Урок по теме «Путешествуем с математикой».
Класс: 6А
Учитель: Ваккер Е.В.
Тип урока: урок повторения ранее изученного материала, его систематизация и применение в новых условиях.
Цель урока:
закрепить и обобщить знания о масштабе и показать связь математики с географией;
применять масштаб на практике;
формировать учебную деятельность (мотивация, поиск способов действий, прогнозирование, проверка и самопроверка);
способствовать развитию умения делать выводы на основе собственных наблюдений, сравнения, обобщения, использования личного опыта; развивать логическое мышление;
способствовать развитию навыков самоконтроля и самооценки, развитию математической грамотности.
Задачи урока:
общеобразовательные: расширить знания о масштабе, придать им практическую направленность; установить интеграционные связи между понятием «масштаб» в географии и математике; развивать логическое мышления учащихся, умение сравнивать и анализировать, проводить аналогии, применять ранее полученные знания в других учебных ситуациях;
закрепить навыки, связанные с преобразованием величин;
активизировать познавательную активность.
воспитательные: вовлекать в активную деятельность, воспитывать культуру экономного расходования времени;
развивающие: обобщать и делать выводы, анализировать.
Межпредметные связи: математика и география.
Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ресурсы: учебник «Математика 5» (авт. Н.Я. Виленкин), раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор, атлас «Физическая география», индивидуальная карта успеха ученика.
Время урока: 45 минут.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент:
а) до начала урока разделить учащихся на 3 группы и рассадить их в классе для работы по группам; для каждой группы сделан раздаточный материал;
б) приветствие учащихся;
в) психологический настрой.
II. Мотивационное начало урока.
Учитель: - Ребята, кто из вас ждет летние каникулы?
- А чем вы вместе с родителями любите заниматься во время отпуска, особенно в летнее время года?
- А нравиться вам путешествовать? На каком виде транспорта?
- А если вы будите передвигаться на автомобиле, что вам поможет ориентироваться на местности?
- Итак, сегодня я вам предлагаю отправить с математикой в путешествие, но сначала давайте вместе попробуем определить ключевое слово урока.
III. Актуализация опорных знаний.
Учитель: - Для определения ключевого слова урока предлагаю поработать с 7 высказываниями. Ваша задача: определить истинные они или ложные и в нужной графе таблицы поставить знак «+».
Задание № 1. «Меры длины» (Учащиеся выполняют работу на раздаточном материале, проверка со слайда)
Учитель: - Итак, ребята, тема нашего урока «С математикой в путь» и ключевое слово урока – масштаб.
- Что такое масштаб? (Беседа )
IV. Практическая деятельность учащихся. Работа в группах.
Показать на слайдах фото достопримечательностей г. Москвы.
Учитель: - О каком городе рассказывают эти фотографии?
- Чем знаменит этот город?
- Хотели бы вы побывать в Москве?
2. - Сегодня мы с вами постараемся рассчитать сумму, которая может быть потрачена вами на поездку в столицу нашей родины в расчете на то, что вы будете путешествовать вместе с родителями и на разных видах транспорта.
( Каждая группа выбирает конверт с заданием)
Задание № 2 (на слайде): Определить расстояние от г. Ишима до г. Тюмени.
Задание № 3 (на слайде): Определить расстояние от г. Тюмени до Москвы.
Задание для группы № 1 «Железная дорога»:
заполните пропуски в тексте задачи, используя справочный материал, решите ее, презентуйте выполненную работу.
Задача.
Цена билета на поезд от Ишима до Москвы с учетом стоимости 1 км пути в _____________ вагоне составляет ___________ рублей. Цена одного комплекта белья _________ рублей. Питание в вагоне ресторане ___________ рублей. Определите стоимость поездки трех человек туда и обратно, учитывая, что при предварительной покупке билетов берется сбор в размере 5% от их стоимости.
Ответ:_________________________________ .
(Справочный материал прилагается)
Задание для группы № 2 «Автотранспорт»:
заполните пропуски в тексте задачи, используя справочный материал, решите ее, презентуйте выполненную работу.
Задача.
Расход бензина автомобиля марки _____________ составляет __________ литров на 100 км. Цена бензина марки _____________ равна ___________ рублей за 1 литр. Стоимость бензина из Ишима в Москву _________ рублей. Цена питания в кафе у трассы ____________ рублей. На непредвиденные расходы (штрафы, покупка запчастей и т.д.) тратится 20% стоимости бензина, потраченного на весь путь. Определите стоимость путешествия трех человек из Ишима в Москву и обратно.
Ответ:_________________________________ .
(Справочный материал прилагается)
Задание для группы № 3 «Авиатранспорт»:
заполните пропуски в тексте задачи, используя справочный материал, решите ее, презентуйте выполненную работу.
Задача.
Цена билета на _______ от Ишима до Тюмени и обратно ___________ рублей. Цена билета на самолете из Тюмени до Москвы и обратно с учетом стоимости перелета 1 км пути _________ рублей. Если покупать билеты сразу туда и обратно, дается скидка в размере 5% от стоимости билетов, что составляет __________ рублей. Определите стоимость путешествия трех человек из Ишима в Москву и обратно.
Ответ:_________________________________ .
(Справочный материал прилагается)
Презентация выполненной работы учащимися каждой группы.
V. Домашнее задание: Выполнить план своего дома или квартиры в определенном масштабе.
VI. Подведение итогов урока. Учащиеся подсчитывают баллы и озвучивают итоговые оценки.
VII. Рефлексия.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
(для каждой группы)
Справочный материал
Железная дорога
Поезд Абакан – Москва
Стоимость билета от Ишима до Москвы в расчете на 1 км | |
Плацкартный вагон | 1,9 руб |
Купейный вагон | 3,4 руб |
Фирменный вагон «Люкс» | 9,5 руб |
Стоимость комплекта белья | 120 руб |
Стоимость обеда (в среднем) | 500 руб |
Стоимость ужина (в среднем) | 500 руб |
Сбор при предварительной покупке билетов | 5 % от стоимости билетов |
________________________________________________________________________________
Справочный материал
Автотранспорт
Маршрут Ишим – Москва
Марка автомобиля | Расход бензина в литрах |
Лада 21110 | 8 л на 100 км |
Волга 3110 | 10 л на 100км |
Газель | 15 л на 100 км |
Форд Фокус | 12 л на 100км |
Стоимость непредвиденных расходов | 20 % от стоимости бензина, потраченного на весь путь |
Цена различных марок бензина
Аи-92 | Аи-95 | Солярка |
32 руб | 33 руб | 36 руб |
Обед в кафе около трассы 300 рублей
Обед в ресторане 700 рублей
Справочный материал
Авиатранспорт
Маршрут Тюмень – Москва
Авиакомпания «Аэрофлот», Аэробус А320, время в пути: 2 ч. 45 мин.
Стоимость 1 км пути на самолете | 3,8 руб |
Стоимость проезда от Ишима до Тюмени на автобусе | 760 руб |
Стоимость проезда от Ишима до Тюмени на поезде Тюмень – Омск, плацкарт | 870 руб |
Скидка при покупке билетов Тюмень – Москва и обратно | 5 % |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
(для каждой группы)


ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
(Карта Тюменской области каждой группе)

Карта успеха ученика (цы) ____________________
За правильно выполненное задание поставь себе 1 балл. 5-6 баллов – оценка «3», 7-8 б. – «4», 9-10 б. – «5» |
Итого у тебя баллов: Оценка за урок: |
Задание № 1
Баллы: _________
Задание № 2
Решение: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ: ____________ . Балл: _______ .
Задание № 3
Решение: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ: ____________ . Балл: _______ .
Ответ у доски: 1 балл
Домашнее задание: ____________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
(для каждого ученика)
Карта успеха ученика (цы) ____________________
За правильно выполненное задание поставь себе 1 балл. 5-6 баллов – оценка «3», 7-8 б. – «4», 9-10 б. – «5» |
Итого у тебя баллов: Оценка за урок: |
Задание № 1
Баллы: _________
Задание № 2
Решение: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ: ____________ . Балл: _______ .
Задание № 3
Решение: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ: ____________ . Балл: _______ .
Ответ у доски: 1 балл
Домашнее задание: ____________________________________________________________________