СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка 4 класс «Правописание глаголов в неопределённой форме и 3-ем лице»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 4 класс «Правописание глаголов в неопределённой форме и 3-ем лице»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п.Юбилейный

Котельничского района Кировской области





Научно – педагогический форум « Просвещение»



Конкурс для педагогов « Открытый урок»



Урок русского языка

в 4 классе по теме:

«Правописание глаголов в неопределённой форме и 3-ем лице»















Работу выполнила учитель

начальных классов

Пантелеева

Людмила Анатольевна

2018 год

Технологическая карта урока.

Учитель: Пантелеева Людмила Анатольевна

Класс: 4

Предмет: Русский язык

Тема урока: «Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-ем лице».

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации в свете ФГОС нового поколения.

Цели по содержанию урока:

Образовательные: 1.Создать условия для решения учебной задачи –

выяснить правило правописания глаголов в

неопределённой форме и 3-ем лице. Способствовать

осознанию и пониманию новой орфограммы.

2.Продолжить работу над формированием

орфографической зоркости.

Развивающие: Создать условия для формирования приёмов

умственных действий: классификация, сравнение,

анализ, обобщение, умение делать вывод.

Воспитательные: Создать условия для воспитания социального

чувства коммуникативности.

Уровневая цель, адаптированная на ученика:

Знать: Правило правописания глаголов в неопределённой форме и в 3 лице.

Уметь: Применять данную орфограмму в практической работе.



Методы обучения: поисково – исследовательский, проблемного изложения материала.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Средства обучения: В.П.Канакина, В.Г. Горецкий « Русский язык» 4 класс,

2 часть. Москва « Просвещение» 2014год.

Оборудование: Рисунок «Мыслелёта», карточки – задания на восстановление пословиц, карточки для моделирования схемы, карточки для творческой работы в группе, карточки – варианты домашнего задания.



































Структура и содержание урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент. 0,5 мин.

1.Приветствие учащихся

2.Создание доброжелательной рабочей атмосферы

1.Приветствие учителя.

2.Прверка готовности своего рабочего места.

2.Актуализация знаний.

7,5 мин.

1.Орфографическая «зарядка»:

Учитель диктует слова тройками: грустный, сказка, лесной, честный, травинка, редкая, свистнул, кормить, садовник, звёздный, гладкий, капустный.

Учитель просит объяснить орфограммы в некоторых словах.












Предлагает разделить эти слова на группы.




2.Логическая «зарядка».

На доске слова:

вяжет, учит, дарить, умывает, читают, выглядывает, рисовал, защищает, одевается.

- Какое слово лишнее?








Что общего в оставшихся словах?




Итак, сегодня на уроке мы продолжаем делать открытия о глаголе.


Учащиеся записывают слова под диктовку.

Взаимопроверка в парах

(ключ проверки выведен на экран интерактивной доски)





Объясняют орфограммы:

Грустный – в корне слова

«груст» пишу непроизносимую согласную

Т, проверяю – грусть;

Гладкий – в корне слова

«глад» пишу проверяемую согласную Д, проверяю – гладок;

Кормить – в корне слова

«корм» пишу безударную гласную О, проверяю- корм

Дети группируют (устно):

- по частям речи

- по орфограммам







Дети убирают слова, рассуждая:

Дарить – неопределённая форма

Рисовал – прошедшее время

Учит – 2 спряжение

Читают – множ. число

Одевается – возвратный глагол

Дети: это глаголы ед.числа,

3 лица, наст.вр., 1 спр.

(вяжет, умывает, выглядывает, защищает)



3.Постановка учебной задачи и её решение.

20 мин.











































































Физкультминутка.


Исследование правильности предварительных выводов.

















































































Физкультминутка

Игра « Солнечный зайчик».






























Осуществить полёт ваших творческих мыслей поможет волшебный предмет. Вы узнаете как он называется, если из слов словосочетания

«полёт мысли» образуете сложное слово

Наш «Мыслелёт» настраивается на волну:

«Наблюдаю – замечаю,

размышляю – делаю вывод».

И мы сейчас будем наблюдать.

Прочтите.

На экране запись:

Меж грибами мухомор

Красотой гордится.

Нечего гордиться,

Для супа не годишься.


Учитель: Что вы можете сказать?















Учитель: Как же такое может быть?

