СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 6 классе по теме : "Профессионализмы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить уч-ся с понятием "профессионализмы", с их сферами употребления.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе по теме : "Профессионализмы"»

6 класс

Урок № 22. ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ

Цели:

  1. Образовательные: познакомить учащихся с понятием «профессионализмы», с их сферами употребления, со способами обозначения их в толковых словарях:

  2. Развивающие: сформировать умение находить профессиональные слова в толковых словарях, объяснять цель употребления профессиональных слов в художественных произведениях, формирование научного мировоззрения учащихся;

  3. Воспитательные: воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез, группировка, обобщение.

Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Мотивация. Словарно-орфографическая работа.

Учитель: Сегодня мы узнаем о необщеупотребительных словах. Необщеупотребительные слова – такая загадка в русском языке. Оказывается, они подразделяются на группы. Сегодня мы с одной из групп познакомимся. На доске записаны слова

Арм…тура, ген…рал, м…ляр, натюрморт, штук…тур, скальп…ль.

Вставьте пропущенные буквы. Вначале вы поработаете с правописанием этих слов, пользуясь толковым словарем на странице 237.

- Все ли значения этих слов вам понятны?

- Часто ли вы их слышите в речи? (ответы: нет, только у людей разных профессий)

- Действительно ли эти слова ограничены в употреблении?

- Вы заметили, что эти слова используют люди определенных профессий? Как вы думаете, люди каких профессий используют эти солова?

- Я открою вам секрет, все эти слова называют профессионализмами. А почему, вы догадались?

Цель нашего урока, узнать, что такое профессионализмы, учиться находить их в тексте, выяснять роль в художественном тексте.

- А давайте узнаем, что расскажет нам учебник о профессионализмах? (стр. 29)

Чтение параграфа (стр. 30)

- Что вы узнали о профессионализмах?

4. Закрепление.

1. Давайте поработаем с упражнениями, которые помогут разобраться с профессионализмами

2. Сегодня мы должны понять, что такое профессионализмы.

З. Выполнение упражнений 66, 67, 68 на стр. 30. В чем комичность рисунка? Что означают общеупотребимые слова «ковш» и «башмак»? А специальные? (работа с толковым словарем учебника).

- Люди каких профессий используют эти профессионализмы? (экскаваторщик, железнодорожник)

Физминутка.

4.Игра «Следопыты». Определите профессию работника по словарю.

* Карабин, страховочный трос, костыль, экипировка, восхождение (альпинист)

* Репортаж, шапка, микрофон, редактирование, фотокамера (корреспондент)

* Ресепшн, компьютер, прием заявок, заказов, телефон (администратор)

* Накладная, маршрут пути, прием, доставка товара (экспедитор)

5.Работа с текстом.

Не только в устной речи, но и в художественной литературе мы можем встретить профессионализмы.

«Еще раз со второго такта! И, пожалуйста, не забудьте про крещендо! Если флажолет никак не получается, то пропустите его, а вот глиссандо все-таки постарайтесь отработать!»

- Догадались ли вы, чем занимаются люди, реплики которых мы только что прослушали? (Ответы: музыкант, возможно, дирижер ансамбля, разговаривающий с гитаристом или моряк на парусном судне…)

- По каким словам вы догадались, что речь идет о людях музыкальной профессии?

- Как называются такие слова?

- Понятно ли вам значение?

Вывод: Верно, не каждый знает, потому что эти слова необщеупотребительные.

- Для чего автор использует профессионализмы в своем тексте?

6.. Итоги урока.

Итак, сегодня мы изучали новую тему «Профессионализмы». Что вы узнали сегодня о профессиональных словах (используются в речи людей определенных профессий)

- К какой лексике они относятся? (к необщеупотребительной)

7. Домашнее задание.

1. Стр. 31 упр. 70

2.Составить словарик профессиональных слов, которыми пользуются родители в свое работе.