Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 9-м классе по теме "Понятие о СПП"»
МОУ «СОШ № 3» г. Корсаков Учитель русского языка и литературы Дырыгина О.Ю.
Человек должен быть наделен фантазией , чтобы творить .
[
для чего?
]
(
)
Понятие о сложноподчинённом предложении
Чем различаются сложноподчинённое и сложносочинённое предложения ?
- Охотник быстро оглянулся, потому что в кустах он услышал шум.
- Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.
- И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал. Чтобы пленяла красота, нужны ей ум и доброта. Дом, в котором поселился таинственный незнакомец, стоял особняком.
- И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал.
- Чтобы пленяла красота, нужны ей ум и доброта.
- Дом, в котором поселился таинственный незнакомец, стоял особняком.
Различие союзов и союзных слов
Подчинительные союзы
простые
Союзные слова
составные
СЛОВНО
ТАК КАК
ЧТОБЫ
ТАК ЧТО
КОГДА
КОТОРЫЙ
ОТКУДА
КАК БУДТО
БУДТО
ПОТОМУ ЧТО
ПОКА
КАКОЙ
ЕСЛИ
ОТТОГО ЧТО
КОГДА
ЛИШЬ ТОЛЬКО
КАК
КУДА
КТО
С ТЕХ ПОР КАК
ЧТО
В СВЯЗИ С ТЕМ ЧТО
ЧТО
и другие
и другие
КАК
ГДЕ
и другие
- Кто может знать, что ждет меня? Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я.
- Кто может знать, что ждет меня?
- Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я.
Конструирование СПП, составление их схем.
- Из двух простых предложений, используя подчинительные союзы, составить СПП.
- Записать СПП, употребив данное в качестве придаточного с любым из слов когда, если, потому что .
Солнце появляется из-за горизонта…
Выводы:
- СПП имеет две части, одна из которых является главной, а другая – придаточной.
- СПП имеет две части, одна из которых является главной, а другая – придаточной.
- Союзы и союзные слова находятся в придаточной части СПП.
Тест «Сложноподчиненное предложение»
1.Сложноподчиненные предложения – те предложения, в которых:
а) нет союзов и союзных слов;
б) простые предложения связываются сочинительными союзами;
в) одно из предложений подчинено другому.
2. Какие предложения соответствуют схеме [ ], ( ), ( )
а) Мы каждое утро шли на работу с приподнятым настроением, чтобы передать детям все тепло, какое в нас есть.
б) Я признаюсь, что в то время у меня настроение было какое-то приподнятое, солнечное.
3. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.
Скажу только, (1) что среди этих слов было немало таких, (2) которых встречал я с любовью и радостью. А сейчас я говорю лишь о тех, (3) что вызвали у меня отвращение.
Ответы: