Фамилия: Голубцова Елена Николаевна, учитель начальных классов МБОУ ЕСШ №9 г. Елизова Камчатского края
Урок русского языка во 2 классе
(образовательная система «Школа 2100»)
Тема: «Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне».
Цели:
наблюдение над новым свойством ударения – подвижностью;
развитие умения различать одинаковые в написании слова, отличающиеся местом ударения и значением;
дальнейшее овладение родным языком на основе освоения новых лексических групп слов – омографов.
Планируемые результаты:
Предметные:
различать одинаковые в написании слова, отличающиеся местом ударения и значением;
наблюдать за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне;
проверять письменную работу по алгоритму (нахождение «опасных мест»);
ставить ударение, различать ударный и безударный гласные звуки;
правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
обращать внимание на особенности употребления слов;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
анализировать и строить предложения, словосочетания;
правильно произносить слова (интонирование, ударение).
Личностные: обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний; формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; соблюдение этических норм общения и сотрудничества.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
принимать и сохранять учебную задачу;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
закреплять навык начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма;
совершенствовать навык письма в одну линейку;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
представлять информацию в виде схемы;
выявлять сущность, особенности объектов;
на основе анализа объектов делать выводы;
обобщать и классифицировать по признакам;
находить ответы на вопросы в тексте, в иллюстрации;
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
толковать значение слова (находить в словаре, подбирать синонимы);
узнавать слово по его лексическому значению;
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД:
высказывать своё мнение при обсуждении задания;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
учиться работать в паре.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник, дидактический материал, тетрадь, презентация, толковый словарь слов Ожегова, карточки с темой и целями, алгоритм самооценки, карточки для работы в парах, карточки для самостоятельной работы, карточки со словами, цветные мелки, пара картинок для каждого ребенка, сигналы для оценивания.
Ход урока:
Оргмомент.
А теперь проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте
Все ль в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки?
Проверили? Садитесь!
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
Откройте тетради, запишите число. Классная работа.
Актуализация знаний.
Блиц-опрос. (2 слайд)
Поставьте плюс, если вы согласны с утверждением, и минус, если не согласны.
– В русском языке ударение всегда падает на первый слог.
– Сколько в слове звуков, столько и слогов.
– Ударение в русском языке свободное.
– Ударный слог в слове может быть только один.
– Ударными бывают гласные и согласные звуки.
– Слова могут состоять из одного, двух и более слогов.
Проверка: - - + + - + (3 слайд)
Постановка учебной задачи. Определение темы и цели урока.
На доске записаны слова: опасаться, острый, замок, бояться, тупой, замок.
- Прочитайте их про себя.
– На уроках русского языка и литературного чтения мы встречали слова, которые различаются по звучанию и написанию, но близки по значению. Как такие слова называются? (Синонимы.)
– Соедините в ряду слов синонимы зелёным мелом. Согласны?
– Как называются слова с противоположным значением? (Антонимы.)
– Соедините их синим мелом. Согласны?
– Остались два слова.
– Что у них общего? (Одинаково написаны.)
– Как вы думаете, это одно слово или разные?
- Итак, мнения разделились. У вас на партах лежат картинки. Выберите из рисунков тот, который нарисовали бы вы.
- Почему вы выбрали разные картинки? (Потому что каждый произнёс слова по-разному.)
– Запишите эти слова и поставьте ударение так, чтобы слова были разными.
Записывают слова замок и замок.(Один ученик у доски ставит ударение в словах.)
- Подчеркните ударные гласные двумя чертами, безударные гласные одной чертой.
- Составьте предложение с первым словом. Со вторым.
- Скажите, от чего зависит значение этих слов? (Когда мы произносим слова, то ставим ударение по-разному.)
- Как вы думаете, что сегодня на уроке мы должны выяснить? (Как ударение может изменить значение слова.)
Какова тема урока? (Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне.) (4 слайд)
Какие цели поставим? Закончите фразы.
Наблюдать …
Выяснить …
Развивать …
Открытие нового знания.
- Давайте понаблюдаем за словами замок и замок. (5 слайд)
- Как написаны эти слова? (Одинаково.)
А как произносятся? (По-разному.) Произнесите слова.
- Какое значение имеет слово замок? (дворец и крепость)
- А слово замок? (приспособление для запирания чего-нибудь ключом)
- Что помогает различить значение этих слов? (Ударение.)
- Хотите узнать, как называются такие слова?
- Такие слова называются омографы. (прикрепляю карточку) Произнесите это слово.
