«Сервировка стола. Этикет».
Класс:6
Тип урока | Изучения и первичного закрепления новых знаний |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: научатся сервировать стол; усвоят правила поведения за столом Метапредметные: регулятивные УУД – научатся определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; коммуникативные УУД - научатся оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; познавательные УУД - научатся ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Личностные - воспитывать ответственность за результаты своей деятельности, уметь проверять свои действия. |
Методы обучения | Объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения |
Формы работы учащихся | Индивидуальная, групповая |
Образовательные ресурсы | УМК по технологии, 6 класс; компьютер, проектор, презентация «Сервировка стола»; набор столовой посуды и приборов для сервировки стола; салфетки |
Ход урока:
Мотивация учебной деятельности
Учитель предлагает учащимся - давайте сегодня поздороваемся с вами без слов – посмотрите друг на друга, улыбнитесь и поздоровайтесь только глазами (учитель также приветствует класс).
- контроль готовности учащихся
- психологическая подготовка
Просмотр мультфильма «Винни пух»
О чем данный мультфильм, Винни пух повел себя не красиво, он не соблюдает правила этикета
(Обсуждение)
II. Подготовка к основному этапу урока
Тема нашего сегодняшнего урока «Сервировка стола к обеду. Этикет». (записать в тетради) В 5 классе мы с вами познакомились с правилами сервировки стола к завтраку. В этом году нам с вами предстоит выполнить творческий проект «Воскресный семейный обед», и прежде чем приступить к выполнению проекта. Мы должны узнать, как сервируют обеденный стол.
Давайте вспомним, что должно быть на столе для сервировки
Если правильно отгадаем кроссворд, то узнаем правильную последовательность сервировки.
Основной элемент сервировки стола из ткани, может быть цветная или однотонная. (скатерть).
Обязательный предмет сервировки стола, предназначен для предохранения одежды от попадания на нее крошек и брызг. (салфетка).
Столовая посуда, может быть пирожковая или суповая. (тарелка).
Столовая посуда из которой пьют чай. (чашка).
Столовый прибор которым можно есть суп или класть сахар в чай. (ложка).
Столовый прибор для второго блюда или холодных закусок. (вилка).
Столовый прибор для резки. (нож).
Столовая посуда в которой сахар ставят на стол. (сахарница).
Молодцы, с заданием справились!
III. Изложение нового материала
Сервировка (в переводе с французского server – «обслуживать»). Сервировка – это подготовка и оформление стола для приема пищи. (записать в тетради) Это своего рода искусство, которое в большей степени зависит от вкуса человека, накрывающего стол, а не от его финансовых средств.
Эстетичность стола зависит от скатерти, салфеток, столовых приборов, посуды, цветочных композиций, присутствующих на столе, а также от общей гармоничности с интерьером помещения, его цветовой гаммы и стиля.
Помимо этого, к сервировке стола предъявляются следующие требования: соответствие виду и поводу застолья, сочетание с меню и правильное расположение предметов сервировки.
Для того чтоб подробнее узнать о сервировке стола к обеду и правила этикета Вы должны поработать с текстом учебника стр.73-77. У вас 15 минут схематично показать:
У нас две бригады:
Бригада №1 тема «Правила сервировки стола»
Бригада №2 тема «Правила поведения за столом» (Этикет)
Рассказ учащихся
Мы много узнали сегодня на уроке из истории сервировки и правилам этикета.
А сейчас давайте проверим наши знания .Откройте тетради и сделаем тест: (на экране)
Тест Основы столового этикета
1. Ты садишься за сервированный разнообразными столовыми приборами стол, перед тобой на тарелке лежит накрахмаленная салфетка. Что ты будешь с ней делать?
А. Разверну и положу на колени
Б. Разверну и положу на грудь
2. У твоей тарелки лежит несколько ножей и вилок. Какими приборами ты воспользуешься сначала?
А. Теми, что лежат дальше от тарелки
Б. Теми, что лежат ближе к тарелке
3.. Тебе подали второе мясное блюдо. Как ты будешь есть его?
А. Сразу разрежу весь кусок мяса на мелкие кусочки
Б. Буду резать мясо на кусочки постепенно, по мере того, как буду их съедать
4. Можно ли в гостях взять второй раз понравившееся блюдо?
А. Можно
Б. Это неприлично
5. Если ты хочешь попробовать блюдо, которое стоит далеко от тебя, как ты поступишь?
А. Не буду никого утруждать и дотянусь до него сама
Б. Попрошу соседей передать его мне
6. Принято ли в гостях съедать все, что лежит в твоей тарелке?
А. Съедать надо все
Б. Часть кушанья надо оставить на тарелке
7. Если тебе не нравится предлагаемая в гостях еда, как ты поступишь?
А. Поблагодарю хозяйку за внимание и откажусь, не объясняя причины отказа
Б. Объясню хозяйке, почему я не хочу предложенного блюда
8. Как надо брать хлеб из хлебницы?
А. Рукой
Б. Вилкой
9. Ты обедаешь в кафе, где обслуживает официант. Ты закончила обедать и хочешь показать официанту, чтобы он убрал тарелку. Что ты сделаешь?
А. Положу нож и вилку параллельно друг другу ручками вправо
Б. Положу нож и вилку на тарелке накрест
Самопроверка
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
А | 5 | 5 | | 5 | | 5 | 5 | 5 | 5 |
Б | | | 5 | | 5 | | | | |
40 - 45 баллов – отлично
30 - 35 баллов – хорошо
20 - 25 баллов – удовлетворительно
0 - 15 баллов - плохо
Поставьте себе оценки.
Рефлексия: у Вас на столах зеленый, синий, красный карандаш (поднимите тот цвет, который соответствует Вашим знаниям
Зеленый – я все поняла на уроке, и узнала много нового;
Синий – я многое узнала, но есть непонятные моменты
Красный – я ничего не поняла на уроке)
V. Домашнее задание. Учебник стр.78-82
Выполнить пункты проекта «Приготовление воскресного семейного обеда»
IV. Практическая работа
На втором уроке мы выполним Практическую работу №8 на стр.77.по заранее составленному меню и приготовленным вами блюд Вы должны красиво сервировать стол.
Литература и интернет-ресурсы:
Рабочая программа по технологии (Технология ведения дома).6 класс/Сост. О.Н. Логвинова.-М.:ВАКО, 2015.-48с.-(Рабочие программы)
Технология. Технология ведения дома:6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ В.Д. Симоненко, Н.В. Синица . – М.: Вентана - Граф, 2014.-192с.:ил.
Технология.Технология ведения дома: рабочая тетрадь. 6 класс. Н.В. Синица- М.: Вентана-Граф, 2015.-96с.:ил.
Технология. Технология ведения дома:6 класс : тетрадь для творческих работ дляучащихся общеобразовательных организаций/И.А. Сасова- М.: Вентана-Граф, 2014.- 64 с.:ил.
http://www.kedem.ru/various/20090331-flatware/
http://infolavka.ru/texts/fork-history/
http://www.kedem.ru/tableware/20091021-tablewarehist/
http://supercook.ru/za-27.html
http://supercook.ru/serviette/serviette-03.html
Карточка ответа тестов
Ф.И. _____________________________________________________
40 - 45 баллов – отлично
30 - 35 баллов – хорошо
20 - 25 баллов – удовлетворительно
0 - 15 баллов - плохо
Оценка _____
Карточка ответа тестов
Ф.И. _____________________________________________________
40 - 45 баллов – отлично
30 - 35 баллов – хорошо
20 - 25 баллов – удовлетворительно
0 - 15 баллов - плохо
Оценка _____
Карточка ответа тестов
Ф.И. _____________________________________________________
40 - 45 баллов – отлично
30 - 35 баллов – хорошо
20 - 25 баллов – удовлетворительно
0 - 15 баллов - плохо
Оценка _____
Дополнительный материал к уроку
История зарождения столового этикета
Разнообразные и по-своему специфические способы принятия пищи имеют свою сложную и длительную историю. Первые, сознательно сформулированные нормы и стандарты застольного этикета обнаруживаются в эпоху античности.
Как и греки, римляне питались три раза в день: ранним утром — первый завтрак, около полудня— второй, а ближе к вечеру — обед. Обед состоял обычно из трех перемен. В начале подавали закуски, и, прежде всего, яйца. Отсюда римская поговорка «от яйца до яблок», ведь яблоками и другими фруктами обеденная трапеза завершалась.
В древнейшие времена римляне ели, сидя за столом, а потом обычай изменился, и они стали полулежать на ложах вокруг стола, а женщины стали сидеть на стульях, т.к. другие позы для них считались неприличными.
Столы, сделанные иногда очень искусно, начали покрывать скатертями только в I веке н.э., зато салфетками для вытирания губ и рук стали пользоваться раньше. Римляне, как и греки, помогали себе при еде пальцами, и поэтому салфетки были им особенно необходимы. В средние века стандарты благопристойного поведения во время коллективных трапез несколько изменились по сравнению с античностью, но все же они были достаточно просты и незамысловаты. Однако правила приличия уже существовали: за общим столом нельзя было плевать и сморкаться, чавкать и чесать свое тело той же рукой, которой брали пищу из общей тарелки, класть в общую тарелку недоеденные куски или обглоданные кости и пить из общего кубка, не вытерев перед этим губ, спать во время трапезы или же слишком много разговаривать и проявлять жадность в еде.
Манеры и формы благопристойного поведения человека за столом существенно изменились в период Возрождения и затем Нового Времени, когда начали активно разрабатываться сложные системы собственно этикетных форм, отражавшие общественные представления о благородстве, приличии, социальном престиже и цивилизованности. В это время стали появляться трактаты — наставления о застольных манерах, в которых рекомендовалось более утонченное и цивилизованное поведение за столом.
Становление светской культуры в России наступило значительно позднее, чем в Европе, и во многом связано с периодом царствования Петра I (16821725, правил самостоятельно с 1689). Именно в это время в России усилиями Петра I и его соратников внедряются нормы европейского столового этикета. Книга «Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению» содержала в себе выдержки и обобщения европейского этикета, адаптированные к Российской действительности того времени. «Когда придется пить, не утирай губ рукою, но полотенцем, и не пей пока не проглотишь пищу; не облизывай перстов; не грызи кости, но обрежь ножом; хлеба приложа к груди не режь; не бери перстами… над едой не чавкай; ешь, что перед тобой, а иное не хватай; не проглотя куска не говори, ибо так делают крестьяне; когда прекратишь есть, возблагодари Бога, умой руки и лицо, выполощи рот».
История сервировки уходит в далекое прошлое.
Первые сведения о культуре трапезы исходят из древнеегипетских свитков и росписей на стенах храмов и вазах. Во времена Древней Греции и Рима произошел расцвет сервировки.
Греки принимали пищу лежа, рядом с трапезным ложем ставили маленькие трехногие столики с пищей. Они назывались «трапеза», и только позже этим словом стали называть сам процесс приема пищи.
Варварская Европа в Средние века даже и не подозревала о правилах сервировки. У европейцев не было даже тарелок, а ели они из углублений в деревянном столе.
С XI века к трапезам начали допускать и женщин; поведение гостей во время застолий сразу же стало более цивилизованным. За столом сидели парами и пользовались одним кубком и блюдом на двоих.
В XIII веке вино и хлеб были на каждом столе.
В XIV-XV веках домах богатых торговцев появились ножи, ложки, солонки, сосуды для напитков. Все больше входили в употребление тарелки из олова и дерева.
В XVI веке в Европе стало обычным делом пользоваться ножами и ложками. Лишь вилка укоренялась медленно. Она была заимствована у венецианцев, которые пользовались ею, когда ели фрукты, чтобы сок не окрашивал пальцы.
В XVII веке начал формироваться современный вид столовых приборов (ножей, вилок, ложек). Вилка получила всеобщее распространение и приобрела ту форму, которую имеет и по сей день, — с тремя или четырьмя чуть согнутыми зубцами. Ложку стали делать плоской, а нож получил закругленный конец.
Первые фарфоровые сервизы появились в начале XVIII века. Это позволило сервировать столы одинаковой посудой.
Первый российский фарфоровый столовый сервиз был создан в 1756 году по личному заказу императрицы Елизаветы Петровны. Назывался он просто и значимо: «Собственный».
10