Урок русского языка
в 9 классе.
по теме:
«Сложноподчиненные предложения с придаточными цели»
Подготовила: учитель русского языка и литературы
МБОУ «Алексеевская основная общеобразовательная школа»
Скребнева Н.В.
2020г.
Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными цели.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: умение определять придаточные предложения цели, их место в предложении, постановку знаков препинания в СПП с придаточными обстоятельственными;
Метапредметные: умение формулировать цели своей учебной деятельностии оценивать её результативность, осуществлять самоконтроль, коррекцию своих учебных действий (регулятивные универсальные учебные действия);
формулирование и аргументация собственного мнения, использование необходимых языковых средств, умение вести учебный диалог с учителем и со сверстниками (коммуникативные универсальные учебные действия);
смысловое чтение, осуществление операций анализа, классификации, построение умозаключения и логического рассуждения (познавательные универсальные учебные действия)
Личностные:
Поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету
Содержание урока.
I.Организационный момент. Приветствие.
Проверка домашнего задания.
II.Мотивация учебной деятельности.
- Перед вами 3 предложения. Объясните, в чём их сходство и различие? Вспомните алгоритм рассуждения. (чтобы – многозначный союз)
1. Я хочу, чтобы ты понимал значение и важность образования.
2. Он старался писать так, чтобы читать написанное было легко.
3. Ребята взяли с собой компас, чтобы не заблудиться в лесу.
- Определите вид придаточных.
- Какое из предложений вызвало затруднение?
-Сформулируйте тему урока. (Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными цели.). Запись темы урока в тетради.
III. Актуализация знаний.
1.Орфографическая разминка.
(у каждого ученика на парте карточка).
Озвучивание написанного с объяснением выбора орфограммы
Притяжательное прил..гательное, провести к..сательную, нелепое предпол..жение, разг..ревшееся пламя, возл..гать надежды, выб..рать президиум, бл..стательное достижение, соприк..сновение проводов, зеленый р…сток, зам..рать от восторга.
2. Работа с таблицей
Я вернусь, | А. как комната опустела |
Настоящего человека всегда тянет туда | Б. когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад |
Он не заметил | В. которую мама любила |
Расскажу ту сказку | Г. из-того что соблюдался график движения поездов |
Количество перевозок увеличилось | Д. где трудно. |
Вам нельзя отказаться | Е. как воспитывают вкус к гравюрам и хорошей музыке. |
Надо в себе воспитывать вкус к хорошему языку | Ж. Если вы согласились |
-Подберите к главным предложениям из левого столбца соответствующие придаточные предложения из правого столбца, определите их вид. Ответ запишите в виде сочетания цифры и буквы.
IV. Целеполагание.
- Сформулируйте цели урока, исходя из темы.
1) научиться определять сложноподчиненные предложения с придаточными цели;
Задачи урока:
1) научить находить придаточные цели в сложноподчиненном предложении по характерным признакам, правильно употреблять их в речи;
2) научить ставить к придаточной цели вопросы, уточнять средства связи придаточного с главным, место придаточного по отношению к главному, отличать придаточные цели от других видов;
3) научить правильно ставить знаки препинания между частями сложноподчиненных предложений;
V. «Открытие» нового знания.
1 Продолжаем работу с таблицей «Виды обстоятельственных придаточных».
-Добавляем новую строку. Заполняем её, разбирая предложение.
Тогда мне некогда было думать о папиросах, надо было, бросив весло, побыстрее вычерпывать воду, чтобы лодка не затонула. ( М.Шолохов
« Судьба человека»)
- Найдите главное предложение. Придаточное.
- Задайте вопрос. Определите значение придаточного.
- Определите средство связи частей сложного предложения. Союз или союзное слово?
- Постройте схему этого предложения. (1уч-ся строит схему на доске, затем выполняется проверка, по необходимости вносятся исправления).
Придаточное предложение цели | указывает на цель того, о чем говорится в главном предложении. | зачем? с какой целью? для чего? | чтобы, чтоб, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы. |
- Измениться ли смысл предложения, если поменяем местами главное и придаточное?
Работа с учебником. На основе материала учебника построить связное сообщение о придаточных цели.
VI. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)
1.Работа с текстом.
Как только солнце село, немцы усилили конвой, на грузовой подкинули ещё человек двадцать автоматчиков, погнали нас ускоренным маршем. Двое попытались бежать, а того не учли, что в лунную ночь тебя в чистом поле черт-де насколько видно. Ночевать загнали нас в церковь с разбитым куполом. Кое на ком даже и гимнастерок не было, одни бязевые исподние рубашки. В большинстве это были младшие командиры. Гимнастерки они посымали, чтобы из от рядовых нельзя было отличить.
(М.А.Шолохов. «Судьба человека»)
- Определите стиль речи, тип речи.
- Запишите текст, расставьте знаки препинания.
- Найдите СПП в тексте, определите вид придаточных.
- Замените с/с «бязевые рубашки», построенное на основе согласования, синонимичным на основе управления.
-Подчеркните основу в 1-ом предложении.
- Выпишите из текста слово с орф. «правописание непроизносимой согласной в корне слова».
- Найдите в тексте слово, правописание которого зависит от звонкости/глухости последующего согласного.
- Верно ли, что во втором предложении придаточное является безличным предложением. Докажите это.
- Сделайте синтаксический разбор последнего предложения, постройте его схему.
2. Проверка работы, выяснение затруднений. Схему записываем на доске с комментарием.
3.Работа с учебником.
упр.195. Заменить выделенные слова синонимичными придаточными цели или изъяснительными (устно)
VII.Рефлексия. Оценивание.
Продолжите предложения:
Я сегодня познакомился…
Мне трудно (легко)…
Теперь я знаю…,умею….
VIII. Домашнее задание.
1.Упр.196 стр.97
2.Выписать из художественных произведений по 3 предложения с придаточными цели (построить схемы, указать автора и название произведения).