Интегрированный урок по физике и математике в 9-м классе по теме:
"Применение линейной и квадратичной функции к решению физических задач" Соловьева О.И. – учитель математики I категории,
Петрова Т.Р. – учитель физики I категории лицея №12
Цели урока:
Образовательная цель:
сформировать у учащихся умение применять математический аппарат к решению графических задач по физике;
Развивающая цель:
развивать мыслительные способности учащихся, умение анализировать, выделять общие и отличительные свойства; развитие исследовательских способностей; умений применять теоретические знания на практике; развитие памяти, внимания, наблюдательности.
Воспитательная цель:
воспитывать устойчивый интерес к изучению математики и физики через реализацию межпредметных связей; воспитание взаимопомощи и объективной оценки знаний; стимулировать учащихся к самовыражению, создавая ситуацию успеха для каждого.
Тип урока:
урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по данной теме.
Оборудование:
компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор;
тетради, листы самооценки.
Тема урока | Устная работа | Работа у инт. доски | Решение задач | С/р | Итоговая оценка |
Применение линейной и квадратичной функций в решении физических задач | | | | | |
Ход урока:
- Организационный момент
Взаимное приветствие; проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания.
- Сообщение темы и целей урока
Значение математики сейчас непрерывно возрастает. В математике рождаются новые идеи и методы. Все это расширяет сферу ее приложения. Сейчас уже нельзя назвать такой области деятельности людей, где математика не играла бы существенной роли. Она стала незаменимым орудием во всех науках о природе, в технике, в обществоведении. Не говоря уже о физиках…
И сегодня нам предстоит провести интегрированный урок, который покажет, что математика и физика не отделимы друг от друга.
А именно, рассмотрим применение линейной и квадратичной функции к решению физических задач.
- Входной контроль (повторение теоретического материала)
Организация устной фронтальной работы с классом по повторению свойств линейной и квадратичной функции, видов механического движения. Уч.физики: Какие два основных способа существуют и в математике и в физике при решении задач на движение (графический и аналитический)? Какие виды движения мы рассматривали на уроках? (равномерное, равноускоренное)
Уч. математики: Прежде чем перейдем к непосредственному решению задач выполним небольшую устную работу, которая покажет ваш уровень подготовленности по данной теме.
1
)Это график:
а) линейной функции?
б) квадратичной функции
2.Эта функция:
а) возрастающая;
б) убывающая.
3.Это график функции, которая задана формулой:
а) y=kx;
б) y=kx+b.
4. Если движение равномерное, то это график зависимости:
а) скорости от времени;
б) координаты от времени.
5. Если это график v (t), то это движение:
а) равноускоренное;
б) равнозамедленное.
Проверка выполняется с помощью экрана. Самооценка.
Уч.физики: Продолжим и выполним еще несколько устных упражнений.
а) Дано три уравнения.
х = 5 – 5t.
x = 2 – 4t.
x = 2 + 4t.
Подпишите график каждого уравнения интерактивной доске.
Какой это вид движения?
Каков физический смысл чисел в первом уравнении?
Что общего в движении этих тел?
Чем они отличаются?
Уч.математики:.
в) На доске изображены графики функций: y = 5+4x-x2; y = х2.
1. Укажите каждый график
2. Какой вид движения они характеризуют?
А сейчас попытаемся сделать некоторые выводы, заполнив соответствующую таблицу, показывающую непосредственную связь математики и физики при решении задач на движение.
Математика
Физика
Равномерное равноускоренное движение
Линейная функция
Квадратичная функция




Формулы: y=kx+b,
y=kx, y=b
Формулы: x=x0+vt,
v=vo +at

Формулы: y=ax2+bx +c
Формулы: x= x0+vot+at2/2

Графики этих функций

Т
аблицу заполняют на интерактивной доске и в тетради (вписывают недостающие формулы). Делают выводы: таким образом, без математического аппарата невозможно решения физических задач.
Р
ешение задач
Задача №1. Учитель физики
На рисунке представлены графики зависимости координаты от времени для двух шаров.
а)Запишите уравнение движения каждого шара (выполняют по вариантам – по одному графику)
б)Какой из шаров и почему двигалось с наибольшей скоростью?
Учитель математики Как это можно определить графически?
в)Измените положение графиков так, чтобы; скорость первого шара стала больше скорости второго; оба шара начали движение из одной точки.
Проверка выполнения заданий у доски. Самооценка.
З
адача №2. Учитель физики
По данному графику скорости движения велосипедиста
а) описать характер движения на каждом участке;
в) найти весь пройденный путь. Учитель математики
(Какой способы решения позволяет быстро ответить на заданный вопрос?)
Проверка выполнения заданий у доски. Самооценка.
Задача №3. Учитель математики
Движение двух мотоциклистов заданы уравнениями: x1 = 4 - t2, x2 = 3t. Постройте график движения каждого мотоциклиста (на интерактивной доске) и опишите характер их движения. Найти место и время встречи мотоциклистов. Вычислите это аналитически.
Проверка выполнения заданий у доски. Самооценка.
Задача №4. Учитель физики
Составьте уравнение движения, постройте схематично график функции для случая х0 = 5м, voх = 6 м/с, ах = 2 м/с2. Какой вид движения задает функция х (t).
Проверка выполнения заданий у доски. Самооценка.
- Проверочная самостоятельная работа
Работа выполняется по вариантам.

На рисунке изображен график зависимости проекции скорости движения материальной точки от времени. Для каждого участка:
а) Определите вид движения.
б) Найдите модуль и направление начальной скорости.
в) Вычислите проекцию ускорения, определите модуль и направление вектора ускорения.
Проверка осуществляется с помощью интерактивной доски. Самооценка.
7. Подведение итогов урока (3 мин)
По итогам каждого этапа урока учащиеся выставляли оценки в листы самоконтроля; в конце урока – итоговую оценку.
Кто оценил себя на “5”? на “4”, на “3”?
Учитель математики: Сегодня вы повторили основные свойства линейной и квадратичной функции, которые применяются при решении задач не только в математике, но и в физике. Мы с учителем физики хотели вам показать, что школьные предметы существуют не изолированно, а в тесной связи между собой.
Учитель физики: Уроки физики и математики позволяют показать учащимся неразрывную связь этих двух наук, продемонстрировать, что рассмотрение даже самых элементарных физических вопросов требует знаний математики. Чем сложнее изучаемое явление с точки зрения физики, тем более сложный математический аппарат требуется. Вывод: математика – основа физики.
На экране “Математические методы становятся не только методами, которые используются в механике, физике, но и общими методами для всей науки в целом”.
Учитель математики: И, наконец, после “всяких умных вещей” немного юмора. На экране представлены графики зависимости уровня ваших знаний от времени, в интервале от начала урока до его завершения. Пожалуйста, выберите тот график, который, на ваш взгляд, наиболее близок вам, принимая во внимание их разный характер. Имеют ли они отношение к теме нашего урока? Можно ли по этим графикам судить о скорости приращения наших знаний в ходе урока? Какой же график выбран вами? Если вы выбрали график 1 – это означает, что мы достигли цели и решили задачи, поставленные в начале урока.

8. Домашнее задание
По заданию самостоятельной работы дополнительно: 1) напишите уравнение зависимости проекции скорости этого тела от времени; 2)составьте уравнение зависимости координаты от времени для каждого участка и схематически постройте график x(t).