Повторяющиеся слова пишутся по-разному?



























Учитель:

Используя свои наблюдения и рассуждения, попробуйте сформулировать тему урока.




1.Посмотрим, подтвердится ли наше предположение или нет?

На доске предложения.

1.Дима готовит уроки.

Дима готовится к уроку.

2.Ученики готовят уроки.

Ученика готовятся к уроку.

3.Дима начал готовить уроки.

Дима начал готовиться к уроку.

- Прочитайте, сравните выделенные глаголы.

В чём их сходство и различие?

















Учитель: Выпишите в один столбик глаголы в 3-ем лице, а в другой - в неопределённой форме, поставьте вопросы.




Учитель: Чем отличаются глаголы в 3-ем лице от глаголов в неопределённой форме?
























Учитель: Давайте прочтём вывод в учебнике на стр.104

Верны ли наши суждения?

Может быть мы что-то упустили?

Учитель: Кто не нашёл подтверждения своим выводам и наблюдениям?

Ваши выводы подтвердились. Вы молодцы!





Учитель: Глаголы какого спряжения употреблены в тексте, с которым мы работали?

Учитель: А как вы думаете, правило справедливо только для глаголов 2 спряжения?

Докажите.


Попробуйте проверить, так ли это? Выберите любые два глагола 1 спряжения, запишите их в тетради в 3-ем лице и в неопределённой форме.


Учитель: О каких глаголах ещё надо помнить?

Учитель: А они будут подчиняться правилу, открытому нами? Докажите.
















Учитель: Итак, какое мы сегодня открыли правило?

«Мыслелёт» - это воздушный корабль.

«Полётомысль» - это маленькая ракета.

(Дети выбирают название)

Чтобы что – то открыть, чему-то научиться, надо думать, мыслить.











Дети читают четверостишие





- Вообще-то мухомору есть чем гордиться, из него делают лекарства

- А я думаю, что ему так сказали, что он чересчур гордится.

- Я заметил, что в стихотворении один и тот же глагол пишется

по-разному (гордится, гордиться)

- Глаголы с возвратным значением пишутся

по – разному

- В одном случае мягкий знак не пишется, а в другом пишется.

Дети рассуждают:

- Глагол во второй строке –

Это глагол 3-го лица, ед.числа и Ь не написан.

В третьей строке – глагол употреблён в неопределённой форме и Ь написан.

- Кажется, я догадалась, к глаголам в неопределённой форме мы задаём вопрос

«что делать?». Есть Ь в вопросе, значит и в глаголе будет Ь.

А к глаголам в 3-ем лице ставим вопрос «что делает?» - Ь в вопросе нет, значит и в глаголе не будет Ь.

- Я рассуждаю так: у двух глаголов есть суффикс –ся,

это глаголы с возвратным значением. Только в первом предложении это глагол 3-го лица , и Ь не написан. Во втором предложении глагол в неопределённой форме, и Ь написан.

Дети:- Употребление мягкого знака в возвратных глаголах 3-го лица и в неопределённой форме.

- А можно сказать так:

Правописание –ТСЯ и -ТЬСЯ



















Дети сравнивают.

- В первом предложении глаголы употреблены в 3-ем лице ед.ч., а отличаются тем, что один из них имеет возвратное значение – готовится.

- Во втором предложении глаголы употреблены в 3-ем лице мн.ч., а отличаются тем, что один из них имеет возвратное значение – готовятся.

- В третьем предложении глаголы употреблены в неопределённой форме, только один из них возвратный – готовиться.

Самопроверка: (образец на доске)

3-е лицо

Что делает? готовит

Что делает? готовится

Что делают? готовят

Что делают? готовятся

Неопределённая форма

Что делать? готовить

Что делать? готовиться

Дети:

- мы ставим разные вопросы: в 3-ем лице

«Что делает?» и « Что делают?». Например, он

(что делает?) расчёсывается, она (что делает?) умывается, оно (что делает?) смеётся, они (что делают?) прогуливаются. Можем определить число и род.

А у неопределённой формы глагола вопросы: что делать? и что сделать?

Например, красить, краситься, обидеть, обидеться. ( примеры учитель записывает на доске)

- Я заметил, что в глаголе 3-го лица мягкий знак не пишется, а в глаголе неопределённой формы – пишется. Наши предположения подтвердились.

Чтение вывода по учебнику.

















