Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п.Юбилейный
Котельничского района Кировской области
Научно – педагогический форум « Просвещение»
Конкурс для педагогов « Открытый урок»
Урок русского языка
в 4 классе по теме:
«Правописание глаголов в неопределённой форме и 3-ем лице»
Работу выполнила учитель
начальных классов
Пантелеева
Людмила Анатольевна
2018 год
Технологическая карта урока.
Учитель: Пантелеева Людмила Анатольевна
Класс: 4
Предмет: Русский язык
Тема урока: «Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-ем лице».
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.
Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации в свете ФГОС нового поколения.
Цели по содержанию урока:
Образовательные: 1.Создать условия для решения учебной задачи –
выяснить правило правописания глаголов в
неопределённой форме и 3-ем лице. Способствовать
осознанию и пониманию новой орфограммы.
2.Продолжить работу над формированием
орфографической зоркости.
Развивающие: Создать условия для формирования приёмов
умственных действий: классификация, сравнение,
анализ, обобщение, умение делать вывод.
Воспитательные: Создать условия для воспитания социального
чувства коммуникативности.
Уровневая цель, адаптированная на ученика:
Знать: Правило правописания глаголов в неопределённой форме и в 3 лице.
Уметь: Применять данную орфограмму в практической работе.
Методы обучения: поисково – исследовательский, проблемного изложения материала.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Средства обучения: В.П.Канакина, В.Г. Горецкий « Русский язык» 4 класс,
2 часть. Москва « Просвещение» 2014год.
Оборудование: Рисунок «Мыслелёта», карточки – задания на восстановление пословиц, карточки для моделирования схемы, карточки для творческой работы в группе, карточки – варианты домашнего задания.
Структура и содержание урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. 0,5 мин. | 1.Приветствие учащихся 2.Создание доброжелательной рабочей атмосферы | 1.Приветствие учителя. 2.Прверка готовности своего рабочего места. |
2.Актуализация знаний. 7,5 мин. | 1.Орфографическая «зарядка»: Учитель диктует слова тройками: грустный, сказка, лесной, честный, травинка, редкая, свистнул, кормить, садовник, звёздный, гладкий, капустный. Учитель просит объяснить орфограммы в некоторых словах. Предлагает разделить эти слова на группы. 2.Логическая «зарядка». На доске слова: вяжет, учит, дарить, умывает, читают, выглядывает, рисовал, защищает, одевается. - Какое слово лишнее? Что общего в оставшихся словах? Итак, сегодня на уроке мы продолжаем делать открытия о глаголе. | Учащиеся записывают слова под диктовку. Взаимопроверка в парах (ключ проверки выведен на экран интерактивной доски) Объясняют орфограммы: Грустный – в корне слова «груст» пишу непроизносимую согласную Т, проверяю – грусть; Гладкий – в корне слова «глад» пишу проверяемую согласную Д, проверяю – гладок; Кормить – в корне слова «корм» пишу безударную гласную О, проверяю- корм Дети группируют (устно): - по частям речи - по орфограммам Дети убирают слова, рассуждая: Дарить – неопределённая форма Рисовал – прошедшее время Учит – 2 спряжение Читают – множ. число Одевается – возвратный глагол Дети: это глаголы ед.числа, 3 лица, наст.вр., 1 спр. (вяжет, умывает, выглядывает, защищает) |
3.Постановка учебной задачи и её решение. 20 мин. Физкультминутка. Исследование правильности предварительных выводов. Физкультминутка Игра « Солнечный зайчик». | Осуществить полёт ваших творческих мыслей поможет волшебный предмет. Вы узнаете как он называется, если из слов словосочетания «полёт мысли» образуете сложное слово Наш «Мыслелёт» настраивается на волну: «Наблюдаю – замечаю, размышляю – делаю вывод». И мы сейчас будем наблюдать. Прочтите. На экране запись: Меж грибами мухомор Красотой гордится. Нечего гордиться, Для супа не годишься. Учитель: Что вы можете сказать? Учитель: Как же такое может быть? Повторяющиеся слова пишутся по-разному? Учитель: Используя свои наблюдения и рассуждения, попробуйте сформулировать тему урока. 1.Посмотрим, подтвердится ли наше предположение или нет? На доске предложения. 1.Дима готовит уроки. Дима готовится к уроку. 2.Ученики готовят уроки. Ученика готовятся к уроку. 3.Дима начал готовить уроки. Дима начал готовиться к уроку. - Прочитайте, сравните выделенные глаголы. В чём их сходство и различие? Учитель: Выпишите в один столбик глаголы в 3-ем лице, а в другой - в неопределённой форме, поставьте вопросы. Учитель: Чем отличаются глаголы в 3-ем лице от глаголов в неопределённой форме? Учитель: Давайте прочтём вывод в учебнике на стр.104 Верны ли наши суждения? Может быть мы что-то упустили? Учитель: Кто не нашёл подтверждения своим выводам и наблюдениям? Ваши выводы подтвердились. Вы молодцы! Учитель: Глаголы какого спряжения употреблены в тексте, с которым мы работали? Учитель: А как вы думаете, правило справедливо только для глаголов 2 спряжения? Докажите. Попробуйте проверить, так ли это? Выберите любые два глагола 1 спряжения, запишите их в тетради в 3-ем лице и в неопределённой форме. Учитель: О каких глаголах ещё надо помнить? Учитель: А они будут подчиняться правилу, открытому нами? Докажите. Учитель: Итак, какое мы сегодня открыли правило? | «Мыслелёт» - это воздушный корабль. «Полётомысль» - это маленькая ракета. (Дети выбирают название) Чтобы что – то открыть, чему-то научиться, надо думать, мыслить. Дети читают четверостишие - Вообще-то мухомору есть чем гордиться, из него делают лекарства - А я думаю, что ему так сказали, что он чересчур гордится. - Я заметил, что в стихотворении один и тот же глагол пишется по-разному (гордится, гордиться) - Глаголы с возвратным значением пишутся по – разному - В одном случае мягкий знак не пишется, а в другом пишется. Дети рассуждают: - Глагол во второй строке – Это глагол 3-го лица, ед.числа и Ь не написан. В третьей строке – глагол употреблён в неопределённой форме и Ь написан. - Кажется, я догадалась, к глаголам в неопределённой форме мы задаём вопрос «что делать?». Есть Ь в вопросе, значит и в глаголе будет Ь. А к глаголам в 3-ем лице ставим вопрос «что делает?» - Ь в вопросе нет, значит и в глаголе не будет Ь. - Я рассуждаю так: у двух глаголов есть суффикс –ся, это глаголы с возвратным значением. Только в первом предложении это глагол 3-го лица , и Ь не написан. Во втором предложении глагол в неопределённой форме, и Ь написан. Дети:- Употребление мягкого знака в возвратных глаголах 3-го лица и в неопределённой форме. - А можно сказать так: Правописание –ТСЯ и -ТЬСЯ Дети сравнивают. - В первом предложении глаголы употреблены в 3-ем лице ед.ч., а отличаются тем, что один из них имеет возвратное значение – готовится. - Во втором предложении глаголы употреблены в 3-ем лице мн.ч., а отличаются тем, что один из них имеет возвратное значение – готовятся. - В третьем предложении глаголы употреблены в неопределённой форме, только один из них возвратный – готовиться. Самопроверка: (образец на доске) 3-е лицо Что делает? готовит Что делает? готовится Что делают? готовят Что делают? готовятся Неопределённая форма Что делать? готовить Что делать? готовиться Дети: - мы ставим разные вопросы: в 3-ем лице «Что делает?» и « Что делают?». Например, он (что делает?) расчёсывается, она (что делает?) умывается, оно (что делает?) смеётся, они (что делают?) прогуливаются. Можем определить число и род. А у неопределённой формы глагола вопросы: что делать? и что сделать? Например, красить, краситься, обидеть, обидеться. ( примеры учитель записывает на доске) - Я заметил, что в глаголе 3-го лица мягкий знак не пишется, а в глаголе неопределённой формы – пишется. Наши предположения подтвердились. Чтение вывода по учебнику. Дети: Глаголы 2 спряжения. Дети: Наверное, и для 1 спряжения. Проверю на примере глагола 1 спряжения «открывать». Что делать? открываться Что делает? Открывается Дети работают в парах. Дети: о глаголах-исключениях. Продолжается работа в парах. Дети: Например, слово «смотреть». Поставим глагол в 3-е лицо ед.ч.: Что делает? смотрится, Мн.ч.: что делают? смотрятся. Мягкий знак не пишется в сочетании – тся Поставим глагол в неопределённую форму: Что делать? смотреться. В сочетании – ться мягкий знак пишется. Увидеться, гнаться, вертеться. Правило, открытое нами, распространяется и на глаголы – исключения. Дети ещё раз формулируют вывод. |
4.Первичное закрепление и осознание. Применение знаний. 10 мин. 5.Итог урока. Рефлексия. 5 мин. | Учитель: Наш «Мыслелёт» предлагает вам задание:(сектор 1) «Предлагаю восстановить любые две пословицы. Запишите их, объясните смысл, найдите орфограммы». Учитель: Прочитайте пословицы, объясните их значение. Прочтите только те, в которых глаголы употреблены в форме 3-го лица. Прочитайте пословицы, в которых глаголы употреблены в неопределённой форме. Творческая работа в группе с переходом на индивидуальную работу. (группа – 4 человека) Учитель: Наш «Мыслелёт» настроил свою антенну на волну «Правила зной – творчески применяй». (сектор 2) Сформулируйте задание, опираясь на тему урока, образец, записанные слова. Выполните задание в тетради, обсудите в группе. Используя любое количество образованных слов, составьте предложения или миниатюру. Учитель: Назовите глаголы 3-го лица. На какой вопрос они отвечают? Сравните написание вопроса и глагола. Назовите глаголы неопределённой формы. На какой вопрос они отвечают? Сравните написание вопроса и глагола. Учитель: Продолжите предложения: На доске запись: Я знаю, что … Я узнал(а), что … Учитель: «Мыслелёт» предлагает вам ещё одно задание (сектор 3). Попробуйте, используя необходимые карточки, составить схему, когда пишется Ь в возвратных глаголах. (таким образом главный вывод урока ещё раз повторяется и выкладывается на столах учеников в виде обобщающей схемы) Учитель: Покажите, на что похоже ваше настроение в конце урока. | Дети работают в парах. После выполнения задания производится проверка: Ему лень лениться, а не только шевелиться. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Надо наклониться, чтобы из ручья напиться. С книгами он знается, ума набирается. Ученики читают и объясняют написание – тся Ученики читают и объясняют написание – ться Дети формулируют задание К существительному стройка мы подбираем родственные слова: глагол 3-го лица – строится или построиться и неопределённую форму с возвратным значением – строиться или построиться. Идёт самостоятельная работа в группе. Проверка самостоятельной работы. По наблюдениям ученики делают вывод: Глаголы в форме 3-го лица отвечают на вопросы что делает? что делают?(в вопросе нет Ь) и пишутся без мягкого знака. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? Что сделать?(в вопросе есть Ь) и пишутся с мягким знаком. Дети: - Я знаю, что в русском языке есть глаголы с возвратным значением - Я узнала, чтобы правильно написать глаголы 3-го лица и глаголы в неопределённой форме, надо поставить вопросы. - Я узнал, что если глагол отвечает на вопрос что делает?, он в 3-ем лице и пишется без мягкого знака. - Если глагол отвечает на вопрос что делать?, он в неопределённой форме и пишется с мягким знаком. Идёт работа в группах (моделирование схемы) В результате работы получается такая схема: - тся Что делает? Что сделает? 3-е л. Ед.ч Что делают? мн.ч. Что сделают? -ться Что делать? н.ф. Что сделать? Дети выбирают рисунок. (солнышко, солнышко с тучкой, тучка, тучка с дождиком, тучка с молнией) |
6.Домашнее задание. 2 мин. | Учитель: «Мыслелёт» предлагает вам варианты домашнего задания. Выберите сами, какой из них будете выполнять дома. (сектор 4): Вариант 1. Запишите шесть глаголов, подберите к ним глаголы-антонимы с возвратным значением, запишите их в форме 3-го лица и неопределённой форме. Составьте сложные предложения. Вариант 2. Запишите четыре глагола, подберите к ним глаголы-синонимы с возвратным значением, запишите их в форме 3-го лица и неопределённой форме. Составьте два сложных предложения. Вариант 3. Работа с учебником. Стр.105, упр.219. Учитель: Конец сегодняшнего урока – это старт для полёта ваших мыслей на следующих уроках. Мысль человека не знает границ! | Дети выбирают вариант домашнего задания. |
Приложение.
Задания «Мыслелёта».
Сектор 1.
Восстановить пословицы:
а не только шевелит … ся да не скоро дело делает … ся
скоро сказка сказывает … ся чтобы из ручья напит … ся
с книгами он знает … ся ему лень ленит … ся
надо наклонит … ся ума набирает … ся
Сектор 2.
Труд, храбрость, веселье, встреча
Образец:
Глагол н.ф. ----- стройка ----- глагол 3л.
Сектор 3.
В конверте карточки для моделирования схемы:
«Что делать?» « - тся» «н.ф.» «ед.ч.»
«Что делает?» « - ться» «1л.» «мн.ч.»
«Что делают?» «2л.» «Глагол»
«Что сделать?» «3л.» «ж.р.»
«Что сделает?» «м.р.»
«Что сделают?» «ср.р.»
На уроке проводились физкультминутки:
Упражнение характера потягивания.
«Ловля комара».
И.п. – основная стойка. 1 – поднимаясь на носки, как можно выше, хлопок в ладоши над головой – вдох, 2 – исходное положение – выдох. Повторить 4 – 6 раз. Хлопки делать то справа, то слева.
Упражнение для мышц шеи.
«Колобок».
И.п. – ноги врозь, руки за спиной. Выполнение: свободное вращение головы направо, и наоборот, по 3 – 4 раза в каждую сторону. Спина прямая, вращать головой медленно.
Упражнение для рук.
«Горная река».
И.п. – ноги врозь, руки вперёд. Выполнение: произвольные волнообразные движения руками, 8 – 10 движений. Дыхание не задерживать.
Упражнение для туловища.
«Самолёт».
И.п. – ноги врозь, руки в стороны. Выполнение: медленные наклоны с поворотами вправо и влево, 3 – 4 раза в каждую сторону. Плавно, медленно.
Упражнение для ног.
«Снежный ком».
И.п. – основная стойка. 1 – присесть, обхватив ноги руками, спрятать голову между коленей («снежный ком») – выдох, 2 – встать – вдох, 4 – 6 раз. Снежный ком круглый, поэтому и спина должна быть круглой.
Игра «Солнечный зайчик».
Способствует закреплению стереотипа правильной осанки и укрепляет зрительный анализатор.
Дети встают из-за парт и принимают положение правильной осанки, руки на пояс (или руки за голову), локти в стороны, спина прямая.
Хором произносят слова:
«Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку.
Мы похлопаем в ладошки –
Очень рады солнышку».
Одновременно выполняют хлопки в ладоши над головой. Затем учитель зеркальцем пускает «зайчика» и говорит:
«Скачут - побегайчики,
Солнечные зайчики,
Мы зовём их – не идут.
Были тут и нет их тут».
Дети следят глазами за лучиком и на вопрос учителя: «Где зайка?» говорят и показывают рукой.
Дополнительный материал к уроку.
В конверте для каждого ученика приготовлены карточки:
Спишите предложения, вставив пропущенные буквы.
Разберите предложения по членам предложения и частям речи.
(В) т…ш…не (за)р…ждает…ся рас(с)вет.
Оз…ро д…мит…ся белым пар…м.
Волны моря выс…ко п…днима…т белые гол…вы и клан…ют…ся со…нцу.
Вес…ло пр…бират…ся (по)у…кой д…ро…ке между двумя ст…нами высок…й рж… .
Спишите, вставляя, где нужно, мягкий знак.
На какие группы можно распределить глаголы?
Расписат…ся, распишеш…ся, добит…ся, добьют…ся, собираеш…ся, увлекает…ся, любуеш…ся, заботят…ся, заботиш…ся, обращат…ся, стараеш..ся, распоряжат…ся, снят…ся, обращат…ся, приподнят…ся.
Самоанализ урока.
