СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме: "Имя существительное (обобщение)"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме: "Имя существительное (обобщение)"»

Цель:

  • закрепить и повторить знания учащихся об имени существительном;

  • потренировать учащихся в практическом применении этих знаний.

Воспитательная цель:

  • дать учащимся почувствовать, что они, выполняя задания разной сложности, продвигаются в своем развитии;

  • воспитывать положительный интерес к русскому языку.

Коррекционная цель:

  • активизировать мышление и речь учащихся;

  • расширять их кругозор.

Ход урока

1. орг момент

2. Мотивация.

1) Отгадайте загадку: Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам. (Слайд №2)

Отгадку найдете, если по порядку расположите цифры от 1 до 19; переверните их; прочитайте – имя существительное.

2)Учёные установили, что имя существительное – самая многочисленная часть речи по количеству слов. Около 40% всех слов в русском языке – имена существительные.

Послушайте несколько строк из стихотворения А.Фета, которое состоит почти из одних имён существительных. Л.Толстой писал: “В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина”.

Шёпот, робкое дыханье, (Слайд №3)
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.

– Сделаем вывод, что с помощью существительных можно “нарисовать” картину природы, портрет и т.д.

- Что же такое имя существительное? (Слайд №4)

- А для чего нужно изучать правила об имени существительном?

(Чтобы писать грамотно, не ошибаться и т.д.)

3. Цели и задачи.

– Сегодня мы с вами повторим и закрепим некоторые знания об имени существительном, полученные на предыдущих уроках, потренируемся в правописании существительных и для этого мы отправимся в лабиринт.

- А кто знает, что это такое? (Слайд №5)

1.Запутанная сеть дорожек, ходов, сообщающихся друг с другом помещений [первонач. в Древней Греции и Египте большое здание со сложно расположенными переходами].

^ 2. перен. Сложное, запутанное расположение, сочетание чего–н. Л. улиц. Л. мыслей.

Древнегреческому герою Тесею выбраться из лабиринта помогла нить, которую ему дала царевна Ариадна.

С давних времён выражение “нить Ариадны” означает путеводная нить. (Слайд №6)

Нашей путеводной нитью для прохождения лабиринта будут знания, умения и практические навыки. Поэтому девизом нашего урока будут слова пословицы: “Мир освещается солнцем, а человек – знанием!”. (Слайд №7)

На выходе из лабиринта нас ожидают “5” и “4”.Счастливого пути!

4. Повторение.

1) Препятствие № 1. “А знаешь ли ты?”

– Что может обозначать имя существительные кроме предмета? (Существительные называют явления природы, признаки, действия)

Таблица “Значение предметности” (Слайд №8)

– Образуйте и запишите существительные от:

  • глаголов: бежать, кричать,встречать, прыгать;

  • прилагательных: тихий, свободный, морской, городской.

По цепочке учащиеся пишут на доске:

Действие: бег, крик,встреча, прыжок.

Признаки: тишина, свобода,море,город.

– Приведите несколько существительных, которые называют явления природы.

(Явление природы: снег, метель, вьюга, дождь.).

2) Препятствие №2.“Попробуй, разбери!” (Комментированное письмо). Мы только вошли в лабиринт, а уже встретили обвал из камней. Давайте составим предложение из данных фрагментов и прокомментируем его.

У работника в руках дело огнем горит.

- Каким членом предложения является существительное?

3) Препятствие № 3. “Расскажи о существительном”.

Морфологический разбор существительного.

Огнем – сущ., огонь, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., ед. ч.,Т.п.

4) Препятствие №4. Блиц-опрос

Назовите постоянные и непостоянные грамматические признаки существительного.

Учащиеся самостоятельно составляют таблицу “Грамматические признаки существительного”.

Таблица.(Слайд №9)

5. Физкультминутка. Препятствие №5. “Клубок Ариадны”.

Чтобы преодолеть это препятствие, надо подняться.

Я бросаю клубок кому-нибудь из вас, называя имя существительное, вы должны назвать род и склонение существительного.

Былина, восстание, биография, власть, забастовка, равенство, крепость, монархия, жандарм, правительство.

- На каком уроке мы часто используем данные слова? (на уроке истории)

- Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?

Таблица “Склонение существительных” (Слайд №10)

6) Препятствие №6. “Волшебный квадрат”(Слайд №11)

Учитель читает слова, дети отмечают: ь или ставят прочерк

Самостоятельная индивидуальная работа учащихся на “квадратах”:

гараж, мелочь, молодежь, плащ

мышь,училищ, кирпич,речь

ночь, ландыш, задач, полночь

крыш, печь, глушь, карандаш

– Закрасьте зеленым карандашомпрочерки.

– Сверьте свой рисунок с рисунком на экране. Самопроверка. (Слайд №12)

Как пишутся существительные с шипящей на конце?

Таблица “Правописание существительных с шипящей на конце”(Слайд №13)

7) Препятствие № 7. “Определи падеж”. Работа в парах.

Учебник, № 79, с.60-61. Прочитайте текст и скажите,из чего складывается образ родины у русского человека. Запишите 1-е предложение. Вставьте безударные окончания существительных..

8) Препятствие № 8. “Найди ошибку”

Найдите речевые ошибки в предложениях. Исправь их.(Слайд №14)

- Почему существительное “купе” не изменило формы? Как оно называется?(Слайд №15)

Что заметили? Нет окончания, не изменяется по падежам, не склоняется.


Слайд 5. На экране – птица. Знает ли кто-нибудь название этой птицы? На доске и на экране КАКАДУ.

- Попробуйте определить род, число, склонение. Трудно?

-Кто попробует сформулировать, какие существительные называются несклоняемыми?

- Вывод. Какие имена существительные называются несклоняемыми? Имена существительные, которые не изменяются по падежам, т.е. не склоняются, называются несклоняемые.

Все несклоняемые существительные делятся на три группы. На доске вывешивается таблица. 

Рассмотрим 1-ю группу.

- 1-я группа: несклоняемые существительные иноязычного происхождения. Что это значит? (пришли в русский язык из других стран). Найти их можно в словарях иностранных слов. В словаре указывается, что это слово обозначает и из какого языка оно пришло в русский язык.

- Посмотрим слово какаду (читаю по словарю). КАКАДУ, (лат.) нескл., м. Попугай с хохлом на голове. Приведите свои примеры несклоняемых существительных, знаете ли вы такие? Поможет вам стихотворение (учитель читает, учащиеся следят). А непонятные слова – на карточках. 

Колибри, кенгуру, шоссе,

Фламинго, пони, шимпанзе,

Какао, кофе, домино,

Алоэ, радио, кино,

Такси, метро, купе, пальто,

Кашне, кафе, трюмо, манто

И какаду, драже, пари,

И интервью, рагу, жюри,

И пианино, и фойе,

Пюре, бюро и ателье –

Ты все слова запоминай,

Но никогда их не склоняй!

- Выпишите из стихотворения в 2 столбика 3 одушевленных и 3 неодушевленных существительных. Проверка.

- Вывод. Значит, несклоняемые существительные могут быть одушевленными и неодушевленными.

Черемхово, Сочи, Лимпопо, Мисиссипи, Эри и Онтарио, Килиманджаро. Что обозначают эти существительные? (Географические названия – имена собственные)

- Вывод, значит, несклоняемые существительные могут быть собственными и нарицательными.


- Ребята, а вам не кажется, что несклоняемые существительные – это здорово: не надо склонять, запоминать правописание окончаний. Значит, будет меньше ошибок в диктанте. Однако не всё с эти словами так просто и гладко, как нам кажется. А как же тогда правильно употреблять их в речи вместе с прилагательными и глаголами, ведь для этого нужен не только падеж, но и число, и род.


- Вспомним, как мы пытались определить род и число у существительного какаду.

- Один какаду, много какаду – не изменяются.

- Род есть, но как его определить? Сейчас мы об этом поговорим, сначала подведем итог-вывод, что мы уже знаем о несклоняемых существительных? 

1) пришли из иностранных языков;

2) делятся на одушевленные-неодушевленные, собственные и нарицательные;

3) не изменяются по числам, по падежам;

4) имеют грамматический признак - род.

- Зачем нам надо знать род этих существительных? (чтобы правильно употреблять в речи вместе с прилагательными и глаголами)

- Работа по таблице на доске «Род несклоняемых существительных». Исключения.

Вывод алгоритма: как определить род несклоняемых существительных?

    1. определить одушевленность-неодушевленность.

    2. 2 - Если неодушевленное – значит, средний род.

    3. Если одушевленное – мужской род, реже – женский.

Какаду, кенгуру, шимпанзе, пони, фламинго, гризли

Смешн…. прыгуч…. мохнат…. добр…. розов…. опасн….



Какао, киви, кофе, салями, эскимо, ассорти, манго.

Сладк…, спел…, чёрн…, свеж…, вкусн…, вкусн…, сочн


. Какие существительные называются несклоняемыми?

2. Как определить род несклоняемого существительного?

-Слайд 14. Домашнее задание: исправить ошибки в стихотворении.

Как-то рано поутру с другом сели мы в метру,

И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре.

Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол

И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый, сняв пенсню, хохотал на всю кину.

Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!

В гардероб пора бежать - будут польта выдавать!

- Проверка по экрану.


7. Обобщение.

Итак, мы успешно преодолели все препятствия. Вышли из лабиринта. Давайте попробуем оценить свою работу с помощью имён существительных. Какие качества потребовались вам на уроке? (внимание, мышление, сообразительность, знания, память)

Оценки за урок.



7