Урок русского языка во 2 классе по теме
«Синонимы. Использование синонимов в речи»
Тема урока: Синонимы. Использование синонимов в речи.
Цель: дать понятия о синонимах, учить подбирать синонимы.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД: формировать умения находить синонимы, Различать синонимы и родственные слова.
Регулятивные УУД: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, умения контролировать, корректировать, оценивать;
Коммуникативные УУД: формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение ,умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.
Личностные УУД: воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интерес к предмету.
Планируемые результаты урока: развивать умение находить синонимы в тексте.
Цели:
• развивать речь, обогащать словарный запас, повышать уровень языкового развития.
• способствовать более прочному и сознательному усвоению изучаемого материала.
• развивать грамотную , правильную речь , мышление , внимание , кругозор ;
Цель урока: учить подбирать синонимы, составлять синонимический ряд.
Задачи:
• формирование представлений о многозначности слов русского языка;
• формировать умение находить синонимы ;
•развивать монологическую речь учащихся, интерес к предмету;
• формировать у учащихся умение оценивать друг друга и себя, критерии оценки.
Оборудование:
• учебник С.В.Иванова "Русский язык" 2 класс;
Ход урока
Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.
Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь и пожелайте отличного настроения и хорошей работы.
Актуализация опорных знаний учащихся
-Посмотри на доску.
-Как вы думаете, какое задание можно выполнить?
Берёза, друг, приятель, берёзовый, березняк, товарищ, берёзка.
Дети выделяют две группы. Одна- родственные слова. А –вторая?
Мы узнаем, отгадав кроссворд.
l. Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос: кто? что? (существительное).
2. Место, где начинается река (исток).
3. Дом диких животных в земле (нора).
4. Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).
5. Суффикс прилагательного зимний (н).
6. И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет (иней).
7. Антоним к слову “быстрый” (медленный)
8. Окончание в слове “морозы”. (ы)
-Прочитай, как же называются эти слова?
-Какова тема нашего урока?
II. Введение в тему урока, постановка целей урока.
Предположите, какие цели вы бы поставили:
(Цели: - будем учиться … )
Посмотрим на первую группу слов. (родственные слова)
Вспомним правило.
-А что мы можем сказать о синонимах?
-На какой вопрос отвечают?
-Какой частью речи являются?
-Что же у них общего?
-Чем различаются?
Работа с книгой: с.42.
Чтение правила.
Постановка учебной задачи.
III. Восприятие нового материала
Работа в группах
Даны два текста. Прочитай, сравни. Чем различаются?
С самого утра во дворе слышны весёлые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки.
С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.
-Выпиши только те слова, которыми эти тексты различаются. Близки ли эти слова по значению? Что они обозначают? На какой вопрос отвечают?
Проверка.
IV. Физкультминутка.
Я буду называть пары слов. Если это синонимы, то хлопаем над головой, если нет, то приседаем.
Травка- травяной, приятель- друг, рыдать- плакать, холод- похолодать, фантазия- мечта, шагать- идти, бегун- забежать.
VI. Контроль знаний
Дифференцированная работа.
-Я предлагаю вам три уровня заданий. Определитесь с выбором.
Для проверки использую « светофорчики».
•синий
Какие из слов являются синонимами.
1). Вода, лёд 2).есть, кушать, 3). Бежать, лететь 4).дача, лето
•зелёный
2). Замени данные глаголы близкими по значению:
Дежурный наблюдает-……………….(следит)
Ребёнок балуется-………………….(шалит)
•красный
Замени глаголами-синонимами:
Сидеть сложа руки-………………………..(бездельничать)
Замести следы-………………………………(скрыться)
Дополнительное задание:
Какое слово лишнее:
Большой- огромный, гигантский, говорливый.
Проверка.
VII. Работа в группах
Найди синонимы, докажи
Бураны, вьюги и метели,
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они! –
Так проворчал мороз угрюмый
И речку в лед сковал без шума.
Найди синонимы, докажи
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
Найди синонимы, докажи
Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться.
Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,
Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.
Ребята, слова метель, вьюга, буран, пурга - синонимы, так как имеют общее значение: «ветер, вихрь со снегом». Но каждый синоним имеет и свой оттенок значения. Ребята посмотрели значение в словаре и сейчас нам расскажут.
Метель- сильный ветер со снегом;
Вьюга- снежная буря (круговерть);
Буран- метель в степи;
Пурга- очень сильная метель.
Составьте и запишите предложение с этими словами.
VI II. Развитие речи (творческая работа)
-Рассмотри картину зимы
Подготовительная работа:
-Перед вами карточки. Работа в парах.
1. -Описывая снег, какие можно подобрать слова?
(искрится, сверкает, блестит)
-Прохлада-…………….(свежесть, холодок)
Дрожать-……………..(трястись, трепетать)
Тропинка-………(тропа, дорожка, стёжка)
Как они называются?
2.-Найти в словаре «Синонимы» синоним к слову
Февраль-……..(снежень, лютый)
-Как думаете, почему так?
-А какую пословицу знаете?
-Используя данный материал и опорные слова:
Однажды, отправились, птиц, покормить, увидели, следы.
-Придумай и напиши сочинение.
-Дети под музыку пишут .
-Проверка.
I Х. Итог урока.Рефлексия.
Дети формируют итог с помощью опорных слов:
Я понял……………………
Мне понравилось……………………..
Было трудно……………………..
-На снежинках, которые перед вами, запиши.
Я………………………..доволен собой.
Я испытываю затруднения, когда………………….
Я бы хотел стать более……………
-Прикрепите их на картину (на доске).