Системное приобретение знаний о глаголе как части речи началось в 1 классе. Каждый последующий год тема «Глагол» расширяется и углубляется. В 4 классе учащиеся знакомятся с грамматическими признаками глаголов настоящего, прошедшего, будущего времени, учатся распознавать спряжение глаголов, знакомятся с понятием «неопределённая форма глагола», с возвратными глаголами. Знания, получаемые в 4 классе, являются основой овладения такими орфографическими навыками как правописание безударных окончаний глаголов, частицы НЕ с глаголами, мягкого знака после шипящих (-ешь, - ёшь, -ишь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа, правописание глаголов 3-го лица и неопределённой формы (-тся, - ться), глаголв на - чь.
Это был 22-й урок ( из 33-х в 4 классе) большой темы «Глагол».
Данный урок тесно связан с предыдущими уроками. Изучение нового материала идёт полностью с опорой на уже имеющиеся у учащихся знания, умения и навыки. Также этот урок «работает» и на последующие уроки. Вся тема «Глагол» является ступенью в изучении русского языка на дальнейших этапах обучения ( в 5 классе и т.д.).
Кроме того, мы видим систему текущего повторения. Работа над формированием орфографической зоркости - умением видеть и грамотно объяснять орфограмму – ведётся на каждом уроке. «Орфографическая зарядка» в разных формах – обязательный элемент урока. Также и «Логическая зарядка», которая является «мостиком» к новому материалу.
В классе 9 учеников: 5 девочек и 4 мальчика. На творческом уровне работают 3 человека, на конструктивном – 4, на репродуктивном -2. Развитие внимания, мышления, памяти по уровням в таком же соотношении. Не все дети спокойные, уравновешенные. При планировании урока были учтены реальные возможности, особенности класса и каждого ученика на всех этапах урока. Новый материал не преподносился в готовом виде. На предыдущих уроках дети получили достаточные знания. Предполагалось, что ученики сами придут к открытию новой орфограммы и самостоятельно сделают вывод. Они готовы к такой работе. В индивидуальной дозированной помощи нуждались 2 ученика, они её получили.
На уроке решались следующие задачи
Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации в свете ФГОС нового поколения.
Цели по содержанию урока:
Образовательные: 1.Создать условия для решения учебной задачи –
выяснить правило правописания глаголов в
неопределённой форме и в 3-ем лице.
Способствовать осознанию и пониманию.
2.Продолжить работу над формированием
орфографической зоркости.
Развивающие: Создать условия для формирования приёмов
умственных действий: классификация, сравнение, анализ,
обобщение, умение сделать вывод.
Воспитательные: Создать условия для воспитания социального чувства
коммуникативности (умение сотрудничать с учителем и
друг с другом).
Уровневая цель, адаптированная на ученика:
Знать: Правило правописания глаголов в неопределённой форме и 3-ем лице.
Уметь: Применять правило правописания данных глаголов в практической работе.
На уроке осуществлялось комплексное решение этих задач. Но ведущей была задача развивающая – по формированию приёмов умственных действий: на основе наблюдения, сравнения, обобщения дети приходят к выводу. Сами добывают знания, опираясь на имеющиеся у них знания, умения и навыки. Работа из зоны ближайшего развития (уровня, при котором ученик достигает цели с помощью взрослого) переходит в зону активного развития, когда ребёнок может сам предположить, догадаться, предложить. Знания, умения, навыки выступают как средство развития. Сам характер заданий, предлагаемых на уроке, подход к изучению нового материала решали задачу общего развития учащихся.
Исходя из дидактической цели, на уроке работали звенья:
повторение, закрепление изученного
изучение нового
первичное усвоение, осознание, осмысление
контроль
Выбранная структура урока, считаю, была рациональной. «Орфографическая зарядка» сразу включила ребят в мыслительную деятельность. «Логическая зарядка» помогла плавно «войти» в новую тему. Все этапы урока логически взаимосвязаны. Пыталась рационально распределить время на каждый этап урока. Больше времени отведено на осознание и осмысление нового материала.
Главное на уроке было выделено. Вывод звучит несколько раз.
Какие методы обучения использовались на уроке?
Первая заповедь развивающего урока – идти «от детей». Идти «от учеников» в процессе познания – это значит организовать и направлять коллективный поиск. Учитель подхватывает нужную мысль, направляет и ведёт учеников в их поиске.
