Урок №12 30.11.2016
Тема урока: Тела. Вещества. Проверочная работа (стр 43-45)
Цель урока: Формировать у детей целостный взгляд на мир, определять в нём место человека.
Задачи урока:
1. Дать учащимся не только теоретические знания о человеке, обществе и природе, но и развивать их творческое мышление, умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определённые выводы.
2. Дать понятия о телах, веществах и явлениях. Объяснить, что тела бывают в трех состояниях.
3. Воспитывать любовь к знаниям.
Тип урока: урок усвоения новых знаний;
Базовые знания: Тела. Живые и неживые тела. Твердые, жидкие и газообразные тела. Тела состоят из веществ. Тела и вещества постоянно подвергаются изменениям. Это явления природы.
Опорные знания: Знания о живых и неживых телах, полученные в 1—2 классах. То, что ученики уже заметили, наблюдая за природой окружающего мира.
Ход урока.
1. | Организационный момент. Эмоциональный настрой. |
| Долгожданный дан звонок -Начинается урок. Каждый день - всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, четко говорим И тихонечко сидим. |
2. | Сообщение темы и целей урока. |
3. | Проверка домашнего задания. |
| - Выбери правильный ответ и запиши букву, под которой он дан: 1. Что такое природа? к) все, что сделано руками человека; п) все, что нас окружает и существует независимо от человека; в) все, что нас окружает. 2. Какая бывает природа? р) природа бывает живая и неживая; б) природа бывает только живая. 3. Что относится к неживой природе? а) снегирь; б) стол; и) снег. 4. Какое царство не относится к живой природе? а) царство бактерий; б) царство растений; р) царство льда; в) царство людей; д) царство грибов. 5. Под какой буквой записана правильная цепь питания? а) капуста -— жаба — слизень; о) капуста —»слизень — жаба. 6. Что объединяет этих животных: дронт, странствующий голубь, морская корова? а) спасены человеком; д) уничтожены человеком; в) стали редкими. 7. Что изучает наука экология? а) эта наука изучает связи между живыми существами и окружающей средой; б) эта наука изучает неживую природу. - КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ? (природа) |
4. | Знакомство с новой темой. |
| Сообщение темы и целей урока Дети! Вы ответили на все вопросы. Посмотрите на буквы, которые вы записали, что заметили ? (Высказывания детей.) Кто правильно дал ответы на все вопросы, у того получилось слово «ПРИРОДА». Сегодня на уроке мы приступим к изучению нового раздела «Эта удивительная природа». Этот раздел поможет нам узнать еще больше о природе. Тема нашего нового урока «Тела». Сегодня вы познакомитесь с телами и узнаете, из чего они состоят. |
| Работа по вопросам над содержанием. |
| Беседа по теме «Тела» Когда вы читаете или слышите слово «тело», то что вы представляете? В словаре Ожегова есть такое значение: «Тело — организм человека или животного в его внешних и физических формах». Но у этого слова есть и другое значение, оно-то и будет нас интересовать (учитель выставляет карточку-опору «тела»). Телами называют все предметы, окружающие нас. Среди бесчисленных и разнообразных тел есть тела природы или естественные тела (учитель выставляет карточку «естественные тела»). А еще есть тела, сделанные человеком. Их называют искусственные тела (выставляется карточка «искусственные тела»). На доске схема: ТЕЛА Естественные искусственные Назовите тела, которые относятся к первой группе. (Дерево, трава, камень, облако, бабочка и др.) Назовите тела, которые относятся ко второй группе. (Карандаш, книга, ручка, стол, плащ и др.) |
| 4) Работа в тетрадях. |
| А теперь отгадайте загадки и подумайте, являются ли слова-отгадки телами? Ответы записываем в тетрадь Белые цветочки вечером расцветают, утром увядают. (Звезды.) Ну-ка, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжет, не фонарь, а ярко светит, не пекарь, а печет ? (Солнце.) Когда я молод был - светло светил, под старость - меркнуть стал. (Месяц.) |
| 2 урок |
1. | Повторение пройденного материала |
| - Вспомните значения терминов из вашего словарика, и отгадайте кроссворд: 1. Первая ступень познания. (Восприятие) 2. Крошечные организмы. (Бактерии) 3. Совокупность людей, объединенных исторически обусловленными формами совместной жизни и деятельности. (Общество) 4. Группа живущих вместе близких родственников. (Семья) 5. Как называются огромные группы, на которые делят все живое? (Царства) 6. Как называется любой предмет, любое живое существо? (Тело) 7. Участок земли, где вся природа находится под строгой охраной. (Заповедник) 8. Население государства, жители страны. (Народ) - Какое слово получилось в выделенной стройке кроссворда? (ВЕЩЕСТВА.) |
| |
2. | Вещества — лекция учителя Все тела состоят из веществ. На доске - таблица:
