СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме : "Здоровое питание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая работа к внеурочному занятию в рамках Всероссийского конкурса "Здоровая еда - пища для ума"

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме : "Здоровое питание"»

Тема: «Здоровое питание»

В рамках всероссийского конкурса "Здоровая еда- пища для ума"



Цель занятия:

  1. Познакомить учащихся с условиями правильного питания.

Задачи:

  1. Добиться формирования у учащихся активной позиции по данной проблеме.

  2. Развивать творческие способности, познавательный интерес.

  3. Учить быть здоровым телом и душой.

Организационный момент

Ребята, сегодня мы поговорим о том, что же необходимо знать, уметь, иметь, чтобы быть здоровыми

.

Актуализация знаний


Ещё древнегреческий философ Сократ (470 - 399 до н.э.) сказал: «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить». Это старинное высказывание актуально и в наше время,
Ваше здоровье – самое ценное, что у вас есть. На всю жизнь человеку дается только один организм. Если вы небрежно обращаетесь с какими-то предметами, их можно заменить, но заменить свой организм вы не сможете. Многие болезни – всего лишь результат неправильного питания. Можно сохранить здоровье, если следить за характером питания. Качество жизни можно улучшить благодаря здоровому питанию.

Поможет нам сегодня доктор Здоровая Пища.

Послушайте его советы.

Чтобы правильно питаться, нужно выполнять следующие условия: умеренность, разнообразие и своевременность



  1. Что значит «Умеренность в еде»?

Древним людям принадлежит мудрость: « Мы едим для того чтобы жить, а не живем для того чтобы есть».А вы знаете, сколько съедает каждый человек за свою жизнь? - Приблизительно 50 тонн - целый товарный вагон.Переедать вредно, желудок и кишечник не успевает переваривать все съедобное, а от этого и заболеть недолго.

2. Секрет второй – «Своевременность» – Для поддержания здоровья каждому человеку необходимо соблюдать режим питания. Нарушение режима питания отрицательно сказывается на здоровье человека. Оно проявляется в том, что некоторые люди принимают пищу вместо четырех – пяти раз только два раза в день. А это неправильно. Во время ужина съедают больше половины от всей пищи, положенной на день. А ведь самым плотным должен быть завтрак, затем обед, и лишь 20% должны принадлежать ужину. Так каким должен быть режим питания? Завтрак. То, чем позавтракал утром, влияет на наше настроение и самочувствие весь день. Вкусный завтрак должен быть здоровым, поэтому утром надо обязательно есть кашу.Издавна на Руси  каша была и символом перемирия, мира после сражения. Вот откуда пошло выражение "заварить кашу": враждующие стороны за одним столом ели единую кашу. Если же мир не удавался, говорили: "С ним каши не сваришь".  Обед – второй или третий прием пищи в день. Как правило, на обед подается горячая и жидкая пища. Чтобы чувствовать себя хорошо и быть здоровым, нужно обязательно есть суп. Суп улучшает пищеварение и дальнейшее усвоение пищи. Полдник: можно есть булочки, фрукты, пить молоко. Ужин – последний приём пищи, обычно после приготовления уроков. Чтобы хорошо спать ночью, на ужин лучше есть легкую пищу: запеканки, творог, омлет, овощные блюда, фрукты. А перед сном, главное, не наедаться, а лучше выпить стакан кефира или йогурта. Последний прием пищи должен быть не позднее, чем за 2 часа до сна.

  1. Что значит «разнообразие в еде»?

Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы активно двигаться, не уставать. Другие делают организм более сильным и выносливым. А третьи содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти и развиваться.

А какие продукты любите вы?



