Учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №89 г. Сочи Элизбарова Гюльнара Григорьевна
Тема: Раннее творчество В. Маяковского.
Цель:
Дать представление о раннем творчестве Маяковского;
Формировать самостоятельное мышление учащихся;
Развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщения на основе анализа различных точек зрения, составлять план;
Воспитывать способность к коллективному рассуждению, культуру общения, культуру речи
Оборудование: мультимедийный проектор, фломастеры, карандаши, альбомы для рисования
Технология: элементы технологии «Развитие критического мышления»
Ход урока
Класс делится на группы , и работа продолжается в группах. Методика деления на группы: раздаются листочки разного цвета (4 цвета). Занимают места согласно цветовой гаммы.
1 этап «Вызов»
На половинке листа написать слово «НОЧЬ», каждый добавляет несколько слов ассоциаций.
Затем необходимо нарисовать НОЧЬ.
Рассматриваем, что получилось? Какой цвет преобладает, почему?
2 этап «Осмысление»
1.Прослушиваем стихотворение В.В. Маяковского «НОЧЬ» с помощью проектора проецируем на экран.
Во время чтения стихотворения выписать запомнившуюся метафору.
Ребята делятся впечатлениями от стихотворения (ключевые слова записываем).
2. Работа с фотографиями Маяковского раннего периода 1912-1916 годов. (фото проецируются на экран) и текстами стихотворений:
1 группа «Надоело», «Дешевая распродажа»
2 группа «А вы могли бы?»
3 группа «Несколько слов о себе самом»
4 группа «Нате»
Задание.
А) Прочитать стихотворения и подобрать строки, которые можно использовать как названия к стихотворениям.
Б) Выписать из стихотворений «Нате», «Несколько слов о себе самом» выражения эпатирующие публику.
Как вы думаете, почему Маяковский так себя ведет?
3. Работа с критическим материалом. (Всем группам одинаковый материал)
Отрывки из статьи А. Платонова «Размышления о Маяковском»
Отрывки из книги Ю. Карабичевского «Воскресение Маяковского»
Манифест футуристов «Пощечина общественному вкусу».
Задание. Прочитайте эти материалы и выпишите мысли, совпадающие с вашими или противоречащие им, но показавшиеся вам интересными.
4. Работа с поэмой «Облако в штанах» (Вступление и первая часть)
Какие метафоры вы услышали? Что выписали?
«расплясавшиеся нервы», «пожар сердца»
3 этап «Рефлексия»
Написать мини сочинение или синквейн (пятистишие)о раннем Маяковском
Маяковский
резкий, бросающий вызов
поражает, пилит, рубит
уверенный, значимый, человек действия
Поэт!