Тела | Вещества | стакан | стекло | ножницы | сталь | мяч | резина | роса | вода | Эти тела образованы одним веществом, но есть тела, которые образованы несколькими веществами. Очень сложный состав имеют живые существа. Например, в растениях есть вода, сахар, крахмал и другие вещества. Веществами называют то, из чего состоят тела. Вещества бывают твердые, жидкие, газообразные (газ). Учитель вывешивает карточки «твердые», «жидкие», «газообразные». На доске - схема: ВЕЩЕСТВА твёрдые жидкие газообразные |
3. | Частицы - Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. Как же можно убедиться, что эти частицы существуют? Давайте проведем опыт. Для опыта берется тело, образованное одним веществом - кусочек сахара. Сахар опускается в стакан с водой, и перемешивается ложкой. Сначала сахар хорошо виден, но постепенно становится невидимым. Попробуйте воду на вкус. Она сладкая. Значит, сахар не исчез, он остался в стакане. Почему же мы не видим сахар ? Потому, что кусочек сахара распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял (растворился). И эти частицы перемешались с частицами воды. Этот опыт показывает, что вещества, а значит и тела» состоят из частиц. - Скажите, раствор сахара в воде — это вещество или смесь веществ?(Смесь двух веществ.)  В жидкостях эти промежутки побольше: Каждое вещество состоит из особых частиц, которые по размеру и форме отличаются от частиц других веществ. Ученые установили, что между частицами есть промежутки. В твердых телах эти промежутки маленькие. Учитель выставляет картинку А в газах — еще больше: В любом теле все частицы находятся в постоянном движении. К концу урока на доске получается следующая схема:
|
| На уроке мы познакомимся с некоторыми веществами. Вещества изучает особая наука - химия. На свете очень много веществ: сейчас их известно несколько миллионов. С некоторыми из них мы встречаемся каждый день. - Давайте отправимся на кухню!(На доске — рисунок кухни.) - Какое первое вещество нам встретилось, узнаете из загадки: Меня не едят — И без меня мало едят. (Соль) Вот на столе солонка, а в ней — поваренная соль. Самое важное для человека свойство поваренной соли — то, что она соленая на вкус. Поэтому ее используют для подсаливания пищи. Поваренная соль — это одна из минеральных солей, встречающихся в природе. Некоторые соли люди добывают и используют как удобрения для растений. Есть еще одно вещество, с которым мы обязательно встретимся на кухне. О себе оно говорит так: Я бел, как снег, В чести у всех, В рот попал – Там и пропал. (Сахар) По внешнему виду его можно спутать с солью. Зато их не спутаешь по вкусу. Сладкий вкус - главное свойство сахара. Когда-то сахар делали только из сахарного тростника, который растет в Индии, Китае и других странах, где климат постоянно теплый и влажный. Сахар был очень дорогой диковинкой. Во многих странах вместо него употребляли мед, сладкий сок клена, березы, липы. Долго искали замену сахарному тростнику. И только в начале XIX века в Германии были построены первые заводы, которые делали сахар из сахарной свеклы. Сейчас почти половину всего сахара в мире получают из свеклы. Обыкновенный сахар не единственное сладкое вещество в природе. Во фруктах содержится фруктовый сахар, в молоке — молочный сахар. Глюкоза - еще одна разновидность сахара. В природе она встречается в различных частях растений. Особенно богаты глюкозой плоды винограда и виноградный сок. Глюкозу еще называют виноградным сахаром. - А это что за вещество, которое очень похоже по цвету на соль и сахар? Белый порошок — это крахмал. Его обычно используют, когда варят кисель. Крахмал - одно из питательных веществ, необходимых человеку. Он содержится во многих продуктах растительного происхождения. Ученые химики подсказали, как узнать, есть ли крахмал в том или ином продукте. Для этого нужна разбавленная водой настойка йода. Если капнуть на продукт, в котором содержится крахмал, настойка йода приобретет сине-фиолетовый цвет. |
4. | Практическая работа Практическая работа проводится по группам (класс делится на 5 групп). Каждая группа получает какое-нибудь тело (картофель, яблоко, хлеб, груша). Продукты учитель берет по своему усмотрению. Также каждой группе выдается пипетка и раствор йода. Задание: 1. С помощью разбавленной настойки йода определить, есть ли крахмал в продуктах, выданных вашей группе. 2. Результаты исследования записать и зарисовать на альбомном листе (каждая группа получает по альбомному листу). По окончании работы о результатах исследования докладывает один представитель от каждой группы. |
| Физкультминутка - С какими телами вы работали на практической работе ? - Какие бывают тела? (Искусственные, естественные.) - Если я называю искусственное тело, то вы садитесь, а если естественное тело — стоите. Учитель читает: «Радуга, трактор, кукла, зайчик, трава, дождь, воздушный шар, туман, самолет, солнце, звезды, медведь». К речке быстрой мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре. Вот как славно освежились. Делать так руками нужно: Вместе — раз. Это брасс. Одной, другой - Это кроль. Все, как один, Плывем как дельфин. Вышли на берег крутой, Но не отправимся домой. |