Инсценировка стихотворения С.Михалков

«Про девочку, которая плохо кушала»

Юля плохо кушает,
Никого не слушает.
- Съешь яичко, Юлечка!
- Не хочу, мамулечка!
- Съешь с колбаской бутерброд! - 
Прикрывает Юля рот.
- Супик?
- Нет...
- Котлетку?
- Нет... -
Стынет Юлечкин обед.
- Что с тобою, Юлечка?
- Ничего, мамулечка!
- Сделай, девочка, глоточек,
Проглоти еще кусочек!
Пожалей нас, Юлечка!
- Не могу, мамулечка! -
Мама с бабушкой в слезах -
Тает Юля на глазах!
Появился детский врач -
Глеб Сергеевич Пугач.
Смотрит строго и сердито:
- Нет у Юли аппетита?
Только вижу, что она,
Безусловно, не больна!
А тебе скажу, девица:
Все едят -
И зверь и птица,
От зайчат и до котят
Все на свете есть хотят.
С хрустом Конь жует овес.
Кость грызет дворовый Пес.
Воробьи зерно клюют,
Там, где только достают,
Утром завтракает Слон -
Обожает фрукты он.
Бурый Мишка лижет мед.
В норке ужинает Крот.
Обезьянка ест банан.
Ищет желуди Кабан.
Ловит мошку ловкий Стриж.
Сыр швейцарский
Любит Мышь... -
Попрощался с Юлей врач -
Глеб Сергеевич Пугач.
И сказала громко Юля:
- Накорми меня, мамуля!



Скажите, какой вопрос по содержанию мы можем задать? (Почему Юля ничего не ела?)

- Организм человека непрерывно работает:   трудятся сердце, легкие, мышцы. Мы выполняем различную физическую и умственную работу, занимаемся спортом и т.д.

И для всей этой деятельности нужна ... (энергия).

- Что является ее источником? (Пища.)

- Для чего нужна человеку пища?

(С пищей поступают в организм необходимые питательные вещества. Если человек долго не ест, его организм начинает расходовать вещества, которые в виде запасов находятся в теле. Человек худеет.)

– Какой вывод сделаем?

Вывод: человеку необходимо питаться, так как правильное питание имеет огромное значение для полноценной деятельности человеческого организма.

- Какие питательные вещества необходимы нашему организму?(белки, жиры ,углеводы, витамины)

- Какую роль они играют?  (белки - мышечная масса; жиры - помогают быстрому проникновению полезных элементов в ткани и клетки нашего организма; углеводы - это главный источник энергии ) 

- В каких продуктах они содержаться?

Белки - мясо , яйца ,рыба ,орехи 

углеводы - хлеб , сахар , картофель , мед 

жиры - масло сливочное  (слайд)

Давайте попробуем наши знания применить (игра на диске)

А теперь давайте сделаем для нас памятку о пользе продуктов : перед вами лежат различные продукты , а мы с вами попробуем их распределить в разные колонки :

- улучшают мозговую деятельность;

(рыба, мясо, творог, крупы, шоколад)

- помогают пищеварению;

(овощи, фрукты, молочные продукты)

- укрепляют кости;

(молочные продукты, рыба)

- являются источником витаминов;

(фрукты, овощи)

- придают силу, наращивают мышечную массу;

(Мясо, особенно нежирные сорта)

А теперь мы построим пирамиду здорового питания

Это пищевая пирамида показывает, каким должно быть здоровое и правильное питание. Хотите выстроить ее для себя?

Первый ряд - самый большой слой пирамиды представляет собой зерновой сектор. Многие считают, что основным источником витаминов являются овощи и фрукты. Но это не совсем так. Цельнозерновые продукты составляют основание пищевой пирамиды. Признайтесь, часто ли Вы едите каши - гречневую, овсяную, хлеб из муки грубого помола, макароны из пшеницы твердых сортов? Стоит подумать о том, чтобы вернуть такие традиционные русские блюда, как каши с различными добавками: грибами, тыквой, репой. Это не только вкусно, но и крайне полезно. Обратите внимание: сюда не входят источники "пустых" углеводов, которые присутствуют в нашем питании: белый хлеб, булки, торты.

Второй ряд - слой второй и третий - овощной и фруктовый. Овощей и фруктов в дневном рационе должно быть много.

Четвертымявляется мясной слой, это означает, что в вашем меню обязательно должны присутствовать нежирные сорта мяса, птица, рыба. Блюда из свежей рыбы можно заменить консервированной, это может быть тунец или лосось в собственном соку. В мясе содержится железо, которое требуется каждому человеку. А вот сосиски, сардельки, вареные колбасы сюда не входят - мяса в них не так много, а вот жира и калорий - предостаточно!

Пятый слой является молочным, кисломолочные продукты помогут поддержать иммунитет. В них содержатся живые бактерии необходимые для правильной работы кишечника. Каждый день на Вашем столе должны быть и молочные продукты - источник витаминов А и Е.

А вот потребление продуктов, содержащих много животных жиров, таких, как: мороженое, майонез, жирные соусы - старайтесь ограничивать.

Шестой слой считается жиросодержащим, но не жирным.

В этот сектор входят жиросодержащие продукты, к которым относятся орехи, животные и растительные масла, очень полезные для сердца. В эту же группу входит и сливочное масло, но его потребление должно быть ограниченным. Следует также помнить о том, что все перечисленные элементы пирамиды должны составлять ваш ежедневный пищевой рацион.

Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (например: гречка, изюм, масло).Другие помогают организму расти и стать сильным ( рыба, мясо, орехи). А третьи – снабжают организм витаминами и минеральными веществами, помогают расти и развиваться.

Игра “Что разрушает здоровье, что укрепляет?”

У вас на столах конверты , посмотрите что там. Распределите продукты в два столбика , одни помогают организму правильно расти и развиваться , другие же наоборот . (Рыба, пепси-кола, кефир, морковь, чипсы, торты, геркулес, шоколадные конфеты, творог, копчёная колбаса, яблоки, апельсины, «Сникерсы»)

– Распределите их в две группы: полезные и неполезные.

Учитель. Питаться нужно разнообразной пищей. Меньше есть всевозможных сладостей, а больше овощей и фруктов. И к тому же очень полезны овощи и фрукты в сыром виде, т.к. в них больше витаминов и микроэлементов, так необходимых нашему организму.

-Теперь давайте вспомним все, о чем мы сегодня говорили и постараемся выполнить задания в группах.

Работа в группах

1.Составляем меню для Ани.

2. Составляем меню для Вани.

3. Исправляем ошибки в правилах питания.

Выбираем представителя, который будет вашу работу защищать. На задание 2 минуты.

( У детей на парте лист исследования).

По одному представителю у доски защищают свою работу

- Молодцы! Все справились с заданием.

- А скажите мне, зачем нужно есть много фруктов, овощей и ягод? (Ответы детей).

- Действительно, фрукты, овощи и ягоды содержат в себе большое количество витамин. А

витамины не могут образовывать в организме человека сами по себе, а поступают только спищей. Послушайте, что говорят об этом сами витамины.

1.Витамин А.

Расскажу Вам не тая, как полезен я,друзья!

Я в морковке и томате, в тыкве, персике,салате.

Съешь меня- и подрастешь

Будешь ты во всем хорош!

Помни истину простую:

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или пьет морковный сок!

2. Витамин B.

Рыба, хлеб, яйцо и сыр,

Мясо, птица и кефир,

Дрожжи, курага, орехи –

Вот для Вас секрет успеха!

И в горохе тоже я.

Много пользы от меня!

Очень важно спозаранку

Съесть за завтраком овсянку.

Чёрный хлеб полезен нам –

И не только по утрам!

3. Витамин С.

Земляничку ты сорвёшь –

В ягодке меня найдёшь.

Я в смородине, в капусте,

В яблоке живу и в луке,

Я в фасоли и в картошке,

В помидоре и в горошке!

От простуды и ангины

Помогают апельсины.

Ну а лучше съесть лимон,

Хоть и очень кислый он.

4. Витамин D.

Я – полезный витамин.

Вам, друзья, необходим!

Кто морскую рыбу ест,

Тот силён, как Геркулес!

Если рыбий жир полюбишь,

Силачом тогда ты будешь!

Есть в икре я и в яйце,

В масле, в сыре, в молоке.

- Итак, вы запомнили, в каких продуктам содержится большое количество витамин?

Назовите их? (ответы детей для закрепления).

- Здоровый образ жизни – это не только зарядка, закаливание, занятие спортом, а еще

питание, потому что «мы – это то, что мы едим». Клетки нашего организма образуются из

питательных веществ, полученных с пищей. Если пища содержит все необходимые

нашему организму вещества, то человек всегда будет здоров.

Давайте попробуем доказать их пользу или вред с помощью проведения опытов:

Опыты с чипсами (по 3 штуки на группу по 4 человека)

Опыт 1. Положите большой чипс на бумажную салфетку и согните пополам, раздавив его

на сгибе бумаги. Уберите кусочки чипсов и разверните салфетку на свету. Она покрылась

жирными пятнами. Это можно объяснить тем, что чипсы очень жирные, а жирная пища

несомненно вредна для организма.

Опыт 2. Возьмите 2-3 чипсы и перенесите кусочки в стаканчик с 1-2 мл

дистиллированной воды, добавьте 2-3 капли йода. Мы замечаем ярко синее окрашивание

раствора и самого кусочка, что говорит нам о большом содержании крахмала в данном

продукте. Сам по себе крахмал не опасен, но если есть его в большом количестве и

каждый день, крахмал начнет накапливаться в организме и человек может начать

толстеть. А еще что хуже это может привести к неизлечимым заболеваниям.

Опыты с газировкой

Опыт 1. Берется 2 монетки по 50 копеек. Одна из них опускается в стакан с газированной

водой. Оставляем монету на некоторое время. По окончанию опыта, вынимаем монету из

стакана. Сравниваем обе монетки. Видим, что монета, которая была в стакане с

газированной водой, стала чистой, блестящей. Делаем вывод – газированная вода может

отчистить металл, что же тогда она способна сделать со стенками желудка – разъесть!

Опыт 2. Для опыта понадобится бутылка Кока-колы и мятные жевательные конфеты

«Ментос». Открываем бутылку газированной воды, опускаем туда несколько конфеток,

отходим в сторону. Мы наблюдаем, как из бутылки вырывается пенный фонтан. Делаем

вывод: Произошла химическая реакция, образовалось очень много газов и пены. Такое же

происходит и в желудке человека, что может вызвать тошноту, рвоту, плохое

самочувствие.

Опыт 3. В пепси-колу добавим лимонный сок и через 5 минут выливаем из стакана. По

краям стакана видим налет. Такой же налет образуется на стенках желудка, который

может вызвать страшную болезнь.

Опыт с Чупа-чупсом.

Опыт 1. Карамель «Чупа-чупс» опускаем в стакан с чистой водой. Начинаем е

«размешивать» воду. Со временем замечаем, что вода в стакане окрашивается в цвет

карамели. Делаем вывод – В карамели содержатся красители.

Витамины: Ребята, теперь вам известны многие секреты здорового питания. А

каковы они? Какое питание можно назвать здоровым? Какую пищу нельзя употреблять?

Будете ли вы питаться правильно?

- Раскраски «Моя любимая полезная еда».

- Давайте теперь посмотрим, кто же в путешествии был самым внимательным. У каждого

на парте лежат листы А4 и карандаши. Мы хотим попросить вас нарисовать своё любимое

полезное блюдо (Дети рисуют свое полезное любимое блюдо и представляют у доски с

доказательством, почему они считают его полезным (все рисунки прикрепляются на

ватман и таким образом оформляется стен – газета “Секреты здорового образа жизни"

Чтобы быть здоровым и красивым – ешьте больше фруктов и овощей. Пополняйте организм полезными веществами, тем белее, что выбрать есть из чего. Готовьте фрукты и овощи на пару.

Сегодня мы поговорили только об одной части здорового образа жизни - правильном питании.

И я хочу вам сказать, что быть здоровыми может каждый из вас. Нужно только очень захотеть. Вы - наше будущее, поэтому заботиться о своем здоровье нужно начинать сейчас. Ведь когда человек здоров, он весел и бодр. У здоровых людей ясный ум и крепкая нервная система.

Задание: исходя из изученного материала, составьте правила здорового питания.