СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития устной речи на тему "Воробей".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития устной речи рассказывает о строении тела, повадках воробья.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития устной речи на тему "Воробей".»

Модель урока развития устной речи на основе ознакомления с окружающим миром

во 2классе СКОУ VIII вида.

Тема «Птицы. Воробей».

Цели.

  1. Расширить знания учащихся о птицах на основе изучения воробья.

  2. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

  3. Развивать мышление, внимание, память через работу с загадками, через упражнения на анализ и синтез, сравнение, классификацию.

Оборудование.

Презентация, наборы геометрических фигур на каждого ученика, разрезные картинки с изображением воробья.




Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учеников.

Организационный момент.


Включение учеников в работу.










Мотивация.













Повторение

пройденного материала.

Учитель приветствует учеников.



Для быстрого включения в работу учитель предлагает выучить стихотворение.









Педагог говорит о том, что сегодня на уроке дети отправятся в парк, где будут изучать тему «Птицы», будут учиться отгадывать загадки, строить описание птицы (а какой, определят сами позже), верно отвечать на вопросы.


Учитель предлагает вспомнить правила поведения в природе.



Педагог нацеливает детей на то, что по парку нужно идти не спеша, всматриваться в парк, вслушиваться в его шорохи.


Учитель включает слайды №1 – №13 и предлагает рассказать о времени года, изображённом




Учащиеся хором проговаривают стихотворение:

«Громко тикают часы

Тик-так, тик-так.

В школу нам пора идти,

Тик-так, тик-так.

Мы учебники собрали,

Тик-так, тик-так.

В школу дружно зашагали,

Тик-так, тик-так.».









Дети рассказывают о том, что можно, и что нельзя делать в парке.


Дети встают из-за парт и шагают.




Учащиеся рассказывают о весне.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учеников.











































Введение в тему.

на фотографии, по плану.

Педагог просит ответить на вопрос: «Какие правила поведения у водоёмов весной нужно выполнять?».

Учитель включает слайд №14, просит посмотреть, как много следов в парке.

Педагог включает слайд №15 и предлагает отгадать загадки, объяснив правильность ответа.

1. Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.


2. Хоть я не молоток –

По дереву стучу:

В нём каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный.


3. Чёрная птица

Никого не боится,

На зиму не улетает,

Нашу местность оживляет.


4. Спиною зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.


5. По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки.


6. Я – толстый, серый, под ногами

Хожу по городу кругами

И напрягаю толстый зоб,

Очаровать подругу чтоб.

Педагог предлагает детям посмотреть на картинки-отгадки и назвать всех тех, кто на них изображён.


Учитель задаёт вопрос: «Как одним словом назвать всех тех, кого вы видите на картинках?».



Ребята называют правила поведения у водоёмов весной.





Ученики отгадывают загадки, объясняют правильность своего ответа словами загадки, читают отгадки на слайде.






























Ребята по вызову учителя называют птиц, изображённых на слайде.



Ученик даёт ответ на данный вопрос.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учеников.







Знакомство с темой через постановку проблемы.






















Физкультминутка.







Изучение нового материала.

Педагог просит сказать, какая птица лишняя, и обосновать свой ответ.





Учитель предлагает сформулировать тему урока.

Педагог включает слайд №16 и просит прочитать зашифрованную тему урока. (Приложение 1.)

Учитель задаёт вопросы:

«Сколько слогов в слове?»,

«Какой слог ударный?»,

«Какие безударные гласные звуки в слове?»,

«Какие гласные буквы написаны?»,

«Какая орфограмма есть в слове «воробей».


Педагог просит собрать разрезную картинку и рассказать о том, кто на ней изображён. (Приложение 2.)

Учитель сообщает: «А вы знаете, что когда налетает стая воробьёв на вишнёвый сад, то люди обеспокоенные за судьбу урожая, видя наносимый ущерб, кричат: «Бей вора! Вора бей!», отсюда вероятно и пошло название «воробей».».


Птички в гнёздышке сидят

И на улицу глядят.

Погулять они хотят

И тихонько все летят.

(Дети «разлетаются», машут руками, как крыльями.)


Педагог включает слайд №17 и просит отгадать загадку:

«Чик-чирик! К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это?».

Учитель сообщает: «Длина воробья 12-15см. У воробья на темени шапочка тёмно серая. У воробья на крыльях есть светлая полоска.».


Учитель включает слайды №18– №21 и просит учащихся назвать части тела птицы.


Учащийся рассказывает о том, кто лишний, доказывает правильность ответа и убеждается в своей правоте.




Дети читают тему урока.



Ребята отвечают на вопросы.

Ученик по вызову учителя рассказывает о том, какая орфограмма есть в слове «воробей».




Дети собирают разрезные картинки и говорят, что на них изображён воробей.









Учащиеся декламируют стихотворные строки и выполняют движения.





Ученик по вызову учителя говорит отгадку, объясняя верность ответа словами загадки.

Дети читают хором слово «воробей».

Учащиеся рассматривают полоски бумаги длиной 12-15см.

Ребята называют части тела воробья.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учеников.






Физкультминутка для глаз.






















Физкультминутка.

Педагог включает слайд №22 и предлагает детям сделать вывод о том, какие части тела воробья они знают.


Часовщик прищурил глаз,

(Закрыть один глаз. Закрыть другой глаз.)

Чинит часики для нас.

(Открыть глаза.)


Учитель просит учеников достать из конвертов геометрические фигуры и назвать их. (Приложение 3.)


Педагог включает слайд №23 и предлагает детям выполнить словесные инструкции.





Учитель спрашивает учеников о том, кого они составили из геометрических фигур, какой частью тела являются большой овал, круг, треугольники, прямоугольники.


Воробей, что ты ждёшь,

Крошек хлебных не клюёшь?

Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки.


Педагог включает слайд №24 и просит сказать, какую форму имеет тело воробья.




Учитель включает слайд №25 и просит ответить на вопрос.



Педагог включает слайд №26.








Ученики делают вывод.





Дети декламируют стихотворные строки и выполняют движения.




Ребята дают ответы.




Учащиеся выполняют инструкции учителя, комментируют свои действия, составляют из геометрических фигур воробья.


Дети дают ответы.






Ребята декламируют стихотворные строки и выполняют движения.



Ученики хором читают вопрос. По вызову учителя ребята отвечают на данный вопрос и убеждаются в своей правоте.


Дети хором читают вопрос. Ученик отвечает на данный вопрос.


Учащиеся хором читают вопрос. Ребята по вызову учителя отвечают на вопрос и убеждаются в своей правоте: «Воробей имеет серый, коричневый, чёрный цвет перьев.».


Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учеников.


Учитель включает слайд №27.





Педагог включает слайд №28.

Учитель сообщает: «Воробьи – птицы общительные. Образуя стайки, воробьи легче замечают опасность и скорее находят корм.

Летом – в садах, на огородах, в поле; осенью – возле зернохранилищ, зимой – на улицах, во дворах, на свалках, мусорных кучах.

А вы знаете, что зимой в гололедицу и после обильных снегопадов воробьи не могут достать для себя пищи, и, будучи голодными, замерзают.

В больших городах воробьи истребляют гусениц, жучков и других врагов растений.

К концу лета и осенью воробьи переходят на растительный корм и нападают на сады.

При массовых налётах воробьи почти полностью уничтожают урожай хлебов, фруктов, ягод.

Они совершенно не боятся расставленных на огородах и полях пугал, трещоток.

Пользу уничтожением насекомых воробьи приносят нам незаметно, а вот вред сразу обращает на себя внимание. Налетела стая воробьёв на вишнёвый сад, поле поспевшего проса или на виноградник; и люди, обеспокоенные за судьбу урожая, видя наносимый ущерб, отбиваются от разбойников, кричат: «Бей вора! Вора бей!»».


Учитель включает слайд №29.

Педагог сообщает: «Ранней весной воробьи начинают готовиться к размножению. В шумных драках самцы оспаривают места, подходящие для устройства гнёзд. Самки не принимают участия в потасовках, но и не останавливают

буянов, пока определятся

Дети хором читают вопрос.

Ученик по вызову учителя отвечает на вопрос: «Воробей прыгает.».


Учащиеся хором читают вопрос. По вызову учителя ученик отвечает на него.



































Дети читают хором вопрос. По вызову учителя ученик отвечает на него.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учеников.


















































победители.

Постройка гнёзд начинается в апреле.

Воробьи устраивают гнёзда в щелях стен городских и сельских строений, за отставшей обшивкой деревянных домов под крышами, за карнизами окон и дверей. Иногда воробьи поселяются в старых ласточкиных гнёздах, заброшенных дуплах, пустующих скворечниках.

Гнёзда у воробьёв закрытого типа и представляют собой довольно грубую кучу различных материалов, добытых в процессе гнёздостроения из окружающей местности (кусочки ваты, тряпочки, пёрышки, волоски, соломинки, сухие травинки, мочалки).

Лоточек в гнезде воробьи аккуратно выстилают конским волосом или шерстинками других животных, пухом и перьями.

В это углубление самки откладывают 4-10 яиц белого или серого цвета с мелкими тёмными крапинками.

Птенцы вылупляются совершенно голыми, через 10-12 дней после выхода из яиц птенцы могут покидать гнёзда.

В течение следующих двух недель они продолжают получать корм от родителей, а затем уже переходят на растительную пищу.

За весеннее-летний период воробьи успевают дать 2-3 выводка.

У воробьёв есть немало врагов, среди которых самые заклятые недруги – бродячие кошки. Они подстерегают «зазевавшихся» птиц, ловят их и съедают.

На воробьёв днём нападают ястребы-перепелятники, которые неожиданно вылетают из-за домов или деревьев и бросаются на них.

По ночам на воробьёв охотятся совы.».
























































Этапыурока.

Деятельность учителя.

Деятельность учеников.

Физкультминутка для глаз.


























Закрепление.














Итог урока.

1. Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.

2. Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести три раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой – по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.


Педагог включает слайд №30.

Учитель сообщает: «Воробьи чирикают. У воробьёв есть звуковой сигнал – «чрр», по которому все воробьи улетают. Этот звук издаёт старый воробей-сторож, заметив в небе хищника (например ястреба).

В других случаях, возбуждённые чем-либо воробьи устраивают переполох, наперебой поднимая трескотню, громко повторяя «чере-ре-ре». Так бывает при неожиданном появлении кошки или тогда, когда ещё не оперившийся птенец выпадет из гнезда.».


Учитель включает слайд №31.

Педагог задаёт вопросы:

«Где живёт воробей?»,

«Кто о нём заботится?»,

«Кто помогает воробью добывать пищу?»,

«Кто помогает ему растить птенцов?»,

«Значит воробей – это какая птица?».


Педагог включает слайды №32 – №35 и предлагает детям составить описание птицы по плану.


Учитель подводит итоги урока, даёт аргументированную оценку ответов учащихся, задаёт вопросы: «С какой птицей познакомились?», «Что нового о ней узнали?».

Педагог включает слайд №36.

Дети выполняют упражнения.










Ученики хором читают вопрос. Ребята слушают голос воробья. Учащиеся по вызову учителя отвечают на вопрос.












Дети отвечают на вопросы, делают выводы и обосновывают ответ.

Ученики хором читают слова «дикая птица».






Ребята составляют описание птицы.