5. | Кислоты — лекция учителя Большая группа веществ, с некоторыми из которых мы можем встретиться на кухне - это кислоты. Каждому знаком кислый вкус лимона. Такой вкус ему придает содержащаяся в нем лимонная кислота. В яблоках содержится яблочная кислота, в листьях щавеля - щавелевая. Когда прокисает молоко, в нем образуется молочная кислота. - Какое общее свойство этих веществ? (Кислый вкус.) - Какие еще кислоты вы знаете? (Муравьиная кислота.) - Можно ли пробовать любую кислоту на вкус? (Нет.) На кухне можно встретить одну из таких кислот - это уксусная кислота. К бутылочке с этой кислотой нельзя прикасаться. Это вещество используется только в разбавленном виде. Из-за загрязнения окружающей среды кислоты стали образовываться высоко в небе. Нередко они выпадают вместе с дождем на землю, так получаются кислотные дожди |
6. | Итог урока. |
| - С какими веществами мы сталкиваемся каждый день на кухне?(Сахар, соль, крахмал, кислоты). |
| Закрепление изученного материала Закрепление материала можно провести по учебнику (стр. 43-34). Проверь с помощью учебника, верны ли приведенные ниже утверждения: Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом. Вещества — это то, из чего состоят тела. |
| Домашнее задание. |
| Прочитать текст в учебнике «Тела, вещества» (стр. 43-45) |
ТЕЛА
ЧАСТИЦЫ
ВЕЩЕСТВА


![]()

![]()

Естественные, искусственные
ТВЁРДЫЕ
ЖИДКИЕ
ГАЗООБРАЗНЫЕ
![]()
![]()
Приложение к уроку
Поваренная соль
Поваренную соль или, как сказали бы химики, «хлористый натрий», назвать обычным веществом нельзя. Свойства у нее удивительны и судьба очень интересна. В Древнем Риме караваны с солью медленно брели по главной торговой дороге - Виа Солариа, что означало «соляной путь». Караваны сопровождали отряды воинов, чтобы соль - драгоценное сокровище - не стала добычей разбойников. В древности соль ценилась буквально на вес золота.
Для человека соль жизненно необходима. Если ее долго не хватает организму, человек может погибнуть. Нехватка соли вызывала и народные волнения — в истории известны «соляные бунты». Солью расплачивались вместо монет, из-за соли страны воевали друг с другом.
Времена эти прошли, сейчас соль добывают в достаточном количестве. И запасы ее на Земле поистине неисчерпаемые. Гигантские куполообразные глыбы, целые соляные горы, есть и в недрах Земли, и на ее поверхности. Например, гора Ходжамумын в Таджикистане, сплошь состоящая из каменной соли, поднимается на 900 метров над уровнем моря.
В растворенном состоянии соль содержится в воде морей и океанов, в минеральных озерах, соленых ручьях. Вся эта соль в твердом виде заняла бы около 70 миллионов кубических километров. Таким количеством можно покрыть всю Землю слоем, толщина которого бы превышала 30-этажный дом! Соль добывают выпариванием, а также в соляных шахтах, примерно так же, как и каменный уголь. Кроме того, в соляных шахтах устраивают подземные санатории для больных астмой - соляной воздух для них целебен.
А еще в соляных шахтах хранят самые различные вещества и предметы.
Ф. И. _____________________________________________
1. Что такое природа?
к) все, что сделано руками человека;
п) все, что нас окружает и существует независимо от человека;
в) все, что нас окружает.
2. Какая бывает природа?
р) природа бывает живая и неживая; б) природа бывает только живая.
3. Что относится к неживой природе?
а) снегирь; б) стол; и) снег.
4. Какое царство не относится к живой природе?
а) царство бактерий; б) царство растений; р) царство льда;
в) царство людей; д) царство грибов.
5. Под какой буквой записана правильная цепь питания?
а) капуста -— жаба — слизень; о) капуста —»слизень — жаба.
6. Что объединяет этих животных: дронт, странствующий голубь,
морская корова?
а) спасены человеком; д) уничтожены человеком; в) стали редкими.
7. Что изучает наука экология?
а) эта наука изучает связи между живыми существами и окружающей средой;
б) эта наука изучает неживую природу.
Ф. И. _________________________________________
1. Что такое природа?
к) все, что сделано руками человека;
п) все, что нас окружает и существует независимо от человека;
в) все, что нас окружает.
2. Какая бывает природа?
р) природа бывает живая и неживая; б) природа бывает только живая.
3. Что относится к неживой природе?
а) снегирь; б) стол; и) снег.
4. Какое царство не относится к живой природе?
а) царство бактерий; б) царство растений; р) царство льда;
в) царство людей; д) царство грибов.
5. Под какой буквой записана правильная цепь питания?
а) капуста -— жаба — слизень; о) капуста —»слизень — жаба.
6. Что объединяет этих животных: дронт, странствующий голубь,
морская корова?
а) спасены человеком; д) уничтожены человеком; в) стали редкими.
7. Что изучает наука экология?
а) эта наука изучает связи между живыми существами и окружающей средой;
б) эта наука изучает неживую природу. Воздух Основы безопасности жизнедеятельности