(6 слайд) Оно образовано от двух греческих слов: омо - одинаковый и графо – пишу, т.е. слова, которые одинаково пишутся, но имеют разное произношение и значение.
- Что произошло с ударением? (Оно переместилось, перешло на другой слог.)
Вы наблюдали новое свойство русского ударения – подвижность.
- А что поможет правильно произнести слова, если в слове не поставлено ударение? (Предложение, текст, из которого ясен смысл слова.)
- Какую цель мы уже достигли?
Физминутка
БЫСТРО все ребята встали.
Руки БЫСТРО вверх подняли.
БЫСТРО хлопнули 5 раз.
А теперь морганье глаз:
БЫСТРО-БЫСТРО поморгали
И… ногами постучали.
БЫСТРО влево наклонились
И сейчас же распрямились!
Вправо-влево 10 раз –
Отдохнул уставший класс…
Мы как птички полетели
И за парты тихо сели!
Первичное закрепление изученного.
- В стихотворении Александра Шибаева «Ударный слог» ударение названо невидимка-молоток. Как вы думаете почему? Послушайте ещё одно стихотворение поэта «Невидимка шутит…» Найдите слова, над которыми поработал молоток.
- Читаю стихотворение из Дидактического материала с. 93.
- Какие сходные слова встретились?
замок – замок
пироги – пироги
- Запишите вторую пару, поставьте в словах ударение. (Один ученик работает у доски.)
- Чем похожи слова? Чем отличаются?
- Какое значение у слов? Где можно узнать значение слова? (приготовить толковый словарь)
- Как называются такие слова? (омографы)
- Подчеркните букву ударного гласного 2-мя чертами, букву безударного гласного - одной.
- Выполните схемы слов. Чем они различаются? (Ударение на разных слогах,)
Оцени свою работу, пользуясь алгоритмом самооценки.
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?
- Как ты себя оценишь?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
- Какое свойство ударения мы здесь наблюдаем? (подвижность)
VI. Закрепление изученного.
1. Работа в парах. Не забывайте о правилах работы в группах.
- Вы сейчас будете работать в парах. Возьмите карточку. Прочитайте задания.
Прочитайте предложения. Выпишите пары слов, значение которых зависит от ударения. Поставьте в словах знак ударения. Подчеркните букву ударного гласного 2-мя чертами, а букву безударного одной чертой.
Военные – превосходные стрелки.
Стрелки на часах бегут так быстро!
В середине двора стоит большая игрушечная машина.
Пакет молока стоит 60 рублей.
Я сегодня маме подарил на день рождения гвоздики.
Папа ремонтировал табурет и забивал гвоздики.
Я не могу найти атлас по географии.
Я купила атлас на подкладку пальто.
В саду на клумбе вырос ирис.
Я люблю конфеты ирис «Кис-кис».
Я плачу, потому что меня обидел друг.
В магазине я плачу деньги кассиру за свои покупки.
Проверка по (слайдам 7-12).
Стрелки – стрелки
Стоит – стоит
Гвоздики – гвоздики
Атлас – атлас
Ирис – ирис
Плачу - плачу
- Какие цели уже достигли?
Самостоятельная работа (по вариантам). Прочитайте задание.
Прочитайте предложения, вставьте пропущенные слова. Используйте слова для справок. Подумайте, какой смысл заключён в одинаково написанных словах. Запишите предложения, правильно расставьте ударение в одинаково написанных словах.
Мы сегодня ели … . Комар подлетел к …. .
Молоко налили в … . Дети посещают … .
Собака сидит у … . У рубашки был вышит… .
Дети … молоко. … бревно ровно.
Слова для справок: уху, ворот, пили, кружки.
Проверка по слайдам 13 - 14.
Читайте предложения. Называйте омографы. Ставьте в словах ударение. Объясните значение слов.
Дополнительно. Упражнение в правильном произношении глагольных форм с подвижным ударением.
Упражнение 217.
VII. Итог урока. Рефлексия.
– С какой новой группой слов вы познакомились на уроке? (Омографы)
– Какую роль играет ударение в омофонах? (Ударение свободное, не прикрепляется к какому-либо слогу. Ударение может перемещаться, быть подвижным.)
– Приведите свои примеры пар слов со свободным ударением.
- Зачем же надо уметь правильно ставить ударение? (Для точной передачи смысла слов.)
- Какие цели ставили? Удалось их решить? Каким способом?
- Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание: упр. 215 Д. м.
Комментирование оценок.
12