Организационный момент | Эмоциональ ный настрой на предстоящий урок. | - Задание учащимся: войти в класс в характере услышанной музыки. - Музыкальное приветствие. | - Вход в класс в характере музыки. - Исполнение попевки «Прозвенел звонок». | Вход в класс под музыку: «Марш» П.И.Чайковский из балета «Щелкунчик» | - организация внимания; - умение слушать и эмоционально откликаться на музыку; умение доказательно высказывать свое мнение; - умение слушать и эмоционально откликаться на музыку; формировать исполнительские навыки; развитие наблюдательности, внимания; - умение слушать; - умение находить доказательства из музыкальных примеров; умение анализировать; - умение слушать и находить характерные особенности марша; - умение слушать; - формировать исполнительские навыки; - умение работать с текстом и находить главное; умение сравнивать; развитие наблюдательности, внимания, умение находить характерные особенности танца; умение сравнивать, находить общее и различное; умение сравнивать, умение сравнивать, находить общее и различное; - развитие наблюдательности, внимания, навыка самоконтроля; - умение соотносить музыкальные произведения определенным жанрам; - умение обобщать полученные знания; - умение доказательно высказывать свое мнение; - умение слушать и эмоционально откликаться на музыку; - формировать собственное отношение к изучаемому. |
Актуали зация знаний | Актуализировать знания учащихся; - Повторение изученного с целью применения знаний в работе с новым материалом. | Учитель нацеливает учащихся на предстоящий урок; - Вступительная беседа: - Вас встретила на уроке музыка. - Где можно услышать музыку, под которую вы входили в класс? -На прошлом уроке мы начали знакомство со спектаклями, которые можно увидеть в музыкальном театре, а точнее, мы знакомились с темой этих спектаклей, интересную вам, детям. Назовите эту тему. - Итак, сегодня мы побываем в детском музыкальном театре и подробнее узнаем о таких спектаклях, как опера и балет. А в своё небольшое путешествие мы возьмём с собой песню. Узнайте её. - Между кем идёт диалог в песне и о чём этот разговор . - Вспомним эту песню и выразительно исполним по ролям. | - В результате беседы учащиеся самостоятельно выводят тему урока; - Отвечают на вопросы учителя: - Эта музыка из балета «Щелкунчик». Её можно услышать в музыкальном театре. - На прошлом уроке мы знакомились с темой сказок. - Ответы на вопросы учителя: - Это «Песня- спор» - Идёт диалог между Витей и Машей о том, что есть на свете сказки или их не бывает. - Исполнение 1 куплета песни по ролям: девочки – мальчики. - Исполнение 2 куплета песни по ролям: девочки – мальчики. - Исполнение 3 куплета песни по ролям: девочки – мальчики. | - Слайд 1: На слайде появляется тема, после того, как назовут её сами дети.  Звучит «Песня – спор» Г.Гладкова - Слайд 2:  Творческое задание: спеть выразительно, согласно роли. - Слайд 3, 4, 5: Игра «Мы – исполнители».  |
Основная часть Восприятие музыки, исполнение. Закрепление изученного. Итог урока. Рефлексия. Организационный момент | - Изучение нового материала; - Осмысление учащимися особенностей музыкально-сценических жанров: оперы и балета. - Закрепить изученное на уроке; Обобщение изученного на уроке. | - учитель организует познавательную деятельность учащихся по определению особенностей музыкально-сценических жанров: опера, балет. Учитель: Итак, мы оказались у здания Детского музыкального театра, которое находится в городе Москве. Что вы видите над входом театра. - Эмблемой Детского музыкального театра является Синяя птица – символ счастья и детской мечты. - Представим, что мы входим в театр, а спектакль уже идёт. Давайте прислушаемся и попробуем догадаться по музыке, что происходит на сцене? Подумайте, кто исполняет и из какой сказки? - Итак, назовите эту сказку. - Кто исполняет эту песню? - Какую песню поёт мама – Коза? Почему вы так решили? - Правильно, мама поёт своим козлятам колыбельную и в песне называет каждого козлёнка по имени. Подумайте, почему их так назвала мама?(Всезнайка – всё знает, он даже знает, где мама запрятала банку с вареньем; Бодайка – любитель бодаться; Топтушка на месте не сидит: «Я на венике верхом объезжаю всё кругом, ты, беги, Мазилка, вслед, ну, догонишь, или нет?»; Болтушка – это девочка, которая любит поговорить; Мазилка – всегда чумазый; Дразнилка – любит дразнить своих братьев; Малыш – самый маленький, но он самый смелый.) - Послушайте, о чём поёт Малыш? Определите, что звучит: песня, танец, марш. Покажите характер музыки движениями рук. - Как вы думаете, кто в спектакле может исполнять эту тему? Почему? - А теперь, попробуем себя в роли актёров и исполним вместе хор «Семеро козлят». - Молодцы, а теперь, подумайте, спектакль «Волк и семеро козлят» необычен? Что там делают актёры? - В этом спектакле поют все козлята, поёт Малыш, поёт мама-Коза, поёт даже Волк. А как же называется такой спектакль? - Найдите в учебнике (на стр. 74) ответ на вопрос, как называется такой спектакль, где все поют? - Итак, что же такое опера? Сравните ваше определение с правилом из музыкального словаря. - А сейчас, давайте всё-таки войдем в зрительный зал, где нам покажут ещё один спектакль. Перед тем, как откроется занавес, вспомните и покажите, как нужно слушать и вести себя во время спектакля. - Подумайте, из какой сказки вы сейчас увидите фрагмент. - Как вы догадались, что это из сказки «Золушка», ведь здесь ни одного слова не прозвучало? - Расскажите о состоянии Золушки, о её настроении. - Давайте посмотрим, а что же происходило на балу? Послушайте музыку, подумайте, что хочется делать под такую музыку? В каком характере звучит она, и покажите это движениями рук. - Итак, что вам хотелось делать под такую музыку? Как называется такой плавный танец? - Подумайте, чем этот спектакль отличается от спектакля «Волк и семеро козлят»? - Найдите в учебнике (на стр. 76) ответ на вопрос, как называется такой спектакль, где все танцуют? - Что же такое балет? Сравните ваше определение с правилом из музыкального словаря. - А чем спектакли «Волк и семеро козлят» и «Золушка» похожи? - Итак, мы побывали в детском музыкальном театре, познакомились со спектаклями, которые там показывают. - Учитель организует закрепление изученного на новом музыкальном материале: (Ария Снегурочки из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова, фрагмент из балета «Спящая красавица» П.И.Чайковского): 1. Спектакль, в котором актёры только поют – это…? 2. Спектакль, в котором актёры только танцуют – это…? 3. К какому спектаклю относится этот муз. фрагмент? 4. К какому спектаклю относится этот музыкальный фрагмент? 5. Где можно увидеть музыкальные спектакли? - Учитель организует деятельность учащихся по осмыслению и обобщению полученной информации о музыкально-сценических жанрах, по формированию собственного отношения к изученному. - Что нового узнали на уроке? - С какими спектаклями мы сегодня познакомились? - Подумайте, можно ли это произведение назвать балетом? А оперой? Почему? Учитель: Вы сегодня были воспитанными учениками, внимательными слушателями, побывали в роли исполнителей. Я приготовила для вас музыкальный подарок. - Что вам особенно понравилось на уроке? - Музыкальное прощание. | - Учащиеся отвечают на вопросы учителя: Над входом театра изображена птица. - Учащиеся внимательно слушают музыку и определяют сказку и персонаж, исполняющий эту музыкальную тему. - Ответы на вопросы учителя: -Сказка «Волк и семеро козлят». Исполняет песню Мама – Коза. Мама поёт колыбельную. Потому, что музыка была спокойная, напевная, тихая как колыбельная. - Ответы на вопросы учителя: - Дети слушают и показывают кулачками в воздухе чёткий ритм марша. - Учащиеся слушают и определяют исполнителя. - Исполняют песню с движениями. Ответы на вопросы учителя: -Актёры в спектакле поют. - Работа с учебником. Учащиеся читают и находят самостоятельно ответ на вопрос. - учащиеся слушают и смотрят видеофрагмент из спектакля и узнают сказку. (сказка «Золушка») - Ответы на вопросы учителя: - Золушка вспоминает о бале, о том, как она танцевала с принцем. -Учащиеся слушают и показывают плавными движениями рук танцевальный характер музыки. - Ответы на вопросы учителя: - Под такую музыку хочется танцевать. Этот танец называется вальс. - Тем, что здесь актёры танцуют, а не поют. - Работа с учебником: Учащиеся читают и находят самостоятельно ответ на вопрос. - Ответы на вопросы учителя: Ответы на вопросы учителя: - Эти спектакли музыкальные. - Эти спектакли на тему сказок. - Учащиеся отвечают на вопросы теста «Проверь себя» и записывают правильные ответы в тетрадях самостоятельно: 1. Опера. 2. Балет. 3. Балет. 4. Опера. 5. В театре. - Слушают песню и находят доказательства своему ответу. - Исполнение попевки «Прозвенел звонок». Выход из класса под музыку . | - Слайд 6:  Создание ситуации: (звучит музыка за закрытым занавесом). Звучит «Колыбельная Мамы – Козы» из оперы «Волк и семеро козлят» - Слайд 7: Выберите доказательства того, что прозвучавший фрагмент – это колыбельная песня. - Слайд 8: - Слайд 9:  Звучит «Тема Малыша и Воинственный марш». - Слайд 10:  - Звучит «Заключительный хор семерых козлят» из оперы «Волк и семеро козлят» - Звучит «Заключительный хор семерых козлят» из оперы «Волк и семеро козлят» - Слайд 11:  - Слайд 12:  - Слайд 13:  Видеофрагмент «Воспоминание» из балета «Золушка» С.Прокофьева. - Слайд 14: Звучит видеофрагмент «Сцена на балу» - Слайд 15:  - Слайд 16:  - Слайд 17:  «Проверь себя». - Слайд 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27.  - Слайд 28: - Слайд 29:  Проблемный вопрос. Звучит песня «Сказки гуляют по свету» Е.Птичкина Презентация песни «Сказки гуляют по свету» - Слайд 30:  |