Дети: Глаголы 2 спряжения.




Дети: Наверное, и для 1 спряжения. Проверю на примере глагола 1 спряжения «открывать».

Что делать? открываться

Что делает? Открывается


Дети работают в парах.






Дети: о глаголах-исключениях.


Продолжается работа в парах.

Дети: Например, слово «смотреть». Поставим глагол в 3-е лицо ед.ч.:

Что делает? смотрится,

Мн.ч.: что делают? смотрятся. Мягкий знак не пишется в сочетании – тся

Поставим глагол в неопределённую форму:

Что делать? смотреться. В сочетании – ться мягкий знак пишется.

Увидеться, гнаться, вертеться.

Правило, открытое нами, распространяется и на глаголы – исключения.

Дети ещё раз формулируют вывод.


4.Первичное закрепление и осознание. Применение знаний. 10 мин.



































































5.Итог урока.

Рефлексия.

5 мин.


































Учитель: Наш «Мыслелёт» предлагает вам задание:(сектор 1)

«Предлагаю восстановить любые две пословицы. Запишите их, объясните смысл, найдите орфограммы».




Учитель: Прочитайте пословицы, объясните их значение.

Прочтите только те, в которых глаголы употреблены в форме 3-го лица.

Прочитайте пословицы, в которых глаголы употреблены в неопределённой форме.


Творческая работа в группе с переходом на индивидуальную работу.

(группа – 4 человека)

Учитель: Наш «Мыслелёт» настроил свою антенну на волну «Правила зной – творчески применяй».

(сектор 2)

Сформулируйте задание, опираясь на тему урока, образец, записанные слова. Выполните задание в тетради, обсудите в группе.

Используя любое количество образованных слов, составьте предложения или миниатюру.

Учитель: Назовите глаголы 3-го лица. На какой вопрос они отвечают? Сравните написание вопроса и глагола.

Назовите глаголы неопределённой формы.

На какой вопрос они отвечают?

Сравните написание вопроса и глагола.















Учитель: Продолжите предложения:

На доске запись:

Я знаю, что …

Я узнал(а), что …













Учитель: «Мыслелёт» предлагает вам ещё одно задание (сектор 3).

Попробуйте, используя необходимые карточки, составить схему, когда пишется Ь в возвратных глаголах.

(таким образом главный вывод урока ещё раз повторяется и выкладывается на столах учеников в виде обобщающей схемы)


Учитель: Покажите, на что похоже ваше настроение в конце урока.


Дети работают в парах.

После выполнения задания производится проверка:

Ему лень лениться, а не только шевелиться.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Надо наклониться, чтобы из ручья напиться.

С книгами он знается, ума набирается.




Ученики читают и объясняют написание – тся



Ученики читают и объясняют написание – ться














Дети формулируют задание

К существительному стройка мы подбираем родственные слова: глагол 3-го лица – строится или построиться и неопределённую форму с возвратным значением – строиться или построиться.

Идёт самостоятельная работа в группе.

Проверка самостоятельной работы.











По наблюдениям ученики делают вывод:

Глаголы в форме 3-го лица отвечают на вопросы что делает? что делают?(в вопросе нет Ь) и пишутся без мягкого знака.

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? Что сделать?(в вопросе есть Ь) и пишутся с мягким знаком.



Дети:

- Я знаю, что в русском языке есть глаголы с возвратным значением

- Я узнала, чтобы правильно написать глаголы 3-го лица и глаголы в неопределённой форме, надо поставить вопросы.

- Я узнал, что если глагол отвечает на вопрос что делает?, он в 3-ем лице и пишется без мягкого знака.

- Если глагол отвечает на вопрос что делать?, он в неопределённой форме и пишется с мягким знаком.

Идёт работа в группах

(моделирование схемы)

В результате работы получается такая схема:

- тся

Что делает?

Что сделает? 3-е л. Ед.ч

Что делают? мн.ч.

Что сделают?


-ться

Что делать? н.ф.

Что сделать?



Дети выбирают рисунок.

(солнышко, солнышко с тучкой, тучка, тучка с дождиком, тучка с молнией)

6.Домашнее задание. 2 мин.

Учитель: «Мыслелёт» предлагает вам варианты домашнего задания. Выберите сами, какой из них будете выполнять дома. (сектор 4):

Вариант 1.

