Этап урока | Деятельность учителя |
Организационный момент. (1 слайд) | Приветствие. Здравствуйте, ребята, садитесь, открываем тетради и записываем Восемнадцатое января. Классная работа. |
Актуализация знаний (проверка домашнего задания) | Проверка домашнего задания (физкультминутка с карточками) (2 слайд) Начнём наш урок с небольшой разминки. Приготовьте свои карточки. Если ответ на вопрос положительный, то есть вы согласны с данным утверждением – поднимаете красную карточку, если нет – синюю. Утверждения: Смысловые части слов называются морфемами (+) Слово может состоять из приставки, суффикса и окончания (-) При образовании однокоренных слов получаются слова с различным лексическим значением (+) Морфемы изучаются в особом разделе науки о языке – морфемике (+) Окончание – это значимая часть слова, которая служит для образования новых слов (-) В русском языке есть изменяемые и неизменяемые слова (+) Основа – это часть слова без окончания и суффикса –Л- (+) Приставка – самая главная часть слова (-) Корень – значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов (+) (3 слайд) А сейчас обратите внимание на доску, найдите среди этих слов однокоренные слова. Какие слова вы не указали и почему? (Лес, лесник, леса, лесу, лесной, лесистый, лесом, о лесе (остальные – форма одного слова) Проверка. |
Этап мотивации | . (картинка 4 слайд) Мы продолжаем знакомство с разделом науки о языке «Морфемика». Представьте себя героем книги «Путешествие Гулливера». Только не вы отправились в это путешествие, а пригласили к себе тех самых лилипутов. Они с радостью приняли приглашение и приехали и гости так быстро, что вы даже не успели приготовиться к их приезду. А ведь обычный дом для лилипута - целый домище! Но мы же с вами фантазируем, поэтому представьте, что вы можете в мгновение ока превратить предметы в вашем доме, чтобы они стали удобны для гостей-лилипутов. Так ДОМ превратился в ДОМИК, СТОЛ - в СТОЛИК, СТУЛ - в СТУЛЬЧИК, КРОВАТЬ - в КРОВАТКУ. (5,6,7,8 слайд) (второе слово называют дети. Слова на слайде выплывают с картинками: кровать – кроватка, дом – домик, стул – стульчик, стол – столик). Итак, какая часть слова пришла нам на помощь и образовала новые слова? (суффикс) Это и будет темой нашего урока. Запишите в тетрадь. (9 слайд). (10 слайд) Как вы считаете, чему мы должны научиться сегодня? (Определять значение суффиксов. Находить суффиксы в словах, правильно писать слова с суффиксами). А сейчас посмотрите, что нам нужно для этого сделать (план урока на слайде 11). План: Сформулировать определение суффикса Обозначить функции суффикса Выявить, какие значения есть у суффиксов (заполнение таблицы) Научиться выделять суффиксы в словах, определять их значение (выполнение заданий 1,2) Научиться образовывать новые слова, с помощью суффиксов (упр. 405, составление диалога). Каждый из вас получил листочек самооценки. На нём у вас есть план, напротив каждого пункта плана, после выполнения задания поставьте знак. Если вы без труда справились с заданием, поставьте +, если возникли трудности +,-, если не справились -. В конце урока вы попробуете сами оценить свою работу.???? |
Этап усвоения новых знаний и способов действий. | (картинка, 12 слайд) Что такое дом (жилое здание)? А домик? А домище? Запишите себе эти слова и выделите суффиксы. 13 слайд Какую же функцию выполняет суффикс в слове? (служит для образования новых слов) Как вы думаете, какие значения у суффиксов –ик-?–ищ-(варианты детей) Хорошо, посмотрите учебник на странице 16-17, давайте ответим на вопросы в начале параграфа. Итак, какой мы можем сделать вывод? (суффиксы имеют значения) Ребята, попробуйте дать определение, что же такое суффикс? (дают определение). Хорошо, а теперь сверим с определением в учебнике (14 слайд). Итак, мы сказали, что суффиксы имеют значения. Давайте ещё раз вспомним, какое значение у суффикса –ик, в слове домик, столик? (ответы) Это значение называется уменьшительно-ласкательным, у суффиксов есть и другие значения, например 15 (таблица в распечатке и выводится на слайд, средний столбик пустой, ребята читают суффиксы и примеры, и сами пробуют сформулировать значение) СУФФИКСЫ | ЗНАЧЕНИЯ | Примеры | -ик-,-ушк-,-к-,-онк-,-еньк-,-ок-,-очк- | уменьшительно-ласкательное значение = суффиксы оценки | Снежок, столик, замочек, травушка, лисонька, зоренька | - чик-,-щик-,-ист-,-тель- | название лица по роду занятий, по профессии | Сварщик, строитель, баскетболист | -оват-,-еват- | признак предмета, не совсем такой | Синеватый, кисловатый | -ан-,-ян-,-анин-,-янин-,-ец-,-ск- | название лица по месту жительства | Россиянин, украинец, кавказец | -ищ- | увеличительное значение | Домище, ножище | -ищ- | место | Убежище, жилище | -н-, -ан-, -ян-, -ов- | сделанный из этого предмета | Деревянный, шерстяной, кожаный, садовый | -ист-, -ник-, -чик-, -щик-, -тель-, -ач- | Профессия, род занятий | Гармонист, ученик, летчик дальнобойщик, врач, строитель | Разумеется, это не все значения суффиксов, их намного больше, в процессе обучения мы будем с ними знакомиться и записывать к себе словарики, дополняя данную таблицу. |
|
() Первичная проверка понимания изученного | 16. Найдите в выделенных словах суффиксы. 1. Родная землица и во сне снится. 2. На родной сторонке и камушек знаком. 3. На родной сторонушке рад своей воронушке. Какое значение у этих суффиксов? (ум.-ласк) (17) Определить суффикс в словах: рыжик, соломка, игрушка, ягодный, беленький, тягучий, сырный. (1 человек делает на оценку на доске, остальные в тетради самостоятельно) Проверка (18) |
Применение знаний и способов действий
| Выполнение упражнения 405, проверка (1 ученик на оценку) (19) К упр. 405 Разминка. (учитель называет город, дети пробуют ответить, правильные ответы выводятся на доску) Как мы назовем тех, кто живет в Воронеже? (Воронежец) Архангельске? (архангельцы, архангелогородцы) Смоленске (смоляне, смолянин, смолянка) Курске(курянин), Тамбове (тамбовец) Владивостоке (владивостокцы), Костроме (костромичи) Братске ( братчане), Ростове (ростовцы, ростовчане), Мурманске (мурманцы , мурманчане). Калуга – калужане (калужанин, калужанка) Курск – куряне (курянин, курянка) Липецк – липчане (липчанин, липчанка) Орёл – орловчане (орловчанин, орловчанка) Санкт-Петербург – петербуржцы (петербуржец, петербурженка) Тула – туляки (туляк, тулячка) Новомоско́вцы, новомоско́вец, новомоскви́чка Донча́не, донча́нин, донча́нка Але́ксинец Кимовча́не, кимовча́нин, кимовча́нка; ки́мовцы, ки́мовец Узловча́не, узловча́нин, узловча́нка 20 А теперь давайте представим, что вы великаны и лилипуты (1 вариант – великаны, 2- лилипуты), попробуйте в парах составить диалог между великаном и лилипутом, используя суффиксы с разными значениями (спросить 1 пару) |
7. Рефлексия | (21)О чем мы сегодня говорили на уроке? (Сегодня на уроке узнали о роли суффикса, что суффикс - значимая часть слова, с помощью которой образуются новые слова) Для чего нужны суффиксы? (чтобы образовать новые слова) С какими значениями суффиксов существительных вы познакомились? (Уменьшительно-ласкательные суффиксы и др) Есть те, кто справился со всеми заданиями, то есть поставил все плюсы в своих табличках? Если у вас что-то не получилось, не расстраивайтесь, мы не заканчиваем работу с этой частью слова. |
Домашнее задание | (22) п. 76, упр. 413 (23) Спасибо за внимание и за урок! |