СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок родного крымскотатарского языка по теме "Развитие речи. Составление текста по картине «Праздник урожая»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок родного крымскотатарского языка по теме "Развитие речи. Составление текста по картине «Праздник урожая»»

Методическая разработка урока

Родной крымскотатарский язык в 4 классе

Тема: Развитие речи. Составление текста по картине

«Праздник урожая»

Цель урока: познакомить обучающихся с народным праздником Дервиза,

формировать ЗУН обучающихся по составлению текста по картине.

Задачи урока:

Образовательная: создание условий для расширения знаний обучающихся о значении, происхождении народного праздника Дервиза, расширения словарного запаса, совершенствования навыков работы по составлению текста.

Развивающая: развитие творческого и образного мышления обучающихся. Воспитывающая: пробуждение у обучающихся интереса к народным традициям; развитие языковой культуры и совершенствование речевых умений.

Ожидаемые результаты:

Предметные результаты: владеть информацией о народном осеннем празднике Дервиза, уметь составлять текст по картине;

Метапредметные результаты: развивать устную и письменную речь, память, мышление, обогащать словарный запас;

регулятивные – развивается умение ставить учебные задачи самостоятельно, работать по составленному плану; развиваются навыки самооценки и самоконтроля;

коммуникативные развивается умение распределять обязанности при работе в группах, парах;

познавательные совершенствуется умение работать со словарем, находить необходимую информацию, анализировать и обобщать;

Личностные результаты: воспитывать уважение к народным традициям, любовь к родному языку;

Оборудование: тетрадь, раздаточный материал, мультимедийный комплекс

Тип урока: урок развития речи

Ход урока:

Орг. момент

Приветствие учителя:

- Селям алейкум, меним гузель талебелерим!

- Дерсимизни тебессюмнен башлайыкъ, мен эпимизге мувафакъиетлер тилейим ве дерсимизни меракълы шекильде кечкенини истейим!

Активизация:

  1. Упражнение «Интрига» (разгадать слово)

КМА – МА + УМО – МО + ЗАт – АТ + Ь = КУЗЬ

  1. Мозговой штурм:

- Шимди насыл йыл мевсими? - Кузь айларнынъ адларыны айтынъыз.

- Кузьде ава насыл ола? - Къушлар къайда учалар?

- Кузьде инсанлар бостанларда нелерни джыялар?

- Кузьде насыл байрамлар отькериле? (Дервиза).

- Знаете ли вы о празднике Дервиза? Какова цель нашего урока? (Получить информацию о празднике Дервиза, знать традицию этого праздника, уметь составлять предложения, текст по картине «Праздник урожая»).

Мотивация: (каждый человек должен знать о своих национальных традициях, особенностях праздников, владеть родным языком. А также вы должны уметь составлять предложения по картине)

Объявление темы и целей урока

Изучение новой темы:

  1. Словарная работа: берекет-урожай, кузь-осень, куреш-борьба, къошу-скачки, серги-выставка, элек-сито.

  2. Просмотр видеоролика  «Дервиза-традиционный праздник крымских татар»

«Дервиза» эки сезден ибарет «Дер»- «къапы» манасыны ташый, «виза» - бу къапыгъа кирмеге рухсет, демек, «дигер табиат алемине кирмеге рухсет». Дервиза куню адамлар асрагъан емишлернинъ энъ яхшыларыны сергилерде нумайыш эте эдилер. Бунынъ ичюн онъа «Берекет байрамы» да дейлер.

Байрамдан бир къач кунь эвель къызлар эвлерни одаларны, азбарларны джыйыштыралар. Къадынлар къалакъай, кобетелер пиширелер. Байрам куню къызлар янъы урбаларны кийип, тарлаларгъа, бостанларгъа, юзюмликлерге куль сепе эдилер. Огълан балалар исе аранларны темизлей, акълай эдилер. Дервиза байрамы бир къач койлернинъ джемаатынен отькериле. Байрам акъкъан сув янында – озен, я да Азизлерде кечириле эди. Адет узьре, байрам дува окъулувындан башлана. 10-12 яшлы къызчыкълар къыш урбаларыны кийип, тезден къыш келеджегини бильдирелер ве байрам башланылгъан акъкъында хабер этелер. Тегиз ер тапып, яшлар салынджакълар къуралар. Эсли-башлы къадынлар байырдан элек тыгъырталар. Элекнинъ тюбю кокке бакъса - берекет бол оладжагъыны бильдире, аксине олса-берекет аз оладжакъ.

Йырджылар, оюнджылар, шаирлер арасында ярышлар кечириле. Амма энъ бекленильген ве севильген ярыш – бу куреш. Тек Дервиза байрамында узакълыкъкъа таш атув ярыш кечириле эди. Таш атаракъ, айта эдилер: «Къара куньлер таш къайткъанда къайтып кельсин». Мытлакъ ярмалыкълар отькериле эдилер. Байрам, адет узьре, хоран оюнынен бите эди.

  1. Беседа о празднике Дервиза:

- Что вы узнали о празднике Дервиза? Когда он проводится? Как люди готовятся к празднику? Где проводится праздник? Какие мероприятия проводились на празднике?

4. Физминутка

5. Работа с картиной «Дервиза байрамы»:

  1. Беседа по картине: что изображено?

  2. Чтение начала и концовки данного по картине текста

  3. Составление основной части текста по вопросам (в группах):

- Байрамда олар насыл оюн ойнадылар? - Оюн нагмесини кимлер чалды? Эльдар ве Лейля насыл урбаларны кийдилер? Урбалары насыл эди?

Закрепление:

  1. Чтение начала, основной части и концовки текста.

  2. Переписывание текста в тетрадь.

Начало: Эльдар ве Лейля оюн тёгерегине къатнайлар. Кузьде олар «Дервиза байрамында» иштирак эттилер.

Основная часть: Байрамда олар къайтарма оюныны ойнадылар.Оюн нагмесини чалгъыджылар чалды. Эльдар ве Лейля миллий урбаларны кийдилер. Урбалары пек дюльбер ве ярашыкълы эди.

Концовка: Эльдар ве Лейлянынъ оюныны эр кес пек бегенди. Оларгъа бахшышлар бер дилер.

Итоги урока:

  • С каким народным праздником мы познакомились?

  • Что вы узнали о нём?

  • О чём составляли текст по картине?

Рефлексия

- Ребята, у вас на партах лежат кружочки (смайлики). Кому на уроке было всё понятно и легко-рисует улыбку. А кому было сложно-рисует прямую линию и называет свои трудности на уроке.

Домашнее задание: 1гр: составить неск. предложений (5-6) на тему «Кузь», 2 гр -рисунки

Оценивание