Урок развития речи в 10 классе.Подготовка к сочинению-рассуждению в публицистическом стиле.
Цели урока:
1. Обучающая:
- повторение композиции сочинения-рассуждения.
- познакомить с точкой зрения автора текста на поставленную им проблему.
- сформулировать авторскую позицию.
- раскрыть содержание понятия аргумент.
- сформулировать у учащихся собственный взгляд , создать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов автора или опровергающих их.
- использовать изобразительно – выразительные средства речи при создании сочинения – рассуждения.
2. Развивающая:
- развивать речевую культуру учащихся;
- развивать творческие способности учащихся и умение строить монологические высказывания на публицистическую тему
3. Воспитывающая:
- способствовать духовному становлению личности, формированию ее эстетического вкуса
- воспитание любви к родному краю.
Задачи урока :
1. Организация повторения теории написания сочинения-рассуждения .
2. Развитие коммуникативной компетенции учащихся через систему творческих заданий.
3. Развитие культуроведческой компетенции учащихся через интеграцию с уроками искусства.
Тип урока: систематизация и обобщение предметных знаний.
Ход урока:
I. Организационный момент .
Слово учителя.
-Ребята, сегодня мы работаем над темой «Сочинение-рассуждение по текстам публицистического стиля». На предыдущих уроках мы писали подобные сочинения. Темы были самые разные: об отношении человека к другим людям, об искусстве, о добре, о матери, об отношении к труду и другие. Написание сочинения-рассуждения вызывает у каждого свои сложности. Сегодня мы продолжим эту работу и постараемся преодолеть те трудности, которые у вас возникали.
II. Формулировка целей урока учащимися.Беседа-опрос
-Давайте вспомним, как композиционно должно быть выстроено сочинение-рассуждение.
-Какой тип речи мы используем для сочинения-рассуждения?
-В каком стиле речи чаще всего используется рассуждение?
-Назовите языковые и стилистические особенности публицистического стиля
-Используйте их при написании сочинения
А какие стили речи вы еще знаете?)
III. Практическая работа по подготовке к написанию сочинения.
1. Сочинение-рассуждение относится к публицистическому стилю, и его написание подчинено определенному алгоритму, который четко отражает все этапы работы (слайд 3).
Первый этап – знакомство с алгоритмом.
Формулировка одной из проблем исходного текста
Комментарии по выбранной проблеме
Формулировка позиции автора
Аргументы "за" или "против" авторской позиции (один – из литературных источников)
Заключение
– Последовательность этапов обязательно учитывается при написании сочинения и его оценивании. Обратимся к тексту.
2.Чтение учащимися исходного текста:
(1)Сострадание - активный помощник.
(2)Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? (3)Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. (4)Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?
(5)С самого детства воспитывать – прежде всего самого себя – так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. (6)И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью.
(7)Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (8)Людям, такой способностью наделённым или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живётся труднее, чем бесчувственным. (9)И беспокойнее. (10)Но их совесть чиста. (11)У них, как правило, вырастают хорошие дети. (12)Их, как правило, уважают окружающие. (13)Но даже если правило это нарушится и окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.
(14)Бесчувственным кажется, что им хорошо. (15)Они-де наделены бронёй, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. (16)Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. (17)Рано или поздно – как аукнется, так и откликнется!
(18) На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. (19) Он нередко появляется в своём отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. (20) Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. (21) Он умеет вселить в них надежду и бодрость. (22) Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается неготовым к ней. (23)Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. (24)Эгоизм, чёрствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. (25)Слепым страхом. (26)Одиночеством. (27)Запоздалым раскаянием.
(28)Одно из самых важных человеческих чувств - сочувствие. (29)И пусть оно не остаётся просто сочувствием, а станет действием. (30) Содействием. (31)К тому, кто в нём нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. (32)Нет радиоприёмника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. (33) Если её настроить на волну высокой человечности.
(По С. Львову)
3. Анализ текста.
А) Определение стиля и типа речи.
– К какому стилю речи относится данный текст?
– Какой тип речи преобладает? Докажите.
– Назовите грамматические, синтаксические, стилистические особенности текста.
Ученики работают на листах, впоследствии озвучивают результаты анализа.
