СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе по теме "Имя прилагательное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по теме "Имя прилагательное".

Цели:- обобщить знания детей, полученные ранее,  об имени прилагательном;

           - формировать навык редактирования текста;

           - учить подбирать синонимы и антонимы;

           - совершенствовать навык разбора слов и предложений;

           - развивать орфографическую зоркость;

           - развивать интерес к предмету;

           - воспитывать умение работать в группе, в паре;

 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе по теме "Имя прилагательное"»

Урок русского языка в 4 классе

Тема: Имя прилагательное как часть речи.

Цели:- обобщить знания детей, полученные ранее, об имени прилагательном;

- формировать навык редактирования текста;

- учить подбирать синонимы и антонимы;

- совершенствовать навык разбора слов и предложений;

- развивать орфографическую зоркость;

- развивать интерес к предмету;

- воспитывать умение работать в группе, в паре;

1. Организационный момент.

(на доске 3 облачка)


- Какое облачко вам больше нравится?

- Рада, что у вас хорошее настроение. А вот ёлочка грустит, скоро праздник, а на ней нет украшений. Сейчас мы с вами разгадаем кроссворд, а для этого попробуем сочинить стихотворение, развесим украшения и узнаем тему нашего урока.

2. Сообщение темы и целей урока.

- Что можно повесить на ёлочку?

( На доске слова для справок: хлопушка, бусы, конфета, гирлянда, мандарин, дождь, пряник, цветочки, фонарик) .

- Некоторые слова уже вписаны, остальные впишем, когда подберём рифму для стихотворения. Слова нужно изменять.

На еловые на ветки

хлопушку

Мы повесили __________,

бусы

Мандарины, ___________.

гирлянду

Бусы и ________________,

конфетки

Дождь, гирлянду и ______.

дождь

Наряжай скорей верхушку.

мандарины


пряники


цветочки


фонарики

Получилось слово художница. Что же это за художница? Я вам подскажу это часть речи, а какая, вы скажете мне сами, когда отгадаете загадку:

Художницу нашу знает весь свет.

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какое? Какая? Какие?

- Что это за часть речи?

- Итак, тема нашего урока: «Часть речи – имя прилагательное»

Наша задача – вспомнить всё, что мы уже знаем. Выяснить, какую роль имеют имена прилагательные в речи. Работы очень много, поэтому надо быть очень внимательными, активными.

3. Игра «3 лишний»

На доске записаны группы слов. Надо найти лишнее и объяснить, почему вы так думаете.

1) снег, снеговик, снежный; (составить сл.соч., подписать части речи)

- С какой частью речи связано имя прилагательное?

Имя прилагательное связано с существительным.

- Разберём прилагательное по составу.

2) сказочные, волшебный, прозрачные

- О чём можно так сказать? (об узорах на стекле)

- Составим словосочетание, определим число.

Имя прилагательное изменяется по числам.

- Как назвать одним словом эти слова? (синонимы)

К имени прилагательному можно подобрать синонимы.

3) чудесное, удивительная, волшебная;

- Составить словосочетание, определить род.

Имя прилагательное изменяется по родам.

4) белый, чёрный, тёплый;

- Как называются такие слова?

- Придумайте антоним и составьте с ним словосочетание.

- Слово холодный по составу.

К имени прилагательному можно подобрать антонимы.

5) Отгадайте загадку:

Художник этот всем на диво

Без рук холодною зимой,

Рисует чудные картины.

Вы догадались, кто такой? (мороз)

- Придумайте к этому слову синонимы (устно)

- Запишите однокоренные слова.

4. Письмо с комментированием.

- Ходит мороз по горам, по долинам, ходит в больших валенках. Ступает тихо, неслышно. А сам всё по сторонам посматривает: то тут, то там свою волшебную картину поправляет.

Сегодня на уроке мы попробуем словами нарисовать эту картину В этом нам помогут имена прилагательные и те знания, которые у нас имеются.

