I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цель: - проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Организует класс на работу. Проверяет готовность учащихся к уроку. - У нас сегодня урок не просто повседневный, а даже необыкновенный. - Проверьте, все ли у вас готово к уроку. Мотивирует на позитивный настрой. - Ребята, с каким настроение начнем урок? - Выберите смайлик для своего настроения. – Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь себе и гостям, передайте частичку своего хорошего настроения другому. | Проверяют организацию рабочего времени. Высказываются, обозначают свой выбор смайлика-настроения. | | | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы | Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. – Мы с вами, ребята, продолжим наше путешествие в увлекательный мир русского языка. - А для чего мы изучаем русский язык? - Начинаем урок с минутки чистописания. Но прежде отгадайте загадку: Такие буквы нелегко произнести, Преграда — зубы и язык на их пути. Их в алфавите 20 штук. Они все разные, А называются они... – Оцените свою работу. Над буквой, которая, по вашему мнению, написана лучше, чем все остальные поставьте точку зелёной пастой. Оцените всю работу при помощи смайлика. – Что вы знаете о звуках, которые обозначают данные буквы? – Девизом нашего урока будет пословица «Пишут не пером, а умом». - Давайте запишем ее в тетради. - Какие изученные орфограммы встретились в словах пословицы? – Как вы понимаете значение пословицы? - Какую еще пословицу о письме вы знаете? - Прочитайте слова. Какие правила надо применить при написании этих слов? слайд 4 - А теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока. – Это новая для нас тема? Значит, какую цель перед собой должны поставить? Вам помогут слова-помощники: слайд 5 Будем повторять… Будем учиться… | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока - Русский язык, наш родной, поэтому мы должны грамотно говорить и писать по-русски. - Это согласные буквы. Оценивают работу при помощи смайлика - Звуки [Ж], [Ш] всегда твёрдые. Звуки [Ч], [Щ] всегда мягкие. - В слове пером безударная гласная е, проверим словом перья. - Когда пишешь, думай над тем, что и как надо писать. - Что написано пером, не вырубишь и топором. - Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. - Мы будем повторять правила о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. - Мы будем учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. | Зарядка для рук. Число, «Классная работа» Слайд 2  Слайд 3 Пишут не пером, а умом. Слайд 4 Снеж…нка, пуш…нка, ч…шка, рощ…, ч…до, щ…ка. | Умение правильно писать соединения букв. Умение находить знакомую орфограмму. Умение применять знания. Развитие орфографической зоркости. | Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: целеполагание |
IV. Закрепление пройденного (25 мин) Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности | Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. - Повторим правило написания этих сочетаний. - Вставьте пропущенные буквы в словах (слайд 7), запишите слова в тетради. - Составьте предложение со словами снежинка, пушинка. - Запишите предложение в тетрадях. Подчеркните орфограммы, которые мы сегодня повторяем. - А сейчас работаем в группах. - Каждая группа из карточек собирает слова. - Затем по очереди каждый диктует по одному слову. - Теперь меняемся тетрадями и проверяем написание слов. - На какие группы можно разбить слова? - Какие карточки не использовали? - Объясните значение слова чулан. - Подберите синонимы к словам чумазый, чудесный. - Прочитайте внимательно предложения. Что заметили? - Исправьте ошибки. Слайд 8 | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. - Жи-ши пиши с буквой и; Ча-ща пиши с буквой а; Чу-щу пиши с буквой у. Ученики по цепочке выходят к доске и вписывают букву. - Белые снежинки ложились на землю как пушинки. Работа в группах. Взаимопроверка. Оценивают свою работу в парах при помощи смайлика. - Слова можно разбить на 3 группы по орфограммам жи-ши, ча-ща,чу-щу. - Не использовали карточки с сочетаниями жы, шы, чя, щя, чю, щю. Они с ошибками. - Чулан - помещение в доме, служащее кладовой. - Чумазый – испачканный, грязный. - Чудесный – волшебный, дивный, удивительный, красивый и др. - Некоторые слова написаны с ошибкаим. | Белые сн..ж..нки ложились на землю как пуш..нки. Физкультминутка Карточки ши | на | жи | раф | мор | жи | щу | пать | чу | лан | пи | ща | чу | ма | зый | чу | дес | ный | встре | ча | чай | ник | до | бы | ча | | | Слайд 8 У Дашы и Маши душыстые ландыши. Я ищю в чулане чючело. Волчята, зайчата и бельчята жывут в лису. | Умение составлять предложения. Умение применять знания. Развитие орфографической зоркости. Умение применять знания в нестандартной ситуации. Развитие орфографической зоркости. | Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка |
V. Контролирующее задание (12 мин) Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний . | Контролирует выполнение работы. Организует самостоятельную работу с учебником; коллективную проверку выполнения упражнения. - А сейчас самостоятельно выполним упр. 23 из учебника. Прочитайте, отгадайте загадки. Запишите самостоятельно. - Прочитайте слова с сочетаниями жи-ши. Какая еще орфограмма в слове живут? - Прочитайте слова с сочетаниями чу-щу. - Прочитайте слова с сочетаниями ча-ща. - Какую букву вставили в слове хвостом? Зеленой? Махнула? - Оцените свою работу. | Осуществляют самопроверку; самооценку. Выполняют упражнение. - Живут, большие. - Безударная гласная, проверочное слово жить, жизнь. - Щука, кручу, бурчу, хочу. - Клещами. - Хвостом – о, проверочное слово хвост, зеленой – е, проверочное слово зелень, махнула – а, проверочное слово взмах. Оценивают работу при помощи смайлика | Учебник с. 14 упр. 23. | Умение применять знания. Развитие орфографической зоркости. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей | Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Дает комментарий к домашнему заданию. – Вернёмся к девизу нашего урока «Пишут не пером, а умом». Итак, что для нас важно? – Какие правила мы должны знать, чтобы правильно писать гласную букву после шипящих ж, ш, ч, щ? – Закончите фразу: Сегодня на уроке я научился… Знания, полученные на урок, пригодятся мне… Своей работой на уроке я… (доволен или нет) - С каким настроением вы заканчиваете урок? | Формулируют конечный результат своей работы на уроке (что получилось, что не получилось и почему). - Для нас важно не только красиво писать, но и грамотно. Выбирают смайлик для своего настроения. | Д/з упр. 21 с. 14 | | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия Личностные: смыслообразование |