1. Вступительное слово. - Чем различаются понятия «Антарктида» и «Антарктика»? - Говорят, что Антарктика и Арктика – двоюродные сестры. Попробуем выяснить, так ли это. Проведем сравнение этих двух полярных областей. 2. Чтобы попасть в Антарктиду, нам надо узнать, где она находится. Поэтому мы будем определять географическое положение Антарктиды по плану, который перед вами на слайде и у каждого на парте. А помогут нам: учебник и атласы. Открываем учебник стр.112 параграф 36 и атласы стр.50. Работать будем Площадь Антарктиды – 14 млн км³ (5 место в мире по площади). Основные черты ФГП Антарктиды: - материк полностью расположен в Южном полушарии; - большая часть Антарктиды лежит в восточном полушарии. - почти весь расположен в пределах Южного полярного круга; - в центре материка – Южный полюс; - крайней северной точкой материка является мыс Сифре, расположенный на Антарктическом полуострове - омывается Тихим, Атлантическим, Индийским океанами; - удален от других материков (ближайший материк – Южная Америка, которая отделена проливом Дрейка). - находится в антарктическом климатическом поясе, в зоне антарктических пустынь; - Тихий, Индийский, Атлантический океаны образуют у Антарктиды неглубоко вдающиеся в сушу моря. - Береговая линия изрезана слабо. Больше изрезаны берега западной части материка. Здесь находится Антарктический полуостров, глубоко вдаются в сушу моря: Уэдделла, Росса, Беллинсгаузена, Амундсена. 1. Практическое задание № 1 «Обозначить и подписать на контурной карте крайнюю северную точку материка и определить ее географические координаты» 2. Практическое задание № 2 «Подписать на контурной карте Антарктический полуостров, океаны и моря, омывающие Антарктиду» 3.Не стоит думать, будто в ходе изучения тайн земли происходят только открытия. Достаточно часто случаются, и географические "закрытия", что тоже является своего рода достижением для науки. Наибольшим количеством географических "закрытий" знамениты берега Антарктиды. В результате, если бы всемирно известный норвежский исследователь Р. Амудсен в наши дни снова высадился на берегу Антарктиды, он бы просто не нашел знаменитой Китовой бухты, в которой размещалась база его экспедиции Фрам-хейн, с которой он отправился в путешествие к Южному полюсу и стал первым человеком, достигшим его. -Что произошло с этой частью берега? - Каким природным объектом они стали? 4. Эпиграфом к этому этапу урока послужит строчка из стихотворения известного английского поэта Альфреда Теннисона «Бороться и искать, найти и не сдаваться». - Чему будет посвящен этот этап урока? С давних времен существовала легенда о том, что у Южного полюса находится Неизвестная Южная земля. Известному английскому мореплавателю Джеймсу Куку путь на юг преградили льды. Он писал: «Риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдинами морях в поисках Южного материка, настолько велик, что я могу взять на себя достаточную смелость, чтобы сказать, что ни один человек никогда не решится на большее, чем сделал я, и что земли, которые могут находиться на юге, никогда не будут исследованы». Спустя пятьдесят лет первая русская антарктическая экспедиция опровергла предположение Д. Кука. Сообщение 1. «Открытие шестого материка» Сообщение 2. «К Южному полюсу» Читает стихотворение, посвященное Р. Скотту. Квадратный айсберг. Черная вода. И в черных фраках белые пингвины. Угрюмый бастион сверкающего льда. И к смерти уводящие равнины. И чудятся не мачты кораблей, Охваченных предерзостной надеждой – Пробиться сквозь тиски сверкающих полей К земле, сокрытой панцирной одеждой, Мерещится костлявая рука, Застывшая над стойким и суровым, Последним, ею не рожденным словом Последней записи скупого дневника. Земля и люди, 1962 5. Организует работу с текстом учебника «Современные исследования Антарктиды». Перед вами карта, где обозначены международные научные станции Антарктиды. (Со времен открытия первооткрывателями Южного полюса в Антарктиде побывали путешественники многих стран мира. И наиболее активной в исследовании Антарктиды является Россия. В 2019 году Россия организовала и успешно провела научно-спортивную экспедицию. Современное, великолепное снаряжение этой экспедиции как раз и явилось одной из причин успеха. Давайте познакомимся с этим оборудованием. 1. Пуховая длинная куртка - воздухо- и влагонепроницаемая, Спальный мешок на утином пуху, Рюкзак - вместительный и очень удобный, Ботинки - влагоустойчивые. Подошва обеспечивает хорошее сцепление с грунтом .