План – конспект
Тема урока, класс: Рождаемость, смертность и естественный прирост. Миграция населения, 9 класс.
Цель урока: выявить и объяснить особенности естественного прироста и миграций населения, половозрастной структуры населения Беларуси.
Задачи:
Образовательные: рассмотреть основные показатели характеризующие движение населения и факторы этого движения, определить взаимосвязь между качеством жизни и миграцией населения.
Развивающие: продолжить формировать умения работы с различными источниками информации, работы с картой и статистическими источниками, таблицами и диаграммами.
Воспитательные: показать важность знания предмета география, способствовать развитию интереса учащихся к родной стране.
Оборудование урока: учебник, тетрадь, доска, дополнительные материалы, карта.
Ход урока
1. Организационный момент (1-2 мин).
Доброе утро класс, давайте начнем урок с проверки готовности к уроку, на месте ли у вас на месте. Кто сегодня отсутствует?
2. Подготовка учеников к восприятию нового материала (проверка домашнего задания) (10 минут).
Тема: Численность и размещение населения
Я буду предлагать вам утверждения и если вы согласны с ним, то молчите, если не согласны поднимаете руку и даете правильный ответ.
На данный момент численность населения Беларуси больше 10 миллионов (9,4 миллиона человек)
Самая высокая численность населения была отмечена в 1994 году и составляла 13 млн.чел (самая высокая численность отмечена в 1994, но составляла 10,2 млн.чел)
Основными факторами размещения являются природный, исторический, социально-экономический, экологический.
Средняя плотность населения Беларуси 54 чел./км2 (46 чел./км2)
Максимальная плотность населения в Минске
Минимальная плотность населения в Брестской области (Витебской)
Численность сельского населения больше, чем городского (городского больше, чем сельского)
3. Логический переход к восприятию новой темы (1-2 мин).
Мы продолжаем изучать географию населения и сегодня у нас параграф 23, Рождаемость, смертность, естественный прирост и миграция населения.
4. Организация восприятия (изучения) нового материала
В любой стране численность населения постоянно изменяется это связанно с постоянным движением населения (какое движение населения может быть? Естественное и механическое).
Опорная схема
Начнем изучение новой темы с естественного движения населения (как вы думаете, что относится к естественному движению населения? Рождаемость, смертность, естественный прирост)
Знали ли вы, что каждую секунду на земле рождается 4 человека и умирает 2 человека это и отражает естественный прирост населения.
Основным показателем, который характеризует естественное движение населения является естественный прирост (Кто мне скажет, что такое естественный прирост? разница между количеством родившихся и умерших за определенный период времени)
В Беларуси на протяжении многих лет рождаемость превышала смертность, однако с 1980-х годов естественный прирост начал снижаться и в 1990-х гг. смертность превысила рождаемость. Естественная убыль привела к депопуляции населения. (откройте страницу 116 и прочитайте определение депопуляции).
Депопуляция — процесс сокращения численности населения в стране по причине суженного воспроизводства, естественной или миграционной убыли, отрицательной динамики численности населения.
Естественный прирост населения в Беларуси за 2019 год составляет -23 373 человек.
Основной причиной снижения естественного прироста стало уменьшение рождаемости. В 2005 году государством были предприняты меры, демографической безопасности. (Какие меры были предприняты?)
Второй процесс, который определяет естественный прирост, является – смертность. Во второй половине 20 века смертность стала увеличиваться, а средняя продолжительность жизни – снижаться. Начиная с 2010 г. наблюдается снижение общего коэффициента смертности.
Задание: Рассчитать ОКР, ОКС, ОКЕП в Беларуси и Витебской области за 2019 год (Что можно сказать о демографической ситуации по этим показателям, заметны ли отличия ОКЕП Витебской области от РБ)
Беларуси естественное движение характеризуется незначительным превышением смертности над рождаемостью. Наибольшей остроты демографическая ситуация достигла в сельской местности, которая оказалась состоянии депопуляции. Естественные потери сельского населения впервые стали наблюдаться на территории Витебской области, затем процесс постепенно распространился на всю республику.
Интересные факты:
В Беларуси:
Рождаемость: в среднем 305 ребёнка в день (12.70 в час)
Смертность: в среднем 369 человек в день (15.37 в час)
Скорость прироста населения Беларуси в 2020 году 2 человека в день
Механическое движение характеризуется миграцией. Миграция населения – процесс перемещения людей с тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или временно; различают внутреннюю и внешнюю, сезонную и маятниковую миграции.
Внутренняя миграция началась в стране в 1920-х в результате индустриализации, и проявилась в массовом перемещении людей из деревень в города.
На рубеже 1980-х – 1990-х гг.в Беларуси произошли кардинальные изменения в интенсивности и направленности миграционных потоков. Кто скажет, с чем это связанно? (распад СССР и последствия катастрофы на ЧАЭС). В начале ХХІ ст. наметились новые тенденции изменения миграционных потоков.
Общий объём внутриреспубликанской миграции увеличивается и составляет 238,3 тыс. человек (рис. 97).
Внешняя миграция, которая включает эмиграцию и иммиграцию (чем отличается эмиграция от иммиграции?), также существенно различалась на протяжении ХХ ст. Эмиграция населения в первой половине столетия была вызвана в основном политическими событиями (войны, революция и т. д.). В конце ХХ ст. на первый план вышли экономические и экологические причины: распад СССР, экономический кризис, вывод воинских частей в Россию, авария на ЧАЭС и т. д.
Объём международной миграции превышает 35 тыс. человек.
Процессы иммиграции также имели разную интенсивность на протяжении ХХ в. Они способствуют общему росту численности населения страны. Во время послевоенного восстановления хозяйства в республику прибыло много специалистов из республик СССР. Большое количество иммигрантов из стран СНГ и Балтии пришлось на начало 1990-х гг. Главными причинами иммиграции лиц белорусской и других национальностей (так называемая вынужденная иммиграция) было желание вернуться на родину или к своим родственникам, а также необходимость покинуть зоны конфликтов.
Разница между прибывшими в страну и убывшими составляет сальдо внешней миграции, которое может быть либо положительным, либо отрицательным.
В настоящее время в стране наблюдается положительное сальдо миграции, преобладает внутренняя миграция. Сальдо внешней миграции также положительное, за счёт чего в стране наблюдается увеличение численности населения (рис. 98).
Выполнение практической работы № 5 Построение диаграммы половозрастной структуры населения Беларуси и ее анализ
Опорная схема половозрастной структуры населения
5. Работа по осмыслению и закреплению нового материала
Определи, какой вид миграции совершает каждый участник истории
Иванов получил долгожданную работу в Минске и решил переехать из Витебска в Минск. Перед отъездом решил заскочить к Сидорову – поделиться радостью и вдруг узнал, что тот переехал из Беларуси на постоянное место жительства в США.
Иванов расстроился, что не застал друга и побежал делиться радостью к сестре Наташке. Но сестры тоже дома не оказалось: уехала на пол года в Германию работать. Зато встретил свою тетку, которая раньше жила в России, переехала жить в Беларусь.
“Вот это миграции”, - подумал Иванов и отправился домой собирать чемоданы.
Ответ: Иванов – внутренняя миграция. Сидоров – эмиграция. Наталья (сестра Иванова) – сезонная миграция. Тетка Иванова – иммиграция.
6. Подробный инструктаж по домашнему заданию
Прочитать параграф 22, ответить на вопросы в конце параграфа.
Дополнительное задание: разработать кроссворд по пройденной теме.
Обобщения и выводы по уроку в соответствии с поставленной целью
Целью урока было выявить и объяснить особенности естественного прироста и миграций населения, половозрастной структуры населения Беларуси. Как вы думаете, была ли достигнута цель?
Рефлексия