- Записываем под диктовку с комментированием.

Художник Мороз.

Проснулся я утром, подбежал к окну и ахнул.(подчеркнуть главные члены, составить схему однородных членов). За ночь художник Мороз изменил всё вокруг.

На окне волшебник нарисовал______________узоры. (Разберём предложение. У сущ. определить падеж. Слово на окне разобрать как часть речи).

5. Гимнастика для глаз.

Закройте глазки и представьте их.

- Кто что увидел?

Мы рассмотрели узоры на оконном стекле. А теперь подуем на стекло, согреем своим дыханием. Появилось маленькое круглое пятнышко. Выглянем во двор.

- Что же мы увидим?


6. Работа по развитию речи.

(на карточках)

- Вставить пропущенные слова, у прилагательных определить род и число. Если есть ошибки, исправить их.

Все луга, и поляны укрыл (каким?)___________(сущ.2 скл.)___________. Каждый пень в лесу укутал (какой?)_____________(сущ.3 скл.)________.На кустах (какие?)_____________шапки.

Мороз околдовал деревья. Деревья притихли и задремали. Старая липы стонут и охают во сне. Ели повесили (антоним к слову лёгкие)_________

лапы. (Синоним к слову крошечные)______________купаются ёлочки в снегу. А (какую?)_____________берёзку осыпал инеем. Яготки красной ребины, словно яркие огоньки, припудрены морозом .Лес в зимнем кружевном выглядит очень торжественно.

В воздухе кружатся(какие?) ___________(сущ.1скл.)______________.

Снежинки сверкают на солнце и похожи на (что?)_________________.

(Какая?)______________картина получилась у художника

А у нас получился замечательный красивый текст.

- Какого типа?(повествование, описание, рассуждение)

- Слова какой части речи помогли нам сделать текст красивым?

- А ещё сравнения и синонимы.

7. Работа с деформированным текстом.

- Текст красивый, ёлка нарядная. Можно ждать праздника. Какой же праздник без подарков и поздравлений? У нас на уроке гости. Сейчас мы зачитаем им поздравление. Но вот беда. От сильного порыва ветра оно рассыпалось на предложения. Я предлагаю вам поработать в группах и собрать текст.

Желаем Вам на новый год

Пусть Новогодний Дед Мороз

Всех радостей на свете,

Подарит счастья целый воз.

Здоровья на сто лет вперёд

Здоровья крепкого в придачу,

И Вам, и Вашим детям.

Во всём задуманном – удачу,

Пусть радость в будущем году

Мира, дружбы, счастья, ласки,

Вам будет чудным даром,

Чтобы жизнь была, как в сказке!

А слёзы, скуку и беду


Оставьте лучше в старом.


Собранный текст зачитать по открытке и вручить гостям.

-Для вас я тоже приготовила поздравление. Но вы мне должны помочь составить его. Для этого каждый назовёт по одному любому прилагательному.

Я приготовила для вас ещё и подарок. Угадайте, что это такое.

Вы называете имена прилагательные, которые характеризуют этот подарок, ая отвечаю да или нет.

Но сначала вспомним, какие признаки могут обозначать имена прилагательные.

цвет форма размер вес материал качество

(снежинка)

Зачитаю поздравление:





________________ребята!

Поздравляю вас с _______________

Новым годом!

Желаю вам ____________ здоровья,

_________________ успехов в

учёбе, _________________ каникул,

___________________ подарков,

_______________ развлечений,

__________________ ёлки!

Светлана Николаевна.




8.Итог урока. Домашнее задание.

Наш урок подошёл к концу.

- Что вам понравилось на уроке?

- Когда было трудно? А когда легко?

- На снежинке записано домашнее задание. В нём 3 варианта. Выберите тот вариант, который вам больше нравится, и который вы сможете выполнить

1) сочинить небольшой текст о снежинке;

2) сочинить загадку;

3) сочинить стихотворение;

- Спасибо за урок.