Работа с новым материалом: Учитель: хорошо, т.е. практически мы с вами уже умеем делать синтаксический разбор предложения и всё знаем о простом предложении, но посмотрим, так ли это. Я предлагаю вам выполнить разбор следующего предложения. Это предложение я взяла из романа одного из выдающихся русских поэтов и писателей, с творчеством которого мы с вами познакомились на прошлом уроке литературы, напомните мне, пожалуйста, о ком я веду речь? Ученики: Это Иван Александрович Бунин. Учитель: верно, это предложение из его романа «Жизнь Арсеньева», написанный им во Франции. Запишите его, пожалуйста, в тетрадь, а Настя Войнова у доски. Ксюша, младшая девочка, подала ему чистое длинное полотенце. Ученики: записывают: Ксюша, младшая девочка, подала ему чистое длинное полотенце. Учитель: выполним его синтаксический разбор. Ученики: это предложение по цели высказывания – повествовательное, по интонации – невосклицательное, выделяем грамматические основы, подлежащее – Ксюша, сказуемое – подала, больше грамматических основ нет, предложение перед нами – простое, определим второстепенные члены предложения – найдём слова, зависящие от подлежащего, таких членов предложения – нет, найдём слова, зависящие от сказуемого – подала ему, ему – это дополнение, выраженное местоимением, подала что? Полотенце – это тоже дополнение, выраженное именем существительным, полотенце какое чистое – это определение, выраженное именем прилагательным, полотенце какое? Длинное – это определение, выраженное именем прилагательным. Учитель: ребята, с какой проблемой мы столкнулись? Ученики: мы не можем определить, каким членом предложения является младшая девочка. Учитель: ребята, скажите, пожалуйста, какую роль выполняет в предложении это сочетание слов, объясните своими словами. Ученики: это словосочетание как бы даёт дополнительную характеристику подлежащего. Учитель: верно, именно такую роль выполняет приложение. Внимание на доску. Итак, приложение – это особый вид определения, который даёт дополнительную характеристику предмету. Оно бывает распространённое и нераспространённое, например. Соответственно, подчёркивается приложение, как определение. И оно осложняет предложение. Спасибо, Настя, садись, только не стирай с доски. РЕФЛЕКСИЯ ЭТАПА: Учитель: ребята, посмотрите, пожалуйста, на то предложение, которое мы с вами разбирали в самом начале нашего урока и на то, которое разобрала Настя. Скажите, пожалуйста, одинаковые они или отличаются друг от друга? Ученики: отличаются. Учитель: а чем? Ученики: второе предложение осложнено приложением. Учитель: ребята, знали ли мы раньше с вами, что простое предложение может быть осложнено приложением и что такое приложение? Ученики: нет. Это для нас новый материал. Учитель: ребята, вернёмся к цели нашего урока, итак вы сказали, что цель – обобщить и систематизировать знания по синтаксическому разбору простого предложения. Скажите, вот сейчас мы можем откорректировать, дополнить цель нашего урока? Ученики: да. Учитель: давайте сделаем это. Итак, что мы должны узнать? Ученики: что может осложнять простое предложение. Учитель: верно, итак мы получили новые знания, и предлагаю их применить на практике. Выполним упражнение, представленное у вас на раздаточном материале. Здесь вам необходимо разобрать предложения и заполнить таблицу. |