(текст относится к публицистическому стилю, так как сочетает в себе книжную и разговорную лексику; преобладающий тип речи – рассуждение с элементами повествования (18-21 предложения); текст насыщен рядами однородных членов, парцеллированными предложениями; стилистика текста отличается сдержанным пафосом, уместным использованием пословиц, метафор, лаконизмом суждений, строгостью в подборе выразительных средств; автор статьи категоричен в своих умозаключениях, что находит выражение и в подборе лексики, и в синтаксисе – предложения чаще всего утвердительные, парцелляция усиливает значимость аргументации; бескомпромиссность суждений подчеркивает твердую авторскую позицию).
Результаты анализа вы можете использовать при написании комментария к сочинению.
Б) Нахождение проблемы текста.
– Какие, по-вашему, проблемы рассматривает автор текста?
(Из ответов учеников выделяем наиболее значимые и записываем в «рабочих листах»):
как воспитать в человеке умение сострадать.
обладание способностью к сочувствию есть не у каждого человека. Как это влияет на его жизнь?
проблема активного сострадания: сочувствовать – значит помогать реально.
Заостряем внимание учащихся на том, что, выбрав только одну проблему, они должны рассуждать именно о ней, комментировать именно ее и подбирать аргументы по этой проблеме.
Без данного этапа работы обойтись невозможно, так как это опора, " скелет" будущего сочинения. Без правильного определения проблемы сочинение не будет оцениваться экспертами.
4. Второй этап - комментарии к исходному тексту .
Каждая группа пишет комментарии только по своей выбранной проблеме.
Актуальность проблемы, которую вы сформулировали
Анализ умозаключений автора (логичность, прием антитезы, вопросно-ответная форма изложения материала и т. д.)
К какой аудитории обращается (молодежь, среднее поколение, широкая аудитория и т. д.)
Убедительность доводов (неоспоримые факты, живость в подаче материала, хорошее знание поднимаемой проблемы, эмоциональность)
Какие средства выразительности использует автор (оригинальные метафоры, яркие эпитеты, риторические обращения и т.д.) Комментарии следует писать только по выбранной проблеме .
Каждая группа зачитывает по «рабочим листам» комментарии по выбранным проблемам. Корректировка текстов: что упущено? А что лишнее? Что можно изложить в более обобщенном виде?
Пример комментария:
Проблема действенного сострадания актуальна во все времена. Обращаясь к широкой аудитории, С.Львов безоговорочно осуждает равнодушие человека к чужим бедам, страданиям. Автор приводит яркий пример бескорыстного служения людям старого врача. Такому типу личности С.Львов противопоставляет людей эгоистичных, черствых, бессердечных. Рано или поздно, считает автор статьи, бесчувственность человека вернется к нему бумерангом («как аукнется – так и откликнется!»).
Бескомпромиссность рассуждений автора оправдана его твердой нравственной позицией. Эгоизм, нравственная глухота, отсутствие сострадания «жестоко мстят за себя», считает публицист.
Используя парцелляцию (24-27 предложения), оценочную лексику (жалким, беспомощным), оригинальную метафору (радиоприемник – человеческая душа), известный прозаик привлекает внимание нас, читателей, к проблеме человеческого равнодушия. Статья призывает всех не оставаться в стороне от человеческого горя. По мнению С.Львова, сострадание должно быть активным.
5. Третий этап работы - нахождение позиции автора .
Позиция автора
Четко сформулируйте (лучше своими словами) и напишите отдельным абзацем с обязательным включением словосочетания «позиция автора»
Читая повторно текст, найдите ключевые слова, фразы, помогающие выявить авторскую позицию. (Выясняем, что их несколько: в 5, 7-8, 28-29 предложениях.)
Учимся обобщать: работаем в группах. Каждая группа выделяет позицию автора по своей проблеме.
Получается следующее:
1 группа: сострадание нужно воспитывать с детства, прежде всего в самом себе.
2 группа: человек, не умеющий сочувствовать другим, нравственно неполноценен. Нравственная глухота может обернуться против него.
3 группа: сочувствие должно быть действенным. Нужно приходить на помощь нуждающимся, не ожидая зова.
6. Четвертый этап урока – аргументация .
Начало аргументации может начинаться словами
«Я полностью разделяю точку зрения автора…» и далее привести 2 аргумента «за»
«Могу лишь отчасти согласиться с автором статьи…» и привести аргументы «за» и «против»
«Не считаю возможным согласиться с автором текста, так как …» и привести 2 аргумента «против»
Не забудьте! МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ -3- ЗАСЧИТЫВАЕТСЯ ТЕМ УЧАЩИМСЯ, КОТОРЫЕ ПРИВЕДУТ АРГУМЕНТ, ВЗЯТЫЙ ИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Работа по подбору аргументов может проводиться и в группах (для более слабых учеников – консультант), и индивидуально.
Примеры аргументов, приведенных учащимися:
одним из ярких примеров активного, действенного сострадания является поведение героини романа Л.Толстого "Война и мир" Наташи Ростовой во время бегства из Москвы. Наташа без всякого колебания отдает подводы для раненых, бросая имущество на произвол судьбы.
самоотверженность, активное сострадание проявила Юлия Вревская, героиня лирической миниатюры И.С.Тургенева "Памяти Ю.Вревской".
7. Заключительный этап. Рекомендации по написанию сочинения-рассуждения .
Не отвлекайтесь от сформулированной проблемы: и комментарии, и аргументы должны соответствовать именно этой проблеме
Следите за абзацным членением текста
Избегайте громоздких предложений
Не уверен– не пиши! Заменяйте слова, в значении которых сомневаетесь
Не злоупотребляйте восклицательными предложениями и ответно-вопросной формой в комментариях (не более 2-3 раз)
Проверьте сочинение: тавтология (повтор одного и того же слова в смежных предложениях) – самая распространенная речевая ошибка. Чтобы избежать тавтологии, используйте перефразы. Пример: автор статьи, публицист, фамилия автора (например, С.Львов), известный автор статей на морально-этические темы, критик, прозаик
Используйте синонимические ряды, эпитеты, риторические фигуры речи, фразеологизмы, фигуру умолчания, сравнительные обороты, вводные конструкции, ряды однородных членов – и ваше сочинение станет более выразительным
IV. Подведение итогов урока.
– Что на уроке оказалось для вас наиболее трудным?
– Чему следует больше уделить внимания на последующих уроках?
Учащиеся отмечают, что испытывают определенные трудности при написании комментария и подборе аргументов.
– Следующий урок-практикум мы посвятим отработке навыков написания комментария, подбору аргументов. Используя материалы «рабочего листа», подготовьте черновые варианты сочинения-рассуждения на втором часе урока-практикума.
На втором уроке учащиеся, используя информацию слайдов 3-8, создают тексты сочинения-рассуждения. Консультанты и учитель оказывают помощь более слабым учащимся.
V. Создание текста (пример одного из сочинений приводится ниже)
Как научиться одному из самых гуманных качеств – состраданию? Можно ли этому научить? Каким должно быть настоящее сочувствие? Эти проблемы поднимает в своей статье известный публицист С.Львов.
Я остановлюсь на проблеме активного, действенного сострадания.
Актуальность данной проблемы в наши дни бесспорна. Обращаясь к широкой аудитории,
С.Львов со сдержанным пафосом, но, в то же время, бескомпромиссно осуждает равнодушие человека к чужим бедам, страданиям. Автор приводит яркий пример бескорыстного служения людям - рассказ о старом враче. Такому типу личности С.Львов противопоставляет людей эгоистичных, черствых, бессердечных. Рано или поздно, считает автор статьи, бесчувственность человека вернется бумерангом («как аукнется – так и откликнется!»).
Категоричность рассуждений автора оправдана его твердой нравственной позицией. Эгоизм, нравственная глухота, отсутствие сострадания «жестоко мстят за себя», считает публицист.
Известный прозаик, используя парцелляцию (24-27 предложения), оценочную лексику (жалким, беспомощным), оригинальную метафору (радиоприемник – человеческая душа), привлекает внимание нас, читателей, к проблеме безнравственности человеческого равнодушия. Статья призывает всех не оставаться в стороне от человеческого горя.
Позиция автора предельно ясна: сочувствие должно быть действенным. Нужно приходить на помощь тем, кто в ней нуждается, не ожидая зова. По мнению автора, сострадание должно выражаться реально.
И я не могу не согласиться с ним. На самом деле, со-страдание, со-чувствие, со-переживание – слова одного порядка. Со – значит вместе, заодно, сообща преодолевать жизненные невзгоды с теми, кто в этом остро нуждается. Ты сильнее и можешь подставить свое плечо более слабому - разве не в этом смысл человеческого со-существования? Иначе жизнь превратится в существование (ты просто ешь, спишь, все остальное тебя не касается).
Недавно мне довелось прочитать воспоминания современников об Антоне Павловиче Чехове. Благороднейшая личность… Он никогда не оставался в стороне от человеческого горя. Самоотверженная работа во время эпидемии холеры, строительство лечебниц для простых крестьян, школ для крестьянских детей, постоянная забота о многочисленных родственниках, обо всех, кто обращался к знаменитому писателю, – это ли не пример действенного сострадания?!
Чеховский герой, врач Дымов из рассказа "Попрыгунья", спасает больного дифтерией ребенка ценой собственной жизни.
Много ли в нашей жизни таких людей? По своему, пусть небольшому, опыту знаю, что сейчас большинству присущи эгоизм, душевная черствость, равнодушие. Не случайно в наши дни сленговое слово «пофигизм» отражает жизненную позицию современной молодежи, не лучшей ее части. Люди порой живут по принципу" Моя хата с краю – ничего не знаю". Иначе, как объяснить тот факт, известный мне из телепередачи: дочь выгоняет родную мать из дома, обрекает на бродяжничество и спокойно говорит об этом с журналистами. Женщина, подарившая этому существу жизнь, медленно умирает от начавшейся гангрены… Дочь не испытывает ни сострадания, ни угрызений совести. Кто научит такого человека милосердию? И как можно считать такого человека Человеком?
Я думаю, ответа на этот вопрос нет. Все начинается с детства…
Структура сочинения
Структура сочинения должна иметь следующий вид:
Проблема.
Комментарий к проблеме.
Описание позиции автора.
Отношение экзаменуемого к позиции автора.
Обоснование своей позиции.
Вывод.
.
№ | План | Пояснения |
1 | Вступление | Подводка к проблеме 2-3 предложения |
2 | Формулировка проблемы | 2-4 предложения |
3 | Связка | 1-2 предложения |
4 | Комментарий, 1-й пример + пояснение | Сколько потребуется |
6 | Связка | 1-2 предложения |
7 | Комментарий, 2-й пример + пояснение | Сколько потребуется |
9 | Связка | 1-2 предложения |
10 | Позиция автора | 1-2 предложения |
11 | Собственное отношение к позиции автора | 1-2 предложения |
12 | Аргументация собственной позиции | 2-4 предложения |
13 | Вывод (заключение) | 2-3 предложения |
Стратегия работы с текстом
1 шаг | Читая исходный текст, определите, над каким вопросом размышляет автор и как он на этот вопрос отвечает. Так вы найдете проблему и сформулируете авторскую позицию |
2 шаг | Перечитайте исходный текст, чтобы найти два примера, важных для понимания проблемы, поясните значения этих примеров и укажите смысловую связь между ними. Напишите комментарий, который будет помещаться между проблемой и авторской позицией. |
3 шаг. | Сформулируйте собственную позицию и обоснуйте ее. |
4 шаг | Сделайте вывод |
Памятка к экзаменационному сочинению-рассуждению для выпускников 11-х классов
Композиция | Знайте: | Речевые клише: |
Вступление Приемы: 1)сообщение о проблеме; 2)сообщение об авторе; 3)цитата; 4)афоризм; 5)риторический вопрос; 6)вопросно-ответное единство; 7)риторическое восклицание; 8)именительный темы. |
Формулировка Проблемы Задача: Выбрать одну из рассматриваемых проблем, четко ее сформулировать. Приемы: 1)«проблема чего»; 2)вопросительное предложение. Объем: 2-3 предложения. | Проблема текста – находится в центре внимания автора. Это вопрос, над которым размышляет автор. Выявление проблемы в художественном тексте Проанализируйте поступки, отношения героев Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях Подберите абстрактные существительные, которые называют соответствующие качества (долг, честь, совесть, благородство – равнодушие, черствость, эгоизм) Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова | Речевые клише: 1) .Автор поднимает проблему... 2) Автор затрагивает важную проблему... 3 Автора текста волнует проблема... 4) Проблема, которую хотел показать нам автор, такова... 5) Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что... 6)Текст ....заставил меня задуматься над проблемой... 7) Волнующую всех нас проблему... поднимает писатель ...... 8) роблема, поднимаемая ......., – это... 9) Я думаю, что проблема, поставленная автором, – это... 10) Проблема... не может не волновать современного человека. Задумался над ней и ... 11) Что такое...? (В чем заключается...? Какую роль в жизни человека играет...?) Эту важную проблему поднимает автор. |
