Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мы знакомимся с основными классами неорганических соединений. Вспомним, с какими классами веществ вы уже знакомы?(слайд 2) Загадка: Если в пере элементов Кислород вторым стоит, Ты же знаешь, эта пара Называется … Вопрос:дайте определение оксидам? | (Ответ оксид). Дают определение оксидам.
Оксидами называются соединения, состоящие из атомов двух элементов, одним из которых является кислород. |
Загадка: Если формулы начало Представляется с металла, ОН – красуется затем, Вещества знакомы всем. Не надо придумывать им название Ведь эти вещества… Вопросы:дайте определение основаниям? | (Ответ - основания). Дают определение основаниям. Молекулы оснований содержат атомы металла и атомы кислорода и водорода в виде гидроксогруппы ОН-. |
Задание: Распределите формулы по классам в таблицу (слайд 3) | Распределяют предложенные формулы в таблицу по классам: HCl, HNO3, H2SO4, Ca(OH)2, K2O, Na2O, Al2O3, Zn(OH)2, Al(OH)3. (заполнение таблица 1 в опорном конспекте) |
Вопрос:Можно ли объединить оставшиеся формулы веществ в одну группу? (слайды 4-5) | Проверка правильности выполнения оксиды | основания | ? | K2O Na2O Al2O3 | Ca(OH)2Zn(OH)2 Fe(OH)3 | H2SO4 HCl HNO3 |
|
Изучение нового материала.(24 мин.) |
Как вы думаете, какая тема урока будет сегодня? Тема«Кислоты» (слайды 6) | Записывают в опорном конспекте.Тема«Кислоты». |
Целеполагание: (слайды 7) | Каждый учащийся ставит перед собой конкретные цели. |
Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир кислот. Вот наш маршрут(слайды 8) | Станция-Информационная Станция-Историческая Станция-Cтоп! Красный свет!Станция–Индикаторная Станция - Практическая |
Станция –Информационная. По формулам дайте определение классу кислоты(слайды 9). | Дают определение «Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка» (проверяют по слайду 9).Записывают в опорном конспекте. |
Изучим состав и название кислот(слайды 10-12). | Заполняют вместе с учителем таблицу 2 в опорном конспекте. (только колонка – название кислот, остальные данные будут заполнены на последующих уроках). |
Чем отличаются приведённые пары кислот? Задание: На какие группы можно разделить кислоты? (работа со слайдом №13– устно) Запишем признакиклассификации кислот и основные группы (слайды №14-15) | По предложенным примерам кислот называют признаки классификации.
 Ответ: а) По наличию кислорода: бескислородные и кислородсодержащие (заполнение схемы 1 в опорном конспекте). б) По количеству кислорода: одноосновные, двухосновные, трёхосновные (заполнение схемы 2 в опорном конспекте). |
Какие кислоты вам знакомы из жизненного опыта? (слайды 16-17) | Ответ:яблочная, лимонная, уксусная, молочная и др. в) По происхождению: органические и неорганические (заполнение схемы 3 в опорном конспекте). |
Станция Историческая(слайд 18-20) | Слушают рассказ о работе химика Шееле, открытии и свойствах некоторых кислот. |
Физкультминутка гимнастика для глаз(слайд 21) | Расслабьтесь и дышите спокойно. Опустите локти на стол. Шея и позвоночник должны находиться на одной прямой линии. Закройте глаза руками, попробуйте вспомнить что-нибудь приятное. Выполняем 1 минуту. Затем выполняем «комплекс гимнастики для глаз» – повторяем глазами движения фигур на слайде 21 (движения глаз плавные). |
СТАНЦИЯ “СТОЙ! КРАСНЫЙ СВЕТ!” (слайды 22-23) Как вы думаете в чем заключается «Первая помощь при ожоге едкими кислотами?» | Повторяют хором: «КИСЛОТЫ РАЗРУШАЮТ КОЖУ , ТКАНИ , ДРЕВЕСИНУ!» Фронтальная беседа о«Первой помощи при ожоге едкими кислотами». |
Правила ТБ при работе с едкими веществами. | Читают опорный конспект:«Меры безопасности при работе с кислотами» (по цепочке). |
Станция Индикаторная (слайды 23-25). Как можно распознать кислоты? | Объясняют что такое индикаторы. |
Практическая работа. Исследование окраски индикаторов в кислотных средах(форма работы: групповая). | Выполняют опыты по описанию в опорном конспекте:«Исследование окраски индикаторов в кислотных средах» и заносят результаты в таблицу 3в опорном конспекте(проверка по слайду 25). |
Станция – Практическая. Назовите области применения кислот. (слайд 26-27). | Фронтальная беседа оприменении кислотна практике: в медицине (аскорбиновая, фолиевая, липоевая, ацетилсалициловая); вкулинарии: уксусная, лимонная. |
Закрепление знаний. (7 мин.) |
Рассмотрены ли вопросы намеченные по теме «Кислоты» (Состав, классификация, свойства. Как работать?) | Фронтальная беседа: повторение основных разделов темы -определение кислот; классификация; правила ТБ. |
Задание 2 на рабочем листе (слайд 29). | Индивидуальное выполнение заданий и взаимопроверка (проверка по слайду 29). |
Итог урока, рефлексия. (2 мин.) |
Самостоятельно сделайте вывод, достигли ли вы учебной цели? Ответе на вопросы: (слайд 29) Какие новые понятия узнали? Что вызвало больший интерес? Чему научились? Что на уроке понравилось? Что не понравилось? Почему? Охарактеризуйте урок одним словом. Урок был ____________ | По очереди характеризуют урок, отвечают на вопросы и делают вывод. |
Домашнее задание (1 мин.) |
Выучить все новые понятия, формулы и названия кислот. Подготовиться к химическому диктанту. (слайд 30) | Читают эту информацию в опорном конспекте. |
Спасибо за урок! (слайд 31) |