2
|
Проверка знаний обучающихся
|
1.Проверка рисунков в тетрадях.
1.Работа по карточкам (работают два человека, затем проверяют друг у друга).
Карточка №1
Заполнить таблицу
№ п/п
|
Признак
|
Класс Двудольные
|
Класс Однодольные
|
1
|
Побег
- стебель (проводящая система);
- листья (жилкование)
|
|
|
2
|
Семя (зародыш и питательные вещества)
|
|
|
3
|
Корневая система
|
|
|
4
|
Жизненные формы
|
|
|
Карточка №2
Распределить утверждения в соответствующие графы
Класс Однодольные
|
Класс Двудольные
|
|
|
1.Зародыш семени с двумя семядолями.
2.Запасные питательные вещества семени находятся в эндосперме.
3.Листья обычно имеют перистое жилкование.
4. Листья обычно имеют параллельное жилкование.
5.Проводящая система в стебле состоит из многих отдельных пучков. Кольца камбия и роста стебля в толщину нет.
6.Зародышевый корешок семени обычно развивается в главный корень, образуя стержневую корневую систему.
7.Обычно древесные и травянистые формы.
2.Фронтальная работа с классом (назначается один ученик, который дополняет и ставит оценки отвечающим).
1) Дайте общую характеристику Покрытосеменных.
2) Сравните Покрытосеменные и Голосеменные.
|
Проверяют работы друг у друга, выставляют оценки.
Назначенный ученик дополняет по необходимости и выставляет оценки.
|
7 мин
|
4
|
Актуализация знаний обучающихся
|
Роза
О ней поют поэты всех веков.
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот сверток алых лепестков,
Раскрывшийся благоуханной чашей.
Как он прохладен, холоден и чист
Глубокий кубок, полный аромата.
Как дружит с ним простой и скромный лист,
Темно-зеленый, по краям зубчатый...
Астра
Астру, наверное, каждый узнает.
В саду и на даче она вырастает.
Нежный цветочек, лохматый немножко,
Листиков много на худенькой ножке.
Осенью в школу ребята идут,
Учителю астры в подарок несут!
Это стихи про цветы. Но все эти разные цветы что-то объединяет. А что их объединяет, вы ответите мне в конце урока.
|
|
2 мин
|
5
|
Этап изучения нового материала
|
1.Строение цветка
Повторим строение цветка (слайд 3)
2.Общая характеристика семейства Класса Двудольные.
· в классе двудольных более 350 семейств цветковых растений;
· семейства цветковых растений выделяют по строению цветка и плода;
· все представители одного семейства имеют сходное строение цветка.
Т – тычинка
П – пестик
Л – лепестки
Ч – чашелистики
- обоеполый цветок
Объяснение строения цветов разных семейств сопровождается показом на муляжах.
3.Семейство Розоцветные (объяснение сопровождается показом презентации).
А) Жизненные формы: древесные, кустарниковые, травянистые.
Б) Листья простые и сложные.
В) Двойной околоцветник.
Г) Формула цветка: Ч5Л5Т¥П1 или Ч5Л5Т¥П¥
Д) Представители: яблоня, земляника, шиповник, абрикос, рябина, черёмуха, малина.
Е) Использование: лекарственное, декоративное, фрукты (слайды 4-8)
4.Семейство Крестоцветные
А) Жизненные формы: преимущественно травянистые.
Б) Листья простые и сложные.
В) Формула цветка: Ч4Л4Т4+2П1
Г) Представители: капуста, хрен, горчица, сурепка.
Д) Использование: овощные, масличные, медоносы, лекарственные (слайды 9-12)
5.Семейство Паслёновые
Работа с учебником. После ответа детей учитель уточняет, дополняет.
А) Жизненные формы: древесные и травянистые.
Б) Двойной околоцветник.
В) Листья простые и сложные.
Г) Формула цветка: Ч5Л5Т5П1
Д) Представители: картофель, томат, баклажан, табак
Е) Использование: пищевые культуры, кормовые, лекарственные, ядовитые (13-16)
6.Физпауза (под музыку)
7.Семейство Мотыльковые.
А) Жизненные формы: древесные, кустарники, травы.
Б) Листья сложные.
В) Формула цветка: Ч5Л3+2Т10П1
Д) Представители: мимоза, горох, акация, клевер, люцерна, арахис, соя.
Е) Использование: пищевые, кормовые, медоносы, лекарственные (17-20)
8.Семейство Сложноцветные.
А) Жизненные формы: травы, реже полукустарники, иногда кустарники и невысокие деревья.
Б) Листья простые.
В) Формула цветка: Л5Т5П1
Г) Представители: подсолнечник, астра, хризантема, василёк, мать-и-мачеха.
Д) Использование: пищевые, масличные, лекарственные, декоративные, сорняки (слайды 21-24)
|
Дети рассматривают слайд
Ученики записывают обозначения в тетрадь
Обучающиеся в тетрадь записывают только названия семейств и формулы цветков.
Представителей семейств ученики называют сами по картинкам.
Ученики самостоятельно читают текст в учебнике Семейство Паслёновые, записывают формулу цветка, устно называют представителей.
Под музыку дети выполняют упражнения или танцуют
Обучающиеся самостоятельно называют использование представителей семейств.
|
25 мин
|
6
|
Первичное закрепление материала
|
1.Блиц-опрос.
1.Какое растение из семейства Мотыльковые прячет орехи в земле? (Арахис.)
2. Какое растение из семейства Мотыльковые называют растительной коровой? (Соя.)
3. Из семян какого крестоцветного растения получают пищевую приправу и лекарственное средство? (Из горчицы.)
4. Плоды какого растения из семейства Розоцветные - жаропонижающее средство? (Малина.)
5. Плоды каких растений из семейства Розоцветные богаты витамином С? (Шиповник, рябина.)
6.Какое растение из семейства Паслёновые называют вторым хлебом? (Картофель)
(слайд 25)
2.Работа с гербариями
Дети рассматривают предложенный гербарий, называют растение и к какому семейству принадлежит.
|
Ученики быстро подходят к доске и на слайде показывают нужное растение
Дети рассматривают предложенный гербарий, называют растение и к какому семейству принадлежит.
|
5 мин
|