СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 7 классе.Повторение изученного по теме "Союз"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является последним уроком по теме "Союз" Материал урока позволяет выявить пробеля в знаниях учащихся по данной теме и подготовить их к контрольному диктанту.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе.Повторение изученного по теме "Союз"»

Урок русского языка в 7 классе «Повторение и обобщение сведений по теме «Союз»»


Тип урока: повторительно – обобщающий

Цель урока: Образовательная – закрепление и обобщение сведений по теме «Союз».

Формирование умения определять роль союза в предложении, закрепление навыков правописания союзов.

Развивающая – уметь находить союзы в предложении и определять их разряд по значению; правильно использовать их в своей речи; конструировать СП и предложения с однородными членами.

Воспитательная – формирование коммуникативных качеств учащихся.

Задачи урока:

личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем;

предметные: формировать умение грамотно писать союзы; способствовать развитию орфографической зоркости;

метапредметные:

регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; умение делать выводы и обобщения;

коммуникативные: участие в учебном диалоге, формулировать простые выводы, развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;

познавательные: формирование умения структурировать знания, умение делать выводы и обобщения; применения алгоритма, поиск и выделение необходимой информации, развитие познавательной и творческой активности.



Оборудование: индивидуальные и разноуровневые карточки, таблица «Сочинительные и подчинительные союзы», презентация.


Ход урока:


  1. Организационный момент.

Успокойтесь, детвора,

Начинать урок пора.

Нынче всем на удивленье

Наш урок на повторенье

Союз сегодня повторим

Орфограммы обобщим.


  1. Слово учителя. Итак, ребята, сегодня мы подводим итог изучению темы «Союзы». Мы вспомним всё, чему научились в течение нескольких уроков. Перечислите, пожалуйста, что же вы узнали о такой части речи как союз.

Ответы детей:

- Союз как часть речи;

- Виды союзов;

- Знаки препинания в простых предложениях с однородными членами и в сложном предложении, связанными союзной и бессоюзной связью.

- Правописание союзов и употребление их в речи.


3. Вашим домашним заданием было создание образа слова «Союз». Какие ассоциации вызвало у вас это слово? (рисунки, объяснение учащихся). Молодцы, ребята, вы показали, что союз - слово многозначное. А в каком значении мы с вами рассматриваем слово союз?. Что же мы узнали о союзе как о части речи?

  1. Проверка полученных знаний по опорной схеме.(висит на доске или проецируется на экран) Работа с классом. Работа одного ученика по индивидуальной карточке.

  1. Союз как часть речи.

  2. Виды союзов

  3. Знаки препинания между союзами в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении.

  4. Употребление союзов в речи.

  5. Правописание союзов.


Задание для индивидуальной работы по карточке. Исправьте грамматические ошибки, заменив деепричастные обороты синонимичными конструкциями(сложными предложениями или предложениями с однородными членами), используя союзы. Заключите их в овал, определите их вид.

  1. Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к родному краю.

  2. А. К. Саврасов, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям.

  3. Художник, тщательно прописав каждую веточку не только на дереве, но и на снегу, на земле, и с любовью изобразил на ближнем плане грача с веточкой в клюве.

Ключ: Когда мы рассматриваем картину, то чувствуем отношение художника к родному краю. А. К. Саврасов заметил удивительное в окружающем нас мире и рассказал об этом людям. Художник тщательно прописал каждую веточку не только на дереве, но и на снегу, на земле и с любовью изобразил на ближнем плане грача с веточкой в клюве.

  1. Тестовая проверка знаний. Отметьте истинные и ложные высказывания, поставив справа от них соответственно знаки «+» или «-»;


  1. Союз – служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного;

  2. По своему строению союзы бывают простыми и составными;

  3. По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные;

  4. Сочинительные союзы по значению делятся на четыре разряда.

  5. Подчинительные союзы связывают простые предложения в сложносочиненное;

  6. Союз да (в значении = но) является сочинительным, противительным;

  7. Подчинительный союз Когда указывает на причину.


  1. Самопроверка правильности выполнения теста с использованием ключа.. Ключ к тесту: 1 +; 2 +; 3 +; 4 -; 5 -; 6+; 7 -. Объяснение с доказательством истинности и ложности высказывания


7.Комплексная работа класса с текстом. Прочитать и озаглавить текст, вставить пропущенные буквы, найти союзы, определить, какие он: простые или составные, сочинительные или подчинительные. (Текст проецируется на экран)

Самое ценное на земле – земля, почва. О земле г..ворят – пл..д..родная, потому что она родит пл..ды: хлебное зерно и картофель, яблоки и бананы. На угле ничего (не) р…стёт и на железе тоже. Даже на куске золота, на самом д..рогом саморо..ке не выр..стет лопух. На земле р..стут тысячи различных р..стений, чтобы дать людям пищу, одежду и жильё. Как мы не можем жить без р..стений, так и растения не могут жить без земли.

8.Работа в парах. Продолжите предложения дважды, чтобы получилось сначала предложение с однородными членами, затем сложное предложение. Составьте схему простого и сложного предложения.

1) Листья пожелтели и…..2) Пришла весна и… 3) Солнце всё ярче светит и….

9 Дифференцированное задание. Восстановите в данном тексте союзы.

А. К. Саврасов – один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи прилетели» художник передает состояние природы, … она испытывает ранней весной. Еще недавно казалось, … морозы надолго сковали пруд, … он не сможет освободиться ото льда. … чуть пригрело солнышко - в воздухе запахло весной. Поля, виднеющиеся вдали, уже освободились от снега, талая вода пропитала потемневшие сугробы … наполнила пруд. Высокое весеннее небо еще не стало чистым,… голубизна уже проглядывает сквозь облака.
Грачи, прилетевшие с юга, деловито вьют себе гнезда на березках, … уже покривились от времени. Птицы счастливы вновь оказаться в родных местах. Кажется,… их радостный гомон, крики … шум от взмахов крыльев разносится по всей округе.
Пейзаж прост, но за этой простотой чувствуется душа художника, …все это дорого и близко.

Союзы для вставки: которая, что, но, и,

Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки препинания.

А. К. Саврасов – один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи прилетели» художник передает состояние природы … она испытывает ранней весной. Еще недавно казалось … морозы надолго сковали пруд … он не сможет освободиться ото льда. … чуть пригрело солнышко - в воздухе запахло весной. Поля, виднеющиеся вдали, уже освободились от снега, талая вода пропитала потемневшие сугробы … наполнила пруд. Высокое весеннее небо еще не стало чистым … голубизна уже проглядывает сквозь облака.
Грачи, прилетевшие с юга, деловито вьют себе гнезда на березках, … уже покривились от времени. Птицы счастливы вновь оказаться в родных местах. Кажется … их радостный гомон, крики … шум от взмахов крыльев разносится по всей округе.
Пейзаж прост, но за этой простотой чувствуется душа художника, …все это дорого и близко.

Союзы для вставки: которая, что, но, и.

Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы.

А. К. Саврасов – один из основоположников русской п_йзажной живописи. Своей картиной «Грачи пр_летели» художник передает состояние пр_роды … она испытывает Ран_ей весной. Еще недавно казалось … морозы надолго сковали пруд … он не сможет освободиться ото льда. … чуть пр_грело солнышко - в воздухе запахло весной. Поля, виднеющиеся вдали, уже освободились от снега, талая вода пропитала потемневшие сугробы … наполнила пруд. Высокое весен_ее небо еще не стало чистым … голубизна уже проглядывает сквозь облака.
Грачи, пр_летевшие с юга, деловито вьют себе гнезда на березках, … уже покривились от времени. Птицы счас_ливы вновь оказаться в родных местах. Кажется … их радос_ный гомон, крики … шум от взмахов крыльев разносится по всей округе.
П_йзаж прост, но за этой простотой чу_ствуется душа художника, …все это дорого и близко.

Союзы для вставки: которая, но, что, и.

10. КЛЮЧ (текст на экране) Взаимопроверка.

А. К. Саврасов – один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи прилетели» художник передает состояние природы, которое она испытывает ранней весной. Еще недавно казалось, что морозы надолго сковали пруд, что он не сможет освободиться ото льда. Но чуть пригрело солнышко, и в воздухе запахло весной. Поля, виднеющиеся вдали, уже освободились от снега, талая вода пропитала потемневшие сугробы, и наполнила пруд. Высокое весеннее небо еще не стало чистым, но голубизна уже проглядывает сквозь облака.
Грачи, прилетевшие с юга, деловито вьют себе гнезда на березках, которые уже покривились от времени. Птицы счастливы вновь оказаться в родных местах. Кажется, что их радостный гомон, крики, и шум от взмахов крыльев разносится по всей округе. – синтаксический разбор предложения, составление схемы .
Пейзаж прост, но за этой простотой чувствуется душа художника, которому все это дорого и близко.

11. Работа с тестом. Развитие речи. Прочтем получившийся текст. Определите тему текста. Сравните союзы в предпоследнем предложении. Чем они отличаются? Верно, разрядом по значению. Какую роль играют сочинительные союзы, подчинительные?

12. Повторение правописания союзов тоже, также, зато, чтобы. Работа с учебником. Работа по вариантам 1 вариант- упр 347 – 4 предложение; упр 349- 1 предложение: 2 вариант – упр 347- 5предложени, упр 349 – 2 предложение

13. Итоги урока.

- Чем сегодня занимались на уроке?

-Какие сведения о союзе повторили?

-Что вызвало особый интерес?

-Какие затруднения испытали при выполнении заданий?



Комментированное выставление оценок.


14. Д. Задание. Составить опорную схему по теме «Союз», сочинить сказку о союзе, подготовиться к контрольному диктанту.