СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме ""Глагол -как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока русского языка предназначена для учащихся 2 класса

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме ""Глагол -как часть речи"»

Тема урока: «Глагол как часть речи. Значение глаголов в речи»

Цели урока:

ознакомить учащихся с частью речи – глаголом; способствовать развитию

умения распознавать глагол и определять его признаки.
Планируемые результаты

Предметные:

  • находить глаголы в предложении, среди других слов по вопросу и общему значению действия;

  • ставить вопросы к глаголам;

  • повторить знания об имени существительном.

Метапредметные:

  • понимать коммуникативную важность грамотного сочетания слов в предложении;

  • составлять словосочетания с глаголами;

  • пополнять словарный запас подбором глаголов к именам существительным;

  • развивать речь обучающихся,

Личностные:

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Начинается урок,

Всё мы будем делать в срок.

Делать чисто, аккуратно,

Чтобы было всем приятно

2. Минутка чистописания

Пальчикова гимнастика «Капустка»

Число . Классная работа.

- Прочитайте скороговорку и повторите её: 3-4 раза.

- Проворонила ворона воронёнка. Что значит проворонила?
- Какой звук произносится звонче других? (р)
- Пропишем заглавную и строчную буквы эр в соединении. Показ.
- Ещё раз повторим скороговорку. Запишите эту скороговорку в тетрадь по памяти. Поставьте ударение, подчеркните орфограммы. (У меня записана на доске). САМОПРОВЕРКА ПО ОБРАЗЦУ. САМООЦЕНКА.
- Выделите грамматическую основу. Катя выделит грамматическую основу в предложении на доске. 

3. Актуализация опорных знаний об имени существительном и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

-Какой частью речи является подлежащее? (Существительным)

- Что вы можете рассказать об имени существительном? ( Ответы детей, часть речи, что обозначает, на какие вопросы отвечает, ед.ч., мн. ч., одуш., неодуш., собств., нариц.)

-Какой частью речи является сказуемое?

4.Выявление места и причины затруднения.

(Проблема) Можете вы сказать к какой части речи относится сказуемое? (Нет)

Почему? ( Не знаем)

А хотелось бы узнать?

5. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Ребята, какие цели мы поставим перед собой? (Познакомиться с новой частью речи,

узнать на какие вопросы она отвечает, что обозначает)


6. Реализация построенного проекта

Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Пантомима». Выходят читают задание на карточке, выполняют). Весь класс ставит вопросы к словам

Артём… плачет, Василиса …смеётся, Настя…. отрезала, Дулма…. вышла.

Записать слова: плачет, смеётся, отрезала, вышла.

Какие вопросы мы с вами задавали? Что обозначают эти слова? Помещаю таблички на доске.

7. Физминутка

Сейчас мы отдохнём. Я буду называть ваше действие, а вы его выполнять.

Встали, топаем, хлопаем, киваем , поднимаем, тянемся, опускаем, смотрим, кружимся, садимся)

Ребята, что сейчас делали? Мы выполняли действия.

Какие вопросы вы бы поставили к этим словам?

8. Продолжение работы по теме урока.

Вспомните цель урока. ( (Познакомиться с новой частью речи, узнать на какие вопросы она отвечает, что обозначает)


Новые вопросы у нас появились?, Что слова называют действие предмета мы выяснили? Что же нам осталось узнать? (Как называется эта часть речи). Может кто-то назовёт её?

Поможет нам учебник. СТР 68. Чтение правила вслух.

Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать.

9. Первичное закрепление.

Прочитайте стихотворение в упр. 118.

- Вы узнали произведение? ( К. Чуковский Путаница).
Все действия животных названы правильно?
- Давайте прочитаем , называя действия животных правильно. (Птицы зачирикали, мухи зажужжали, лягушата квакают, утята крякают.)
- Откройте тетради и запишите упражнение так, как мы с вами исправили, по вариантам.
- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что сделали? (зажужжали, зачирикали, заржали). На вопрос что делают? (крякают, квакают, хрюкают).
- Что обозначают эти слова? (Действия)
- Какой частью речи они являются? (Глаголом).
- А что такое глагол? (Часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопросы что делать, что сделать).
10. Закрепление работа в парах.
- А сейчас вы самостоятельно выполните задание на группировку по частям речи. Я раздам вам карточки, ваша задача – выписать слова в нужный столбик.


- Вставьте слова так, чтобы получилась рифма.

                      Очень – очень вкусный пирог

Я захотел устроить ____                                   Я ждал, пока хватало сил,

И я гостей к себе позвал                          Потом кусочек _________

Купил муку, купил ________,                           Потом подвинул стул и ______,

Испёк рассыпчатый _______                            И весь пирог в минуту ____

Пирог, ножи и вилки тут –                               Когда же гости _________,

Но что –то ________ не идут.                         То даже крошек не _________.

                                                                                                      Д.Хармс

Слова : откусил, пирог, бал, съел, нашли, гости, сел, творог, подошли.

-Какие слова вставили в 1 столбик? Какой частью речи они являются? Докажите.

-Какие слова вставили во 2 столбик? Какой частью речи они являются? Докажите.

11. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

а) Возврат к проблеме

Ребята, давайте подведём итог. Достигли ли мы поставленных целей?

Сможем теперь решить проблему, поставленную в начале урока? ( Да)

Какой же частью речи является сказуемое?

Посмотрите, как художник изобразил глагол. Почему? (Он выполняет много действий)

Сегодня, придя домой, что расскажете родителям о глаголе?

в) Как вы думаете, всё ли мы узнали о глаголе?

Знакомство с глаголом мы продолжим на следующих уроках.


12. Домашнее задание стр 68 правило, стр 69 Упр 119.

Оценки за урок







.“Найди пару синонимов”. 

  • (запиши пары)

  • Боится трудится

  • Плачет запирает

  • Смеётся трусит

  • Работает рыдает

  • Закрывает хохочет