монологические высказывания) Познавательные (информационные) Познавательные (логические) Регулятивные (контроль) |
4. Первичное формирование умений на основе самоконтроля Формировать первичные умения анализа, установления причинно-следственных связей на основе самоконтроля; учиться распознавать зверей своего края | - Назовите следующую учебную задачу. - Определять птиц своего края . Физминутка На горе стоит лесок (круговые движения руками) Он не низок не высок (сесть, встать, руки вверх) Удивительная птица подает нам голосок (глаза и руки вверх, потянуться) По тропинке два туриста Шли домой из далека (ходьба на месте) Говорят:"Такого свиста, мы не слышали пока" (плечи поднять)
- Прочитайте рассказ Евгения Чарушина. учебник с. 36 О какой птице написан рассказ? - Какие особенности дятла описаны? - Рассмотрите перья птиц. Чем они различаются? Подумайте, для чего птицам перья? (учебник с. 37) - Ответы обсудите в паре. - Проведём игру «Узнай птицу». - Каждой группе предлагается картинка птицы. Обсудите особенности повадок данной птицы и расскажите о ней, но, не называя её. 1 гр. - скворец; 2 – ворона; 3 гр. – сорока; 4 гр. – снегирь - Обитают ли данные птицы в наших лесах? - Какие ещё птицы обитают? - Выберите из предложенных картинок изображения данных птиц. (сорока, дятел, ворона, грач, соловей, поползень, снегирь, скворец, голубь и др.) | В группах дети обсуждают особенности повадок и готовятся рассказать о них | Регулятивные (удержание цели и задач урока) Познавательные (информационные: поиск, фиксация, извлечение, представление информации) Познавательные (логические) Коммуникативные (невербальное взаимодействие) Познавательные (логические) Личностные |
5. Дополнительная информация Расширить свои представления о разнообразии класса млекопитающих | - Какая следующая учебная задача? (Рассмотреть разнообразие птиц). - Рассмотрите, чем примечательны птицы. - Что вы о них знаете? (Работа с фото учебника стр. 34-35). - Что узнали о птицах? (Рассказы детей) А ещё я предлагаю посмотреть небольшой видеосюжет о поползне. Что интересного узнали? - Расскажите по таблице: Птицы | Сходство | Тело покрыто перьями; 2 ноги, клюв, крылья | Различия | Способ питания | Образ жизни | | Растительноядные Насекомоядные Хищники всеядные | Осёдлые Перелётные кочующие | - Проверьте свой ответ (вывод) по слайду | Показывают свои знания о птицах В режиме Онлайн смотрят фрагмент о поползне (время 00:01:55) | Познавательные (информационные: поиск, фиксация, извлечение, представление информации) Коммуникативные (монологические высказывания) Познавательные (информационные) Регулятивные (самоконтроль) Личностные (мотивация к новому учебному материалу) |
5.Итог урока Рефлексия Формировать умения оценивать себя | - Обратимся к поставленным задачам в начале урока. - Все ли учебные задачи решены? - Решение каких задач вызвали у вас затруднения? - Почему? - Над чем предстоит работать на уроках? - Пригодятся ли нам эти знания в жизни и почему? Оцените себя, продолжив следующие фразы: - я узнал (а) ……………… ; - научился (лась) ………… . | Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Оценка по «методике незаконченного предложения» Работают с ИД | Регулятивные (удержание цели и задач урока) Регулятивные (внесение коррективов) Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности) |