Запишите шесть глаголов, подберите к ним глаголы-антонимы с возвратным значением, запишите их в форме 3-го лица и неопределённой форме. Составьте сложные предложения.

Вариант 2.

Запишите четыре глагола, подберите к ним глаголы-синонимы с возвратным значением, запишите их в форме 3-го лица и неопределённой форме. Составьте два сложных предложения.

Вариант 3.

Работа с учебником.

Стр.105, упр.219.


Учитель: Конец сегодняшнего урока – это старт для полёта ваших мыслей на следующих уроках.

Мысль человека не знает

границ!
















Дети выбирают вариант домашнего задания.









Приложение.

Задания «Мыслелёта».

Сектор 1.

Восстановить пословицы:

а не только шевелит … ся да не скоро дело делает … ся

скоро сказка сказывает … ся чтобы из ручья напит … ся

с книгами он знает … ся ему лень ленит … ся

надо наклонит … ся ума набирает … ся

Сектор 2.

Труд, храбрость, веселье, встреча

Образец:

Глагол н.ф. ----- стройка ----- глагол 3л.

Сектор 3.

В конверте карточки для моделирования схемы:

«Что делать?» « - тся» «н.ф.» «ед.ч.»

«Что делает?» « - ться» «1л.» «мн.ч.»

«Что делают?» «2л.» «Глагол»

«Что сделать?» «3л.» «ж.р.»

«Что сделает?» «м.р.»

«Что сделают?» «ср.р.»









На уроке проводились физкультминутки:

Упражнение характера потягивания.

«Ловля комара».

И.п. – основная стойка. 1 – поднимаясь на носки, как можно выше, хлопок в ладоши над головой – вдох, 2 – исходное положение – выдох. Повторить 4 – 6 раз. Хлопки делать то справа, то слева.

Упражнение для мышц шеи.

«Колобок».

И.п. – ноги врозь, руки за спиной. Выполнение: свободное вращение головы направо, и наоборот, по 3 – 4 раза в каждую сторону. Спина прямая, вращать головой медленно.

Упражнение для рук.

«Горная река».

И.п. – ноги врозь, руки вперёд. Выполнение: произвольные волнообразные движения руками, 8 – 10 движений. Дыхание не задерживать.

Упражнение для туловища.

«Самолёт».

И.п. – ноги врозь, руки в стороны. Выполнение: медленные наклоны с поворотами вправо и влево, 3 – 4 раза в каждую сторону. Плавно, медленно.

Упражнение для ног.

«Снежный ком».

И.п. – основная стойка. 1 – присесть, обхватив ноги руками, спрятать голову между коленей («снежный ком») – выдох, 2 – встать – вдох, 4 – 6 раз. Снежный ком круглый, поэтому и спина должна быть круглой.

Игра «Солнечный зайчик».

Способствует закреплению стереотипа правильной осанки и укрепляет зрительный анализатор.

Дети встают из-за парт и принимают положение правильной осанки, руки на пояс (или руки за голову), локти в стороны, спина прямая.

Хором произносят слова:

«Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку.

Мы похлопаем в ладошки –

Очень рады солнышку».

Одновременно выполняют хлопки в ладоши над головой. Затем учитель зеркальцем пускает «зайчика» и говорит:

«Скачут - побегайчики,

Солнечные зайчики,

Мы зовём их – не идут.

Были тут и нет их тут».

Дети следят глазами за лучиком и на вопрос учителя: «Где зайка?» говорят и показывают рукой.























Дополнительный материал к уроку.

В конверте для каждого ученика приготовлены карточки:

Спишите предложения, вставив пропущенные буквы.

Разберите предложения по членам предложения и частям речи.

(В) т…ш…не (за)р…ждает…ся рас(с)вет.

Оз…ро д…мит…ся белым пар…м.

Волны моря выс…ко п…днима…т белые гол…вы и клан…ют…ся со…нцу.

Вес…ло пр…бират…ся (по)у…кой д…ро…ке между двумя ст…нами высок…й рж… .





Спишите, вставляя, где нужно, мягкий знак.

На какие группы можно распределить глаголы?

Расписат…ся, распишеш…ся, добит…ся, добьют…ся, собираеш…ся, увлекает…ся, любуеш…ся, заботят…ся, заботиш…ся, обращат…ся, стараеш..ся, распоряжат…ся, снят…ся, обращат…ся, приподнят…ся.





















Самоанализ урока.

Системное приобретение знаний о глаголе как части речи началось в 1 классе. Каждый последующий год тема «Глагол» расширяется и углубляется. В 4 классе учащиеся знакомятся с грамматическими признаками глаголов настоящего, прошедшего, будущего времени, учатся распознавать спряжение глаголов, знакомятся с понятием «неопределённая форма глагола», с возвратными глаголами. Знания, получаемые в 4 классе, являются основой овладения такими орфографическими навыками как правописание безударных окончаний глаголов, частицы НЕ с глаголами, мягкого знака после шипящих (-ешь, - ёшь, -ишь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа, правописание глаголов 3-го лица и неопределённой формы (-тся, - ться), глаголв на - чь.

Это был 22-й урок ( из 33-х в 4 классе) большой темы «Глагол».

Данный урок тесно связан с предыдущими уроками. Изучение нового материала идёт полностью с опорой на уже имеющиеся у учащихся знания, умения и навыки. Также этот урок «работает» и на последующие уроки. Вся тема «Глагол» является ступенью в изучении русского языка на дальнейших этапах обучения ( в 5 классе и т.д.).

Кроме того, мы видим систему текущего повторения. Работа над формированием орфографической зоркости - умением видеть и грамотно объяснять орфограмму – ведётся на каждом уроке. «Орфографическая зарядка» в разных формах – обязательный элемент урока. Также и «Логическая зарядка», которая является «мостиком» к новому материалу.

В классе 9 учеников: 5 девочек и 4 мальчика. На творческом уровне работают 3 человека, на конструктивном – 4, на репродуктивном -2. Развитие внимания, мышления, памяти по уровням в таком же соотношении. Не все дети спокойные, уравновешенные. При планировании урока были учтены реальные возможности, особенности класса и каждого ученика на всех этапах урока. Новый материал не преподносился в готовом виде. На предыдущих уроках дети получили достаточные знания. Предполагалось, что ученики сами придут к открытию новой орфограммы и самостоятельно сделают вывод. Они готовы к такой работе. В индивидуальной дозированной помощи нуждались 2 ученика, они её получили.



На уроке решались следующие задачи

Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации в свете ФГОС нового поколения.

Цели по содержанию урока:

Образовательные: 1.Создать условия для решения учебной задачи –

выяснить правило правописания глаголов в

неопределённой форме и в 3-ем лице.

Способствовать осознанию и пониманию.

2.Продолжить работу над формированием

орфографической зоркости.

Развивающие: Создать условия для формирования приёмов

умственных действий: классификация, сравнение, анализ,

обобщение, умение сделать вывод.

Воспитательные: Создать условия для воспитания социального чувства

коммуникативности (умение сотрудничать с учителем и

друг с другом).

Уровневая цель, адаптированная на ученика:

Знать: Правило правописания глаголов в неопределённой форме и 3-ем лице.

Уметь: Применять правило правописания данных глаголов в практической работе.

На уроке осуществлялось комплексное решение этих задач. Но ведущей была задача развивающая – по формированию приёмов умственных действий: на основе наблюдения, сравнения, обобщения дети приходят к выводу. Сами добывают знания, опираясь на имеющиеся у них знания, умения и навыки. Работа из зоны ближайшего развития (уровня, при котором ученик достигает цели с помощью взрослого) переходит в зону активного развития, когда ребёнок может сам предположить, догадаться, предложить. Знания, умения, навыки выступают как средство развития. Сам характер заданий, предлагаемых на уроке, подход к изучению нового материала решали задачу общего развития учащихся.

Исходя из дидактической цели, на уроке работали звенья:

повторение, закрепление изученного

изучение нового

первичное усвоение, осознание, осмысление

контроль

Выбранная структура урока, считаю, была рациональной. «Орфографическая зарядка» сразу включила ребят в мыслительную деятельность. «Логическая зарядка» помогла плавно «войти» в новую тему. Все этапы урока логически взаимосвязаны. Пыталась рационально распределить время на каждый этап урока. Больше времени отведено на осознание и осмысление нового материала.

Главное на уроке было выделено. Вывод звучит несколько раз.

Какие методы обучения использовались на уроке?

Первая заповедь развивающего урока – идти «от детей». Идти «от учеников» в процессе познания – это значит организовать и направлять коллективный поиск. Учитель подхватывает нужную мысль, направляет и ведёт учеников в их поиске.

