СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме Рождаемость, смертность и естественный прирост. Миграция населения.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме Рождаемость, смертность и естественный прирост. Миграция населения.»

План ­– конспект

Тема урока, класс: Рождаемость, смертность и естественный прирост. Миграция населения, 9 класс.

Цель урока: выявить и объяснить особенности естественного прироста и миграций населения, половозрастной структуры населения Беларуси.


Задачи:

Образовательные: рассмотреть основные показатели характеризующие движение населения и факторы этого движения, определить взаимосвязь между качеством жизни и миграцией населения.

Развивающие: продолжить формировать умения работы с различными источниками информации, работы с картой и статистическими источниками, таблицами и диаграммами.

Воспитательные: показать важность знания предмета география, способствовать развитию интереса учащихся к родной стране.

Оборудование урока: учебник, тетрадь, доска, дополнительные материалы, карта.


Ход урока

1. Организационный момент (1-2 мин).

Доброе утро класс, давайте начнем урок с проверки готовности к уроку, на месте ли у вас на месте. Кто сегодня отсутствует?

2. Подготовка учеников к восприятию нового материала (проверка домашнего задания) (10 минут).

Тема: Численность и размещение населения

Я буду предлагать вам утверждения и если вы согласны с ним, то молчите, если не согласны поднимаете руку и даете правильный ответ.

  1. На данный момент численность населения Беларуси больше 10 миллионов (9,4 миллиона человек)

  2. Самая высокая численность населения была отмечена в 1994 году и составляла 13 млн.чел (самая высокая численность отмечена в 1994, но составляла 10,2 млн.чел)

  3. Основными факторами размещения являются природный, исторический, социально-экономический, экологический.

  4. Средняя плотность населения Беларуси 54 чел./км2 (46 чел./км2)

  5. Максимальная плотность населения в Минске

  6. Минимальная плотность населения в Брестской области (Витебской)

  7. Численность сельского населения больше, чем городского (городского больше, чем сельского)

3. Логический переход к восприятию новой темы (1-2 мин).

Мы продолжаем изучать географию населения и сегодня у нас параграф 23, Рождаемость, смертность, естественный прирост и миграция населения.

4. Организация восприятия (изучения) нового материала

В любой стране численность населения постоянно изменяется это связанно с постоянным движением населения (какое движение населения может быть? Естественное и механическое).











Опорная схема



Начнем изучение новой темы с естественного движения населения (как вы думаете, что относится к естественному движению населения? Рождаемость, смертность, естественный прирост)

Знали ли вы, что каждую секунду на земле рождается 4 человека и умирает 2 человека это и отражает естественный прирост населения.

Основным показателем, который характеризует естественное движение населения является естественный прирост (Кто мне скажет, что такое естественный прирост? разница между количеством родившихся и умерших за определенный период времени)

В Беларуси на протяжении многих лет рождаемость превышала смертность, однако с 1980-х годов естественный прирост начал снижаться и в 1990-х гг. смертность превысила рождаемость. Естественная убыль привела к депопуляции населения. (откройте страницу 116 и прочитайте определение депопуляции).

Депопуляция — процесс сокращения численности населения в стране по причине суженного воспроизводства, естественной или миграционной убыли, отрицательной динамики численности населения.

Естественный прирост населения в Беларуси за 2019 год составляет -23 373 человек.

Основной причиной снижения естественного прироста стало уменьшение рождаемости. В 2005 году государством были предприняты меры, демографической безопасности. (Какие меры были предприняты?)

Второй процесс, который определяет естественный прирост, является – смертность. Во второй половине 20 века смертность стала увеличиваться, а средняя продолжительность жизни – снижаться. Начиная с 2010 г. наблюдается снижение общего коэффициента смертности.

Задание: Рассчитать ОКР, ОКС, ОКЕП в Беларуси и Витебской области за 2019 год (Что можно сказать о демографической ситуации по этим показателям, заметны ли отличия ОКЕП Витебской области от РБ)

Беларуси естественное движение характеризуется незначительным превышением смертности над рождаемостью. Наибольшей остроты демографическая ситуация достигла в сельской местности, которая оказалась состоянии депопуляции. Естественные потери сельского населения впервые стали наблюдаться на территории Витебской области, затем процесс постепенно распространился на всю республику.