Обувь и одежда были изготовлены из уникальных материалов , которые обеспечили защиту от температур до минус 70° - 80° С, 2. Палатка была сделана из материала, который выдерживает скорость ветра до 30 км/сек. Теплоизолирующий коврик - защищал от сырости и снежной стенки. 3. Вездеходы, гусеничные дизели - являлись помощниками в продвижении группы, а пластиковые сани были удобны и легки. 4. Спутниковые телефоны надежно обеспечивали связь между любыми точками планеты. Спутниковая навигация при наличии хороших карт позволяла двигаться практически «по приборам», при 100%-ном отсутствии видимости. Ноутбуки с солнечной антенной- оставались не заменимыми средствами для общения с миром. 5. Современные пластиковые лыжи имели хорошее крепление. А горнолыжные очки являлись надежной защита от снежной слепоты. Все эти виды снаряжения придавали уверенности и защищенности. Международный статус Антарктиды: Систематические исследования начались с 1995 г. 11 стран мира договорились совместно изучать Антарктиду и обмениваться научными открытиями. Это заключено в договоре об Антарктиде в 1959 г. 1.Так, в статье I Договора зафиксировано обязательство использовать Антарктику исключительно в мирных целях. Там запрещено строительство военных баз, проведение военных маневров, испытаний любых видов оружия. 2.Статья V, включенная по инициативе Советского Союза, запрещает проведение в этом районе ядерных взрывов как военных, так и в мирных целях, а также захоронение там радиоактивных отходов. Антарктида не принадлежит ни одному государству. Разрешена только научная деятельность. Это единственный материк, где 200 лет сохраняется мир между странами. Сейчас в Антарктиде уже проводят экскурсии для туристов. Для этого ученые, которые здесь работают, открыли небольшой музей, где можно увидеть портреты путешественников, которые открывали и исследовали материк. Постоянное население в Антарктиде в настоящее время отсутствует. Тем не менее, здесь расположены несколько десятков научных станций из них 5 Российских действующих станций. Давайте используя карту учебника на странице 188 установим на макете наши Российские действующие станции. (Беллинсгаузен, Новолазаревская, Молодежная, Восток, Мирный) | Читают материал параграфа в разделе «Антарктида» и отвечают на вопрос. Проводят сравнение. Выявляют общее и различия. 1) Арктика – это северная полярная область (в северном полушарии), Антарктика – южная полярная область (в южном полушарии). 2) Когда в Арктике зима, в Антарктике – лето. Когда в Арктике полярная ночь, в Арктике – полярный день. И наоборот. 3) Центральная Арктика – Северный Ледовитый океан, окруженный со всех сторон сушей. Центральная Антарктика – суша, материк Антарктида, окруженный со всех сторон водой. 4) В полярных широтах холодно, но в Антарктике климат более суровый, чем в Арктике. 5) В Арктике, за полярным кругом, издавна были поселения, по тундре бродили кочевники-оленеводы (саамы, чукчи, ненцы). В Антарктике никогда никто не жил, да и сейчас постоянное население отсутствует. Обучающиеся находят информацию в атласе и учебниках. Готовят ответ на вопрос. Выступают с отчетом по заданию. Изучение географического положения материка с помощью карточек – заданий. (учитель раздает карточки, ученики работают самостоятельно с атласом) 1. Материк полностью расположен в ______________________ полушарии. 2. Материк весь расположен в пределах __________________________ круга. 3. Омывается ____________________, _______________, _______________ океанами и ___________, __________, _____________ , __________________ морями. 4. Самый крупный полуостров - _____________________ 5. Острова расположенные рядом с материком -_______________, _________________, ______________, _______________, ________________________________. 6.От Южной Америки материк отделен проливом ___________________ Работают с картами атласа. Выполняют задание на контурной карте. Северная – м. Сифре - 63º ю.ш. 58º з.д. Подписывают на контурной карте Антарктиды Антарктический полуостров, Тихий, Атлантический и Индийский океаны, моря Уэдделла, Росса, Беллинсгаузена, Амундсена. Ответ: откололась от материка; айсберги. Определяют тему. Выступают с сообщениями (материал в Приложении Б). Осуществляют самооценку. Слушают. Делают краткие записи в тетрадь. Заполняют таблицу. История открытия и исследования Антарктиды Путешественник, исследователь | Дата | Открытия и достижения | Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев (рос.) | 1819-1821 гг. | Открытие материка | Руал Амундсен (норв.) | 14 декабря 1911 г. | Первое достижение Южного полюса | Роберт Скотт (англ.) | 18 января 1912 г. | Второе достижение Южного полюса | |