Комментарий к проблеме – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста. Комментарий Задачи: •показать, как именно, на каком материале раскрывается проблема •выделить и прокомментировать наиболее важные места •показать ход мыслей автора Обязательна опора на текст! 2 примера-иллюстрации Уместно цитирование! Объем: 6-8 предложений. | комментарий - оценка прочитанного путем соотнесения содержания текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом. В любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст. | Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов Текстуальный комментарий: 1) Как, на каком материале автор раскрывает проблему? 2) На чем заостряет внимание? Почему? 3) Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего? 3) Какие эмоции автора выражены в тексте? 5) Как выражено отношение автора к изображаемому? В чем это проявляется? 6) Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме? Концепционный комментарий: 1)К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная и т.п.) 2) Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества? 3)Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.? 4)Почему эта проблема привлекла внимание автора? 5)Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор? 6)К каким выводам автор подводит читателя? |
Позиция автора Задачи: понять мнение автора о выделенной проблеме; четко сформулировать вывод, к которому приходит автор. Позицию автора лучше формулировать не цитатой, а своими словами. Объем: 1-3 предложения. | Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой- либо проблемой. | Речевые клише: 1)Позиция автора такова:... 2) Автор считает, что... 3) Автор стремится донести до читателя мысль о том, что... 4) Автор убеждает нас в том, что... 5) В тексте доказывается мысль о том, что... 6) Основная мысль текста заключается в том, что... 7)Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что... 8) Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу... 9) Позиция автора такова... 10) Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом... 11) Автор призывает нас (к чему) 12) Автор осуждает (кого / что, за что) 14) Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно. |
Аргументация собственного мнения Задачи: сформулировать свою позицию подобрать не менее двух доводов, доказывающих справедливость тезиса; подкрепить доводы конкретными примерами, ссылками. Нужны примеры из литературы! Объем: 5-8 предложений на каждый аргумент. | Аргументация –это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой- либо мысли перед слушателями(читателями) или собеседником. Аргументы должны подтвердить или опровергнуть мнение автора. | Для выражения своего мнения: 1)Я разделяю(не разделяю) точку зрения на проблему... 2) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему...., что и автор 3) Я согласен (не согласен) с автором в том, что... 4) Трудно(нельзя) не согласиться с автором текста в том, что... 5) Мне близка позиция автора тем, что... Для аргументации собственной позиции: С использованием жизненного опыта: 1) Как часто приходится сталкиваться с ... 2)разве не стали обычными (нормами жизни)такие явления, как...? 3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как... 4) К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас)... Из читательского опыта: 1) Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности... 2) Особенно остро эта проблема поставлена в произведении... 3)Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней. Из зрительского опыта: 1) Тема часто дискутируется(обсуждается) в Интернете ( на страницах газет и журналов; в телепередачах)... |
Вывод | Вывод Приемы оформления: 1)сообщение об итоге анализа текста; 2)нравственный вывод; 3)призыв; 4)риторическое восклицание; 5)цитата; 6)пожелание на будущее. Объем: 3-5 предложений. | 1.Прием «Отклик» Сигналом этого приема является деепричастная конструкция «Прочитав этот текст...». Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что... 2. (Использование цитаты) «,,,», - писал...... В этих словах выражена мысль о ... . Автор текста тоже считает, что... . 3. Использование цитаты, в которой выражена главная мысль текста: «...!» - это высказывание отражает главную мысль текста (Раскрыть смысл, выраженный в этом высказывании) 4. Автор хочет, чтобы... .И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания |