Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя России В.С.Пащенко
Технологическая карта
урока русского языка в 6 классе
«Фразеологизмы. Их признаки и значение»
Подготовила: Данча В.И.
учитель русского языка и литературы
2024-2025 учебный год
г. Миллерово
Тема урока: «Фразеологизмы. Их признаки и значение»
Тип урока: урок изучения нового.
Цель: Познакомить обучающихся с понятием «фразеологизм»; рассмотреть основные признаки фразеологизмов.
Задачи:
Образовательная: познакомить с понятием «фразеологизм», его признаками и значением; развивать умение находить и использовать фразеологизмы в речи.
Развивающая: развить навыки анализа языковых единиц, логическое мышление, память и внимание.
Воспитательная: воспитывать интерес к родному языку, уважение к культурным традициям.
Планируемые результаты обучения
Предметные результаты:
1) Познакомить с понятием «фразеологизм»;
2) Рассмотреть основные признаки фразеологизмов;
3) Развивать умение находить и использовать фразеолгизмы;
4) Совершенствовать речь обучающихся, пополнять их словарный запас;
Личностные результаты:
1) развивать самооценку через формирование своей точки зрения;
2) развивать познавательные, учебные, социальные мотивы через: интерес к трудным заданиям; интерес к приобретению новых знаний и умений; нацеленность на высокий результат учебных достижений;
3) формирование личностного желания учиться;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
1) развивать умение определять цель учебной деятельности, формировать и удерживать учебную задачу;
2) контролировать способ действия и результат с заданным эталоном, с целью обнаружений отличий от эталона;
3) развивать умение выделять и осознавать обучающимися то, что уже усвоено и то, что еще нужно усвоить, умение оценивать свои результаты;
Познавательные УУД
1) развивать общеучебные универсальные действия через:
- ответы на простые и сложные вопросы учителя;
- стимулирование самостоятельных высказываний и высказываний с помощью наводящих вопросов;
- представлять информацию в виде схем, текстов, таблиц, с помощью ИКТ;
2) развивать логические учебные действия, память, мышление, внимание через умение обобщать, находить причинно - следственные связи, закономерности;
3) развивать умение ставить и решать проблемы через:
- умение наблюдать и делать самостоятельные выводы;
- решение проблемных, творческих и дифференцированных заданий;
- извлечение информации из текстов, схем, таблиц, для решения проблем;
- планирование работы по изучению нового материала;
- перерабатывать информацию;
Коммуникативные УУД
1) развивать умение общаться, соблюдая простейшие нормы речевого этикета через:
- участие в диалоге во время коллективной и групповой работы;
- ответы на вопросы учителя, товарищей по классу;
- сотрудничество в совместном решении проблем;
- слушание и понимание речи других;
- оформление своих мыслей в устной и письменной речи;
- чтение вслух и про себя текстов учебников и других книг, понимание почитанного;
- отстаивание своей точки зрения, понимание точки зрения другого;
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Оборудование:
- учебник «Русский язык: 6-й класс /М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др./»
- карточки для работы в парах;
- презентация, разработанная учителем к данному уроку.
Ход урока
Этапы урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Органзацион-ный момент | Приветствие учеников, проверка готовности к уроку. | Проверяет готовность к уроку, настраивает детей на работу. | Настраиваются на работу на уроке. | Личностные: формирование личностного желания учиться |
Самоопределе-ние к деятельности. Определение темы урока. | - Сегодня на уроке мы отправимся за тридевять земель грызть гранит науки. Я надеюсь, что вы не будете считать ворон, бить баклуши и сидеть сложа руки, а будете набираться ума и работать засучив рукава, чтобы стать семи пядей во лбу. - Вам не показалось, что моя речь прозвучала странно? Что именно вас удивило? - Вы часто слышите такие выражения как "водой не разольешь", "повесил нос", "сбросил маску". Эти фразы имеют особое значение, которое отличается от значения отдельных слов, входящих в них. (Слайд 3) - А чтобы узнать, как они называются, необходимо расшифровать слово. Отгадайте слово, записав букву русского алфавита, соответствующую английской букве на клавиатуре. a | h | f | p | t | j | k | j | u | b | p | v | s | ф | р | а | з | е | о | л | о | г | и | з | м | ы | - Какое слово получилось? (фразеологизмы) - Тема нашего урока: «Фразеологизмы. Их признаки и значение». Запишите в тетрадь тему. | Подводит детей к определению темы. Задает вопросы, направляет обучающихся. Объясняет задачу. Ставит проблемный вопрос | Отвечают на поставленные вопросы. Работают над проблемной ситуацией. Записывают в тетрадь | Познавательные: ответы на простые и сложные вопросы учителя; Коммуникативные: излагать и аргументиро- вать свое мнение; умение наблюдать и делать самостоятельные выводы; |
Постановка цели и задач урока | - Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы на экране. (Слайд 4) 1) Познакомиться с понятием...; 2) учиться отличать.... 3) использовать…. | Объясняет задачу. Ставит проблемный вопрос. Направляет детей | Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «фразеологизм», его признаками и значением; будем учиться отличать их от других слов, использовать фразеологизмы в речи. | Регулятивные: развивать умение определять цель учебной деятельности, формировать и удерживать учебную задачу; планирование работы по изучению нового материала; |
Изучение нового материала Работа с учебником | - Давайте разберемся, что же такое фразеологизм. Работа с учебником (с. 138-139) - Что такое фразеология? Прочитайте определения. - Прочитайте пары предложений на с.138. Каким членом предложения являются выделенные слова и сочетания слов? Что они обозначают? Можно ли в них заменить или опустить какое-нибудь слово? - Прочитайте пары предложений на с.139. Какие из сочетаний слов являются устойчивыми, неделимыми оборотами речи, а какие делятся по смыслу на отдельные слова? Попробуйте самостоятельно дать определение понятию «фразеологизм». А теперь прочитайте определение на с.139. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, которые не делятся на отдельные слова и являются одним членом предложения. Какие признаки фразеологизмов мы можем выделить из определения? (Слайд 5) Словосочетания | Фразеологизмы | 1.Любое из слов можно заменить другими словами | 1.В их составе нельзя заменять одно слово другим. | 2.Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность | 2.Слова теряют свою смысловую самостоятельность. | 3.Можно понимать буквально | 3. Нельзя понимать буквально | 4.Создаются в процессе речи, не требуют запоминания. | 4.Не создаются в речи, а используются готовыми, требуют запоминания | -Какой вывод можно сделать? Вывод: В отличие от свободного сочетания слов у фразеологического оборота лексическое значение имеет не каждое слово в отдельности, а весь фразеологизм в целом. В предложении выступают как неделимое сочетание и являются одним членом предложения. Упр.269 устно. Прочитайте предложения и найдите в них фразеологизмы. Что они обозначают? - Почему девочка не поняла слов, сказанных матерью. - Что нам делать, если мы не знаем значение какого-нибудь фразеологизма? (обратиться к словарю) На с.139 прочитайте правило. В каких словарях будем смотреть значение фразеологизмов? Упр. 268. Найдите в толковом словаре в конце учебника два фразеологизма и запишите с ними предложения. 2.Распределить по столбцам свободные словосочетания и фразеологизмы. Учащиеся под диктовку пишут слова. Фразеологизмы | Свободные словосочетания | Выйти из себя | Повесить пальто | Повесить нос | Ломать руку | Золотые руки | Белая ворона | Белая скатерть | Золотые серьги | Ломать голову | Выйти из дома | Составьте и запишите с одним фразеологизмом предложение. | Ставит цель Задает вопросы. Направляет детей при ответе Направляет деятельность обучающихся. Задает вопросы Организует работа с толковым словарем Ставит цель, диктует, проводит проверку | Получают цель Обучающиеся внимательно слушают, запоминают новый материал. Отвечают на вопросы. Запоминают информацию Выделяют информацию из текстов, таблиц, систематизируют ее Делают вывод Отвечают на вопросы, делают обобщения Работают с толковым словарем Под диктовку записывают слова, проверяют понимание материала | Коммуникативные: умение слушать одноклассни-ков, учителя Познавательные: извлечение информации из текстов, схем, таблиц, для решения проблем; переработка информации; осуществляют поиск необходимой информации; ответы на простые и сложные вопросы учителя; Коммуникативные: участие в диалоге во время коллективной и групповой работы; ответы на вопросы учителя; стимулирование самостоят. высказываний и высказываний с помощью наводящих вопросов; решение проблемных, творческих и дифференцированных заданий; |
