СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий "Предлог как служебная часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Задача школы - сохранение духовного, физического, психического здоровья учащихся, формирование у них ответственного отношения к собственному здоровью. Поэтому возникает необходимость в разработке технологий, облегчающих по возможности формирование новых знаний, сохраняя при этом здоровье учеников.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий "Предлог как служебная часть речи"»



Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Краснодонская средняя школа № 8 имени защитника

Луганской Народной Республики Виталия Парсанова»












Урок русского языка

с использованием здоровьесберегающих технологий


Предлог как служебная часть речи

7 класс
















Учитель русского языка и литературы

Бойко Наталья Александровна

Высшая категория

«Старший учитель»












Тема: Предлог как служебная часть речи

Цель:

- углубить знания учащихся о служебные части речи, в частности, закрепить представление об особенностях предлога как части речи;

- формировать у школьников умение распознавать предлоги в предложении, - отличать их от приставок, выработать соответствующие правописания умения и навыки; развивать навыки работы с языковым материалом;

- воспитывать у учащихся речевую культуру, уважительное отношение к своему здоровью.

Оборудование: учебник, таблица, компьютер.

Методы и приемы: фронтальная беседа, работа в группах, коллективная работа, интерактивные методы.

Эпиграф к уроку:

Девять десятых нашего счастья

 зависит от здоровья.

Шопенгауэр

Ход урока

I. Организационный момент

 - Здравствуйте, дети!

- Как самочувствие? Не удивляйтесь. Я должна знать, как вы себя чувствуете, потому что в народе говорят: «Лучше хорошее настроение, чем сладкий пирог», а будет хорошее настроение, будет и успех в делах. Так что - улыбнитесь! (Самопроверка правильной посадки за партами.)







II. Мотивация учебной деятельности школьников

 - Сегодня мы продолжим изучение темы «Части речи» и углубим знания о служебной части - предлог.

1. Интерактивный метод «Ассоциативный куст»

- Какие ассоциации возникают у вас со словом здоровье? (Рисуем на доске. Ожидаемые результаты: режим дня, утренняя зарядка, здоровый сон, отказ от вредных привычек, правильное питание ...)

2. Интерактивный метод «Мозговой штурм»

- А кто должен заботиться о вашем здоровье?

(Учитель записывает все идеи и выделяет главную.)

Я сам. Родители. Учитель. Государство. Врач.

ІІІ. Актуализация опорных знаний учащихся

1) Упражнение «Незаконченное предложение»

1. Наука, изучающая части речи, называется ...

2. В русском языке есть ... частей речи.

3. Самостоятельные части речи отличаются от служебных тем, что ...

5. В предложении служебные части речи служат для ...

6. Я знаю, что предлог - это часть речи, которая ...

       2) Метод «Пресс»

   Прочитать эпиграф к уроку, объяснить его значение, определить общее количество слов в нем и подчеркнуть все члены предложения.

ІV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала

  1. Лингвистическое исследование

Прочитать текст. Какова его тема? Идея? Выписать предлоги вместе со словами, к которым они принадлежат. Сделать словообразовательный анализ и морфемный разбор подчеркнутого слова, определить, какая это часть речи.

         У каждого из нас есть три верных помощника: свежий воздух, солнце и вода. Они помогают стать менее зависимыми от капризов погоды, защищают от простуды и гриппа. Процедуры оздоровления с помощью воздуха, солнца и воды называют закаливанием. Процедурам закаливания относятся воздушные и солнечные ванны, умывание и обливание холодной водой, хождение босиком и тому подобное.

  • При каких самостоятельных частях речи стоят предлоги?

  • Какова их роль в предложении?

     2. Работа с теоретическим материалом учебника

Физкультминутка (Упражнение для тренировки зрения)

3. Коллективная работа по таблице

1) Открывается заранее составленная на доске таблица

Падеж

Предлоги

Примеры

Р.

Д. В. П.

Р. В. Т.

В. Т.

В. П.

Д.

В.

Т.

П.

у, до, около, для, из-за, от, из

по

с

под (подо)

о, об, на, в, обо

к

про

над, между

при


- Какие из предлогов употребляются только с одним падежом, какие с тремя падежами?

- Подберите примеры существительных с данными предлогами; запишите их в правую колонку.

- Обратите внимание на правописание падежных окончаний; выделите окончания в существительных.

- От чего зависит написание гласной в окончании существительного?

V. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1) Упражнение 326: устный разбор, письменное выполнение.

2) Упражнение 327: конструирование словосочетаний.

3) Упражнение 328: комментированное письмо (выполняется на доске и в тетрадях).

2. Интерактивный метод «Микрофон»

Темы для обсуждения:

1. «Предлог как служебная часть речи»

2. «Самое ценное у человека – здоровье»

3. Занимательная лингвистика

- В каких значениях употреблено слово предлог в стихотворении А. Шибаева?

Нет предлога

Чудесный выдался денек,

А я учу предлоги...

Я должен твердо знать урок:

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит — «по»?

«Что значит — «за»?

И «за», и «по» — предлоги...»

А хорошо бы — ЗА порог

И — мчаться ПО дороге!..

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?

VI. Подведение итогов. Рефлексия

Ученики должны письменно закончить предложение:

  • Сегодня на уроке я узнал (ла), что ...

  • Приобретенные знания мне пригодятся для того, чтобы ...

  • Больше всего на уроке мне понравилось ...

VІI. Домашнее задание

1. Изучить теоретический материал учебника.

2. Подготовить устное сочинение о необходимости сохранения собственного здоровья, используя предлоги.



























Список литературы

  1. Верескун Н.В. Русский язык. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия с применением современных технологий. – Москва: «Планета», 2011

  2. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина.

  3. Колесникова М.Г. Валеологический анализ школьных уроков // Валеология. №3. 2003.

  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педвузов и институтов повышения квалификации.

  5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. ­



8