Урок: «Путешествие по ленте времени».
Цели урока: при помощи игры закрепить знания, полученные на уроках; развитие творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей; содействовать развитию классного коллектива, формированию навыков групповой работы в команде.
Форма урока (внеклассного мероприятия):
Урок- путешествие в форме игры двух (трех - четырех) команд по 5-6 человек.
Оборудование: Настенные карты; атласы; лента времени (изготавливается в три шкалы: века (римские и арабские цифры), даты (до нашей эры и наша эра); каждая команда получает лист с заданиями (бортовой журнал); перекидное табло для выставления оценок, мультимедийный проектор, компьютер.
Ход урока (мероприятия)
I. Вступительное слово ведущего (объяснение условий соревнования).
Мы познакомились с удивительно богатой историей стран Древнего мира: природными условиями этих стран, образом жизни и занятиями жителей, культурой и достижениями. Сегодня пришло время продемонстрировать наши знания, показать, как хорошо мы освоили историю Древнего мира. Для этого мы совершим традиционное путешествие во времени на машине времени.
II. Представление членов жюри (Центр управления полетом), команд и болельщиков.
III. Работа с лентой времени. - Проверка готовности к путешествию.
Покажи на ленте времени дату. У доски работают 1-2 человека от команды, ведущий называет даты, за правильный ответ 1 балл.
Команда -1 | Команда - 2 |
1999 г., 132 г., 84 г. до н.э. | 2000 г., 200 г., 1 г. до н.э. |
1213 г., 1480 г., 270 г. до н.э. и т.д. | 1770 г., 1560 г., 240 г. до н.э. и т.д. |
IV. Команды к полету готовы. Для того чтобы ваш корабль летел по ленте времени, вам необходимо постоянно решать исторические задачи. Ваши знания - источник питания корабля, 3 - 2 - 1 П У С К, за правильный ответ 1 балл.
Ведущий показывает таблички с римскими цифрами. Назовите век обозначенный римской цифрой.
Команда -1 | Команда -2 |
V; IX; XI; XXI… и т.д. | VII; III; XIX; XXX... и т. д. |
V. Ваши корабли взлетели, и теперь вам необходимо знать путь следования. Курс прокладывают штурманы вместе с командой.
Из-за компьютерного вируса испортились древние карты. Вам необходимо восстановить карту и пояснить по каким странам мы путешествуем. Сложить разрезанные карты- пазлы. (Египет, Междуречье), за правильный ответ по 2 балла.
VI. Пока штурманы решают свою задачу болельщики набирают очки для своей команды, за правильный ответ 1 балл.
Определите век по указанной дате (дать полное понятие даты указать начало, середину, конец века). Ведущий показывает таблички с годами.
1213 год - начало 13 века; 1999 г. - конец 20 века; 100г. до н.э.- 1 век до н.э. и т. д
VII. Выбираем курс на Африку и Ближний Восток; члены экипажей заполняют таблицу в бортовом журнале. За правильный ответ 4 балла.
Египет | Основные вопросы | Междуречье |
Нил Фараон Иероглифы Папирус | Реки, протекающие в государствах Кто управлял государством Вид письменности Что использовали для письма и т. д. | Евфрат, Тигр Царь Клинопись Глиняные таблички |
VIII. Конкурс капитанов.
Они попали в библиотеку будущего, бортовой компьютер дает им задание. Капитаны решили л взять информацию о "Семи чудесах света" и познакомить вас с этими историческими фактами, но информации в библиотеке очень много, необходимо убрать из предложенного перечня неверную информацию:
Что в списках не относится к "7-ми Чудесам света"- вычеркнуть. (задания напечатаны в бортом журнале). За правильный ответ 3 балла.
Великий шелковый путь
Пирамиды Хеопса
Храм Артемиды
Миф об Аргонавтах
Великая Китайская стена
Висячие сады Семирамиды
Колос Родосский
Статуя Зевса в Олимпии
Статуя Аполлона
Галикарнасский мавзолей
Вавилонская башня
Александрийский маяк
IX. Команда готова рассказать о древних Чудесах света. За правильный ответ 1 балл.
X. Самостоятельная работа по карточкам.
Каждый член экипажа отвечает на вопросы: Сколько лет назад была эта дата? Сколько веков назад это было? (даты можно брать любые, не только по истории Древнего мира, объем на усмотрение учителя). Сумму правильных ответов подсчитывает жюри.
Историческое событие | Дата | Сколько лет назад была эта дата ? | Сколько веков назад это было? |
1.Завоевательные походы фараона Тутмоса | 1500г. до н.э. | 3507 лет назад | 35 веков назад |
2.Начало правления Хаммурапи в Вавилоне | 1792 г. до н. э. | 3799 лет назад | 38 веков назад |
3. Первое летописное упоминание о Москве. | 1147г. | 3154 лет назад | 31,5 век назад |
XI. Пока участники команды выполняют задания по карточкам, болельщики получают таблички с буквами «Е» и «М» (Египет, Междуречье). Ведущий с ними проводит исторический диктант, болельщики на термин соответствующий Египту поднимают букву «Е», а на термин соответствующий Междуречью – букву «М».
Диктант:
Город Вавилон, папирус, шадуфы, царь Хаммурапи, богиня Иштар, мумия, иероглифы, походы в Нубию, пирамиды, и т.д.
XII. Последнее задание команды получают в бортовых журналах, выполняют его все вместе. За каждый правильный ответ 1 балл. (даты можно брать любые, не только по истории Древнего мира, объем на усмотрение учителя).
Что было раньше? 2600 г до н.э. или 3000 г. до н.э. (на сколько лет?)
115 г. до н.э. или 115 г. н.э. (на сколько лет?)
Вопросы можно усложнить заданиями по учебнику и атласу.
Что было раньше? Взятие персами Вавилона или персидское завоевание Египта?
Кто правил раньше? Фараон Тутанхамон или царь Хаммурапи?
XIII. Центр Управления подводит итоги.
XIV. Участники игры путешествуют по Египту. Самостоятельно озвучивают фильм или слайды. Просмотр в/фильма (без звука) или слайд - лекции. (возможно выставление дополнительных баллов).
XV. Награждение участников игры по номинациям: «Самый активный участник», «Самый активный болельщик», «Лучший гид» и т.д.. Выставление оценок.