Физминутка | (Слайд 6) Итак, мы отправились за тридевять земель, чтобы добыть новые знания (шагаем на месте). Вдруг мы увидели чудище заморское и решили быть тише воды, ниже травы (присели). Чудище прошло мимо, и мы решили дальше покорять вершины (встать и потянуться). Но только чудище вернулось, поэтому мы побежали сломя голову (бег на месте). Оторвавшись от чудища, мы продолжили двигаться семимильными шагами дальше (сесть на места). | Проводит физминутку | Выполняют физминутку | |
Закрепление материала Фронтальная работа Работа в парах | Знаете ли вы что такое нейросеть? Для чего она нужна? (Слайд 7) Нейронные сети — это разновидность машинного обучения, при котором компьютерная программа работает по принципу человеческого мозга, используя различные нейронные связи. Нейросети рисуют, пишут тексты, сочиняют музыку, общаются, создают видео, помогают разрабатывать лечение и лекарства, проектировать и строить здания, обеспечивать безопасность, управлять транспортом и многое другое. Но все-таки человека она заменить не может. Ведь она не творит, а перерабатывает уже существующее. Да и фразеологизмы понимает буквально. Отгадайте фразеологизмы, которые нарисовала нейросеть, и объяснить значение. Строить глазки (Слайд 8) Молоко убежало глазки (Слайд 9) Держать себя в руках глазки (Слайд 10) Корова на льду глазки (Слайд 11) Дверной глазок глазки (Слайд 12) Где раки зимуют глазки (Слайд 13) Душа компании глазки (Слайд 14) И ежу понятно глазки (Слайд 15) Держать в ежовых рукавицах глазки (Слайд 16) Золотые руки глазки (Слайд 17) Куча времени глазки (Слайд 18) Тоска зеленая глазки (Слайд 19) Лицо кирпичом глазки (Слайд 20) Нести пургу глазки (Слайд 21) Промывать косточки глазки (Слайд 22) Божий одуванчик глазки (Слайд 23) Скатертью дорога глазки (Слайд 24) Показать работу с нейросетью «Шедеврум», задав «нарисовать фразеологизмы». Например: лес рук, хлеб всему голова Отгадать фразеологизмы, зашифрованные с помощью эмодзи. Сейчас вам предстоит поработать в паре. На карточках (Приложение 1) зашифрованы фразеологизмы. Вам необходимо их отгадать их и записать. Карточка 1: два сапога пара, промывать косточки, время – деньги Карточка 2: держать в ежовых рукавицах, танцевать под чужую дудку, газетная утка Карточка 3: заблудиться в трех соснах, серая мышка, делать из мухи слона (Слайд 25) Проверка. Выставление оценок. Если все правильно – 5, если одна ошибка – 4, если две ошибки – 3, если все неправильно – 2. | Дает наставление Организует работу по толкованию фразеологизмов. Показывает работу нейросети Организовывает работу в парах Организовывает проверку, выставляет оценки | Слушают и запоминают информацию Отгадывают фразеологизмы, объясняют их значение Учатся работать с нейросетью Выполняют задание, работают в парах Проверяют правильность выполнения, самооценка | Коммуникативные: развивать умение общаться, соблюдая простейшие нормы речевого этикета; Познаватель-ные: осуществляют поиск необходимой информации; ответы на простые и сложные вопросы учителя; стимулирование самостоят. высказываний; Умение наблюдать и делать самостоятельные выводы; Коммуникативные: участие в диалоге во время коллективной и парной работы; взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. |
Итог урока. | – Что такое фразеологизмы? – Назовите признаки фразеологизмов - Приведите примеры фразеологизмов. - Смогли ли мы достигнуть цели и задач урока? | Проверяет усвоение изученного материала. | Отвечают на поставленные вопросы. | Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; аргументируют их. |
Рефлексия. Выставление оценок | (Слайд 26) Записать 2 фразеологизма в тетрадь (1 по содержанию, 2 по работе) Содержание материала | Работа на уроке | Зарубил на носу (все запомнил и понял) | Работал засучив рукава | Каша в голове (все спуталось) | Бил баклуши | | Создает условия для рефлексии учебной деятельности учащихся на уроке Выставляет оценки. | Оценивают свою деятельность на уроке. Обмениваются мнением. | Регулятивные: умение оценивать свои результаты; |
Домашнее задание | (Слайд 27) Задание для всех: Повторить материал урока. Задание по выбору: Нарисовать с помощью нейросети 3 фразеологизма (можно 1 от руки) или снять видео по фразеологизмам (показать пример). | Объясняет сущность д/з. Предлагает на выбор разноуровневые задания | Самостоятельно выбирают уровень для выполнения домашнего задания | Регулятивные: пошаговый контроль своих действий. |
Приложение 1
Карточка 1 __________________________________ __________________________________ __________________________________ |
Карточка 2 __________________________________ _________________________________ __________________________________ |
Карточка 3 __________________________________ __________________________________ __________________________________ |