Поэтому на уроке применялись следующие методы обучения:
Главный – поисково-исследовательский, т.е. деятельностный подход, направленный на преобразование предмета исследования, открытие общего в этой предметности и выведение из него частного через решение учебных задач. В 4 классе на первое место выходит познавательная деятельность. По характеру познавательной деятельности и участия учителя в учебном процессе применялся метод проблемного изложения материала. Решение проблемной ситуации шло с помощью наблюдения, сравнения, выявления закономерностей, практической работы, коллективного учебного диалога. Детям был предоставлен максимум инициативы и самостоятельности в «добывании» знаний, что формировало и направляло активную деятельность всех детей, включая и самых слабых. Таким образом, дидактическим стержнем всего урока была деятельность учащихся, которая носила творческий характер. Действия учащихся с учебным материалом носили преобразующий характер, задания давали «пищу» для ума.
Считаю, что методы обучения были связаны триединой целью урока – они работали на достижение целей урока, соответствовали содержанию учебного материала, особенностям класса, формам организации познавательной деятельности. Выбраны именно эти методы обучения, так как все они направлены на общее развитие ученика. А развитие ведёт за собой знание.
Если говорить о формах организации познавательной деятельности, то на уроке было сочетание коллективной фронтальной работы (учебный диалог в ходе поисковой исследовательской деятельности – основная форма работы) с парной и групповой, самостоятельной и индивидуальной. Данные формы помогали активизировать деятельность учащихся и добиться поставленных целей.
Контроль за уровнем знаний, умений, навыков учащихся осуществлялся с помощью взаимопроверки, самоконтроля, по работам в тетрадях и с помощью приёма моделирования.
Из средств обучения, имеющихся в кабинете, на этом уроке использовался дидактический материал по теме: карточки-задания для восстановления пословиц, карточки для моделирования схемы, карточки-задания для творческой работы в группе, карточки-варианты домашнего задания, рисунок «Мыслелёта»(круг, разбитый на 4 сектора-кармашка, в каждом кармашке – задания).
Работоспособность учащихся в течение урока, т.е. организация активной деятельности детей, обеспечивалась плотностью урока, использованием разнообразных форм и методов обучения, проблемной ситуацией, рефлексией (интеллектуальной и сенсорной), физкультминутками, а также тем, что цели урока интерпретировались в ученическом варианте.
Рациональное использование времени пыталась обеспечить чёткостью переходов от одного этапа к другому. С помощью смен форм деятельности, физкультминуток предупреждена перегрузка учащихся.
Несколько слов о взаимоотношениях учителя и учащихся на уроке. В начале урока создана атмосфера доброжелательности. Дружелюбие и душевность поддерживались в течение всего урока. Пыталась урок построить так, чтобы ученик понял, что он – главный работник на уроке. Учитель – деловой партнёр, активно сотрудничающий с ним, который может помочь, намекнуть, напомнить, объяснить.
На случай непредвиденной ситуации были продуманы запасные методические «ходы». Если бы решение проблемы « не пошло», была продумана серия наводящих вопросов и раньше бы обратились к учебнику. Во время рефлексии, если бы не было солнца, гимнастика для глаз была предусмотрена другая. Были приготовлены дополнительные задания к уроку на случай, если бы всё пошло быстрее. Работу над совершенствованием каллиграфии письма в 4 классе веду индивидуально. Для домашней работы прописываю в тетради буквы, элементы соединений букв учащимся с нарушениями каллиграфии. Поэтому на уроке не было минутки чистописания.
Считаю, что поставленные задачи реализованы. Но работа по закреплению правописания глаголов 3-го лица и неопределённой формы будет продолжена. На следующих уроках детям будут предложены задания, выполняя которые они должны будут применять полученные на этом уроке знания в новых условиях: в условиях непривычной формулировки задания, оперирования новым языковым материалом, на который должен быть осуществлён перенос знаний в ситуации, требующей сделать самостоятельный вывод, обобщение. Ученики, работающие на творческом уровне, на этапе закрепления и отработки материала будут выполнять задания повышенной сложности. Эти факторы в сочетании с мерой увеличения самостоятельности учащихся будут способствовать и усвоению знаний, и развитию мышления. Дидактической цели урок также достиг.