Интересные факты:

В Беларуси:

  • Рождаемость: в среднем 305 ребёнка в день (12.70 в час)

  • Смертность: в среднем 369 человек в день (15.37 в час)

  • Скорость прироста населения Беларуси в 2020 году 2 человека в день


Механическое движение характеризуется миграцией. Миграция населения – процесс перемещения людей с тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или временно; различают внутреннюю и внешнюю, сезонную и маятниковую миграции.

Внутренняя миграция началась в стране в 1920-х в результате индустриализации, и проявилась в массовом перемещении людей из деревень в города.

На рубеже 1980-х – 1990-х гг.в Беларуси произошли кардинальные изменения в интенсивности и направленности миграционных потоков. Кто скажет, с чем это связанно? (распад СССР и последствия катастрофы на ЧАЭС). В начале ХХІ ст. наметились новые тенденции изменения миграционных потоков.

Общий объём внутриреспубликанской миграции увеличивается и составляет 238,3 тыс. человек (рис. 97).

Внешняя миграция, которая включает эмиграцию и иммиграцию (чем отличается эмиграция от иммиграции?), также существенно различалась на протяжении ХХ ст. Эмиграция населения в первой половине столетия была вызвана в основном политическими событиями (войны, революция и т. д.). В конце ХХ ст. на первый план вышли экономические и экологические причины: распад СССР, экономический кризис, вывод воинских частей в Россию, авария на ЧАЭС и т. д.

Объём международной миграции превышает 35 тыс. человек.

Процессы иммиграции также имели разную интенсивность на протяжении ХХ в. Они способствуют общему росту численности населения страны. Во время послевоенного восстановления хозяйства в республику прибыло много специалистов из республик СССР. Большое количество иммигрантов из стран СНГ и Балтии пришлось на начало 1990-х гг. Главными причинами иммиграции лиц белорусской и других национальностей (так называемая вынужденная иммиграция) было желание вернуться на родину или к своим родственникам, а также необходимость покинуть зоны конфликтов.

Разница между прибывшими в страну и убывшими составляет сальдо внешней миграции, которое может быть либо положительным, либо отрицательным.

В настоящее время в стране наблюдается положительное сальдо миграции, преобладает внутренняя миграция. Сальдо внешней миграции также положительное, за счёт чего в стране наблюдается увеличение численности населения (рис. 98).


Выполнение практической работы № 5 Построение диаграммы половозрастной структуры населения Беларуси и ее анализ



Опорная схема половозрастной структуры населения




5. Работа по осмыслению и закреплению нового материала


Определи, какой вид миграции совершает каждый участник истории

Иванов получил долгожданную работу в Минске и решил переехать из Витебска в Минск. Перед отъездом решил заскочить к Сидорову – поделиться радостью и вдруг узнал, что тот переехал из Беларуси на постоянное место жительства в США.

Иванов расстроился, что не застал друга и побежал делиться радостью к сестре Наташке. Но сестры тоже дома не оказалось: уехала на пол года в Германию работать. Зато встретил свою тетку, которая раньше жила в России, переехала жить в Беларусь.

“Вот это миграции”, - подумал Иванов и отправился домой собирать чемоданы.

Ответ: Иванов – внутренняя миграция. Сидоров – эмиграция.  Наталья (сестра Иванова) – сезонная миграция. Тетка Иванова – иммиграция.


6. Подробный инструктаж по домашнему заданию

Прочитать параграф 22, ответить на вопросы в конце параграфа.
Дополнительное задание: разработать кроссворд по пройденной теме.


  1. Обобщения и выводы по уроку в соответствии с поставленной целью

Целью урока было выявить и объяснить особенности естественного прироста и миграций населения, половозрастной структуры населения Беларуси. Как вы думаете, была ли достигнута цель?


  1. Рефлексия