Поэтому на уроке применялись следующие методы обучения:

Главный – поисково-исследовательский, т.е. деятельностный подход, направленный на преобразование предмета исследования, открытие общего в этой предметности и выведение из него частного через решение учебных задач. В 4 классе на первое место выходит познавательная деятельность. По характеру познавательной деятельности и участия учителя в учебном процессе применялся метод проблемного изложения материала. Решение проблемной ситуации шло с помощью наблюдения, сравнения, выявления закономерностей, практической работы, коллективного учебного диалога. Детям был предоставлен максимум инициативы и самостоятельности в «добывании» знаний, что формировало и направляло активную деятельность всех детей, включая и самых слабых. Таким образом, дидактическим стержнем всего урока была деятельность учащихся, которая носила творческий характер. Действия учащихся с учебным материалом носили преобразующий характер, задания давали «пищу» для ума.

Считаю, что методы обучения были связаны триединой целью урока – они работали на достижение целей урока, соответствовали содержанию учебного материала, особенностям класса, формам организации познавательной деятельности. Выбраны именно эти методы обучения, так как все они направлены на общее развитие ученика. А развитие ведёт за собой знание.

Если говорить о формах организации познавательной деятельности, то на уроке было сочетание коллективной фронтальной работы (учебный диалог в ходе поисковой исследовательской деятельности – основная форма работы) с парной и групповой, самостоятельной и индивидуальной. Данные формы помогали активизировать деятельность учащихся и добиться поставленных целей.

Контроль за уровнем знаний, умений, навыков учащихся осуществлялся с помощью взаимопроверки, самоконтроля, по работам в тетрадях и с помощью приёма моделирования.

Из средств обучения, имеющихся в кабинете, на этом уроке использовался дидактический материал по теме: карточки-задания для восстановления пословиц, карточки для моделирования схемы, карточки-задания для творческой работы в группе, карточки-варианты домашнего задания, рисунок «Мыслелёта»(круг, разбитый на 4 сектора-кармашка, в каждом кармашке – задания).

Работоспособность учащихся в течение урока, т.е. организация активной деятельности детей, обеспечивалась плотностью урока, использованием разнообразных форм и методов обучения, проблемной ситуацией, рефлексией (интеллектуальной и сенсорной), физкультминутками, а также тем, что цели урока интерпретировались в ученическом варианте.

Рациональное использование времени пыталась обеспечить чёткостью переходов от одного этапа к другому. С помощью смен форм деятельности, физкультминуток предупреждена перегрузка учащихся.

Несколько слов о взаимоотношениях учителя и учащихся на уроке. В начале урока создана атмосфера доброжелательности. Дружелюбие и душевность поддерживались в течение всего урока. Пыталась урок построить так, чтобы ученик понял, что он – главный работник на уроке. Учитель – деловой партнёр, активно сотрудничающий с ним, который может помочь, намекнуть, напомнить, объяснить.

На случай непредвиденной ситуации были продуманы запасные методические «ходы». Если бы решение проблемы « не пошло», была продумана серия наводящих вопросов и раньше бы обратились к учебнику. Во время рефлексии, если бы не было солнца, гимнастика для глаз была предусмотрена другая. Были приготовлены дополнительные задания к уроку на случай, если бы всё пошло быстрее. Работу над совершенствованием каллиграфии письма в 4 классе веду индивидуально. Для домашней работы прописываю в тетради буквы, элементы соединений букв учащимся с нарушениями каллиграфии. Поэтому на уроке не было минутки чистописания.

Считаю, что поставленные задачи реализованы. Но работа по закреплению правописания глаголов 3-го лица и неопределённой формы будет продолжена. На следующих уроках детям будут предложены задания, выполняя которые они должны будут применять полученные на этом уроке знания в новых условиях: в условиях непривычной формулировки задания, оперирования новым языковым материалом, на который должен быть осуществлён перенос знаний в ситуации, требующей сделать самостоятельный вывод, обобщение. Ученики, работающие на творческом уровне, на этапе закрепления и отработки материала будут выполнять задания повышенной сложности. Эти факторы в сочетании с мерой увеличения самостоятельности учащихся будут способствовать и усвоению знаний, и развитию мышления. Дидактической цели урок также достиг.