Урок закрепления и повторения знаний.
совершенствование умения выполнять фонетический разбор слова.
Развитие орфоэпических умений, навыков самоконтроля в процессе практической и самостоятельной работы.
Формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу, способность к самооценке, расширение кругозора.
Воспитание любви к родному языку через работу над текстом, взаимоуважения, доброжелательности к одноклассникам в процессе фронтально-коллективной работы.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
| Мотивация к деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность.. | Проверка готовности к уроку | Эмоциональный настрой на урок | Регулятивные УУД: Волевая саморегуляция |
2 | Актуализация опорных знаний Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | Посмотрите внимательно на доску. Перед вами пройденные темы уроков. - Что мы изучали? Но последний лист пуст. - Как вы думаете, что должно быть на этом листе? _ Какие задачи мы должны перед собой поставить? | Читают надписи на доске Предполагаемые ответы: Повторить- Обобщить- Научится- | Познавательные УУД: 1.Структуировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2. Анализ, сравнение, синтез. |
3. | Сообщение темы урока | В школе мы каждый день идем по дороге знаний, а сегодня отправляемся путешествовать в горы. Нам предстоит сложное и опасное восхождение на вершину. Название, которой вы узнаете, отгадав его по значению. Слово из другого языка Переводится как «звук» Раздел лингвистики, который исследует звуковую сторону языка | Предполагаемые ответы: Фонетика | Регулятивные УУД: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему урока. |
4 | Постановка цели урока Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбора способа и средств их реализации. | -Что же нам нужно, чтобы добраться до вершины горы Фонетика? | Предполагаемые ответы: Выполнить задания Показать свои знания по данной теме | Регулятивные УУД: 1. Контроль и оценка прогнозирования |
5 | Воспроизведение и коррекция знаний | Без чего, кроме карты, нельзя обойтись в путешествии? т.е. без багажа. Что будет нашим багажом? Откроем наши дневники путешественников и выполним задание -Без чего ещё нельзя обойтись в походе? Задание 1 . Закончите начатые предложения Фонетика изучает_________. Звуки делятся на____и_____. Гласные звуки состоят только из______________. Гласных звуков в русском языке всего_____________. Гласные звуки бывают_и___. Согласные звуки бывают ____ и____, _____и______. 2. Проверка выполняется в паре. Проверяется уровень владения теоретическим материалом Задание 2. Собери рюкзак, расставив слова в алфавитном порядке. Укажите порядковый номер. штормовой костюм защитные очки спальный мешок альпинистский пояс ледоруб веревка кошки аптечка, запас еды компас | Предполагаемее ответы: - багаж, - снаряжение Знания Повторяют Фонетика изучает _ звуки речи_. Звуки делятся на _гласные__и_согласные_. Гласные звуки состоят только из__тона _. Гласных звуков в русском языке всего_6_. Гласные звуки бывают_ударные_и_безударные. Согласные звуки бывают _шумные _ и_сонорные, _твердые_и_мягкие_. Учащиеся делают взаимопроверку. альпинистский пояс аптечка веревка запас еды защитные очки компас кошки ледоруб спальные мешки штормовой костюм | Познавательные УУД: 1. Ориентироваться в своей системе знаний 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать 3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме. Коммуникативные УУД: 1. Строить связное монологическое высказывание. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Уметь работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности. 4. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
6 | Воспроизведение знаний на новом уровне Цель: закрепить полученные знания | -Кто это такой? Человек ступает на камни, Открывает горные тайны. Только воля ведет до вершины, И не ищет сердце причины. Тропа цифр Вам необходимо ответить на вопросы, ответами будут цифры: Сколько глухих звуков в слове альпинист? Сколько звонких звуков в слове альпинист? Сколько гласных звуков в слове альпинист? Сколько мягких звуков в слове альпинист? Сколько твёрдых звуков в слове альпинист? Сколько сонорных звуков в слове альпинист? Сколько шипящих звуков в слове альпинист? Тоннель «Согласных звуков» Ущелье «Ударения» Мы выберемся из него, если правильно выполним следующее задание: нужно списать слова правильно расставив ударение. БАЛОВАННЫЙ, ДОБЫЧА, ДОГОВОР, ПОРТФЕЛЬ, САНТИМЕТР, КАТАЛОГ, СТАТУЯ, ФАРФОР, ЗВОНЯТ, ЖАЛЮЗИ | Предполагаемые ответы: альпинист Ответы (самопроверка): (3) (2) (3) (3) (2) (2) (0) Выполняют задание (самопроверка): б | п | в | в | к | к | ж | з | с | б | п | в | в | к | к | ш | з | с | Отвечают: Выполнение задание (самопроверка): БАЛОВАТЬ, ДОБЫЧА, ДОГОВОР, ПОРТФЕЛЬ, САНТИМЕТР, КАТАЛОГ, СТАТУЯ, ФАРФОР, ЗВОНЯТ, ЖАЛЮЗИ | Познавательные УУД: 1. Ориентироваться в своей системе знаний, задавать вопросы. 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения. 3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме. Коммуникативные УУД: 1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
8 | Физкультминутка с орфографическим тренингом | Ь есть в слове-руки с кулачками вперед, нет Ь- руки прижимает к себе Полночь, плащ, стоишь, ерш, тишь, пейзаж, помочь, глушь, лещ, техпомощь, матч. | Ученики выполняют движения, четко проговаривая слова | |
7 | Работа над нестандартыми заданиями, применение их в анализе других явлений | «Взятие высоты» - Отгадайте загадки. Сумели ли вы быстро догадаться. Объясните, почему? - Спишите, вставьте пропущенные буквы расставьте недостающие знаки препинания Пад.ла сн.жинка с неба Зац.пила шарик снега. Вместе катят(?)ся они Ком растет м.гучий. Вы в п.ходы в эти дни (Не) ходите лучше! Подчеркнуть грамматическую основу в первом предложении Определить части речи во втором предложении. Сделать фонетический разбор слова поход Отгадайте фразу [што н’и звук | то и падарак|ф’с’о з’ирн’иста|крупна|как сам жэмч’ук] ( Н.В.Гоголь) | Списывание текста и выполнение заданий с проверкой в паре. Ребята обмениваются тетрадями, проверяют работу, а потом высказывают свое мнение о своей работе или о работе других «…что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг» | Познавательные УУД: 1. Ориентироваться в своей системе знаний, задавать вопросы. 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения. 3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме. Коммуникативные УУД: 1. Строить связное монологическое высказывание. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Уметь работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности. 4. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
11 | Домашнее задание | Учитель консультирует ребят по выполнению дом. задания Задания на выбор подобрать тексты и задания для комплексного анализа текста или выполнить упражнения (105-107) | Записывают домашнее задание | Регулятивные УУД: Волевая саморегуляция Осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |
12 | Рефлексия и итог урока Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Ребята, знания каких разделов лингвистики вы использовали на уроке? Что удалось, что вызывает трудности? Заполните зачетную карточку маршрута Произведите самооценку. По каким критериям будете давать оценку? Каким у нас получился урок? Поднимите тот смайлик, который отразит ваше настроение от работы на уроке. - Я рада, что вы показали себя умными, смышлеными, грамотными, настойчивыми ребятами, настоящими покорителями вершин. Особенно хочется отметить работу… Вы поняли, что во многих процессах, происходящих в русском языке, поможет нам разобраться фонетика. Не зря Н.В.Гоголь говорил, что русский язык имеет большое количество различных звуков, способных волновать душу человека. | Предполагаемые ответы: знания по фонетике и орфоэпии, графике Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Регулятивные УУД: 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |