Урок русского языка с использованием средств субъективизации
Выполнила:
Удод. Е.А, учитель русского языка и литературы
МОУ «ШКОЛА №9 Г. ТОРЕЗА»
1.Мобилизующий этап. Идентификация.
Используя «подсказки» узнай часть речи.
-Имеет общие признаки с прилагательным и глаголом, причастно к ним, совмещает свойства и той, и другой части речи, поэтому так и называется.
-Учёные-лингвисты до сих пор спорят, является ли эта часть речи самостоятельной или глагольной формой, то есть разновидностью глагола.
-Обозначает проявляющийся во времени признак предмета по его действию.
Реши формулу 2+?+1+1+?=7 Задай задание к упражнению.
- 1)Я ехал один на стареньком. Видавшем виды «Москвиче» и боялся, что за Уралом встретит меня выженная трава, тучи горько-солёной пыли и зной.2)Суслики, стоявшие на часах, заслышав мотор, бросились вгустую траву.3)Совсем стемнело. Вдруг вместе с прохладным ветерком донёсся откуда-то чуть различимый горький запах костра. 4)Широкий паром, приткнувшийся к берегу, казался морским чудовищем.5) В неровном свете костра шалаш, сложенный из камыша, был похож на огромную задремавшую птицу.
- А. Некрасов.
- Решение формулы 2+1+1+1+2=7
- Цифры в формуле обозначают количество причастий в каждом предложении текста.
- Предполагаемое задание к упражнению:
- Выписать словосочетания «причастие + существительное».
Самопроверка
- Видавшем виды,
- выженная трава,
- стоявшие на часах,
- различимый запах,
- приткнувшийся к берегу,
- сложенный из камыша,
- задремавшую птицу
- Сгруппируй слова по названию орфограмм:
- «Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий».
- «Действительные и страдательные причастия».
Самопроверка
- «Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий»(видавшем виде «Москвиче», стоявшие на часах, различимый запах, приткнувшийся к берегу, задремавшую птицу).
- «Действительные и страдательные причастия»(видавшем(д.), выженная(с.), стоявшие(д.), различимый(с.), приткнувшийся(д.), сложенный(с.), задремавшую(д.)
Внимание!
-Какую орфограмму не учли?
- Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна н в отглагольных прилагательных.
- Изучить правописание н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.
- Научиться применять эти правила на письме.
Познай новое! Работа в группах.
- 1 группа- «н в причастиях и отглагольных прилагательных»
- 2 группа- «нн в причастиях и отглагольных прилагательных»
- 3 группа- «Запомни! Всегда нн».
- Распределительный словарный диктант.
- Связанная кофта, печёный картофель, названый брат, желанный, вязаная кофта, иллюстрированный, печёный в костре, священный, невиданный, посажёный отец, негаданный, сушёные грибы, решённая задача, корчёванный, жареная рыба, нежданный, неслыханный, конченый человек, вязанная из шерсти, кованый, жёваный, нечаянный, балованный, казнённый.
Мои действия
1.Проанализируйте выписанные слова.
- 2.От каких частей речи образованы причастия? Сделайте выводы.
- 3.Сформулируйте правило написания н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.
- 4.Сопоставьте его с материалом учебника.
- 5.Представьте правило в виде опорной схемы, таблицы или алгоритма.
- 6.Подготовьте задание(5 слов) на это правило для других групп, используя материал учебника.
- 7.Презентуйте результаты работы в группе.
- 1 группа. «н в причастиях и отглагольных прилагательных».
- 1)Печёный картофель
- 2)вязанная кофта
- 3)сушёные грибы
- 4)жареная рыба.
- 2 группа. « нн в причастиях и отглагольных прилагательных».
- 1)Решённая задача
- 2)названый брат, посажёный отец, конченый человек
- 3)печённый в костре, вязанная из шерсти
- 4)кованый, жёваный.
- 3 группа. «Запомни! Всегда нн».
- 1)Желанный, священный, невиданный, негаданный, нежданный, неслыханный, нечаянный, казнённый.
Коллективный алгоритм н и нн в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных.
н
нн
Если причастия и отглагольные прилагательные образованы от глаголов несовершенного вида и не имеют при себе зависимых слов:
Печёный картофель
Если причастия и отглагольные прилагательные образованы от глаголов совершенного вида:
Связанная кофта
Вязаная кофта
Сушёные грибы
Решённая задача
Искл:
Жареная рыба
Названый брат
Посажёный отец
Конченый человек
От глаголов несовершенного вида и имеют при себе зависимые слова:
печённый в костре
Вязанная из шерсти.
В словах на – ованный, -ёванный:
Иллюстрированный
Корчёванный
Балованный
Искл: кованый,жёваный.
- Запомнить! Всегда нн:
- желанный
- священный
- невиданный
- негаданный
- нежданный
- неслыханный
- нечаянный
- казнённый
Работа с текстом
- Задание «Восстанови текст»
- Восстановите в тексте страдательные причастия и прилагательные, которые потерялись
Народные промыслы – детям
Издавна в России делали игрушки для детей: ….. из дерева фигурки лошадей и животных, тряпичные и ….. куклы, ….. свистульки и ярко ….. матрёшки, пёстро ….. погремушки, …..мячики, ….. из дерева волчки, широко ….. куклы- «лесовики», ….. из дерева, мха, шишек и травы.
Эти игрушки собраны в музее игрушки в ….. городе Сергиевом Посаде, ….. , недалеко от Москвы. Особое место в экспозиции занимают ….. глиняные фигурки людей и животных, ….. в Дымкове (недалеко от Вятки). Эти игрушки так и называют ….. .
Взаимопроверка. Оригинал текста.
Народные промыслы – детям.
Издавна в России делали игрушки для детей: вырезанные из дерева фигурки лошадей и животных, тряпичные и соломенные куклы, глиняные свистульки и ярко разукрашенные матрёшки, пёстро расписанные погремушки, берестяные мячики, выточенные из дерева волчки, широко распространённые куклы- «лесовики», выделанные из дерева, мха, шишек и травы.
Эти игрушки собраны в музее игрушки в старинном городе Сергиевом Посаде , расположенном недалеко от Москвы. Особое место в экспозиции занимают раскрашенные глиняные фигурки людей и животных, изготовленные в Дымкове (недалеко от Вятки). Эти игрушки так и называют – дымковские .
Синтаксическое задание
- Назовите причастные обороты вместе с определяемыми словами .
Взаимопроверка задания.
- Вырезанные из дерева фигурки ; ярко разукрашенные матрёшки ; пёстро расписанные погремушки; выточенные из дерева волчки ; широко распространенные куклы- «лесовики; выделанные из дерева, мха, шишек и травы ; городе Сергиевом Посаде, расположенном недалеко от Москвы; фигурки , изготовленные в Дымкове .
Словарно-орфографическая работа
? -это страдательное причастие . Является определением в предложении с причастным оборотом .В нём 10 букв и 10 звуков .
Это слово выточенные
Определите лексическое значение слова
Лексическое значение слова
- Выточенный- правильный ,с тонкими строгими линиями ,(о чертах лица , формах тела , предмета).
Словообразование
- Приставка ; вы-;
- Корень -точ-;
- Суффикс –енн ;
- Окончание -ые.
Морфологический разбор (письменно )
Выточенное – причастие .
1. Волчки(какие?)выточенные
2.Н.ф.-выточенный
Пост. признаки – страд. ,прош. вр, сов.вид;
3.Какие волчки? выточенные(определение).
- Правописание слова выточе нн ые
Подведи итог.
Прочитайте высказывания лингвистов и писателей о причастии .Что особенного они видят в этих словах?
Лингвисты о причастии.
- «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».
М.В.Ломоносов
«Часть речи ,причастная глаголу, в образе прилагательного».
В.И.Даль.
«Мы не говорим :карета , скачущая по мосту , слуга метущий комнату .Мы говорим :которая скачет, который метёт , заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом …»
А.С.Пушкин.
Выводы:
1.Совмещение в одном слове признаков разных частей речи делает эти слова содержательнее и экономнее.
2.Без причастия письменная речь бедна и вяла .
Поэтическая минутка. Прочитайте стихотворение А.Твардовского выразительно вслух .Обьясните правописание нн в выделенных словах
Эх , суконная , казённая,
Военная шинель,-
У костра в лесу прожённая ,
Отменная шинель.
Знаменитая, пробитая
В бою огнём врага
Да своей рукой зашитая,-
Кому не дорога!
Упадешь ли ,как
Подкошенный ,
Пораненный нам брат,
На шинели той поношенной
Снесут тебя в санбат.
Домашнее задание.
1)Пользуясь орфографическим словарём, составить словарный диктант на изученную тему (20 слов или словосочетаний).
2)Выписать из произведений
А. С. Пушкина 5 предложений с
правописанием н и нн в страдательных
причастиях прошедшего времени.
3)Выполнить упражнение 137.
Рефлексия.
- Научился …
- Умею …
- Интересно …
- Занимательно …
Спасибо за внимание.