Тема урока: Добрый сказочник Чуковский.
«Телефон»
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков
Дидактическая цель урока:
знакомство с жизнью и творчеством К. Чуковского
знакомство с произведением «Телефон»
формировать навыки чтения целыми словами;
организовать совместную деятельность учащихся с целью инсценирования литературного произведения
воспитывать взаимовыручку, взаимопомощь
Формы организации работы учащихся на уроке:
фронтальная;
индивидуальная;
групповая;
Используемые технологии:
Коммуникативные технологии (работа в парах, группах)
ИКТ
Элементы игровых технологий
Средства обучения и оборудование:
1.Учебник «Букварь»
2.Выставка книг К.И.Чуковского.
3.Портрет К.И.Чуковского.
4.Карточки для планирования работы на уроке.
5. «Чудо-дерево» с предметами из сказок (мыло, градусник, воздушный шарик, мочалка, телефон, блюдце, спички, монета)
6.Видео-сказка «Телефон»
7.Карточки с заданиями для работы в группах, иллюстрации, клей, ручка.
8. Реквизит для инсценирования (шапочки-маски, телефоны).
9.Карточки для проведения рефлексии.
10.Светофорчики-смайлики для взаимооценки и самооценки.
Ход урока:
1.Оргмомент.
-эмоциональный настрой на урок:
Громко прозвенел звонок,
Давайте настроимся все на урок,
Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям,
(приветствуют гостей кивком головы)
Чудесных открытий желаю всем вам!
-Тихо садитесь. Проверьте правильность посадки.
2.Сообщение темы урока. Целеполагание.
-Сейчас у нас с вами урок литературного чтения, и я хочу предложить вам совершить путешествие в сказку.
а)Обзор выставки книг:
Мои дорогие девчонки, мальчишки,
Пока не берите тетрадки и книжки,
Глаза поднимите на чудо-указку –
Я вас приглашаю в волшебную сказку.
Кто автор ее вы ответите хором,
Лишь выставку книг вы окинете взором.
Вы по обложке названье прочтите
И мненье свое от других не таите.
На выставке представлены книги:
Вот «Путаница», «Телефон», «Айболит» и «Тараканище»,
Рядом стоит «Муха-Цокотуха», «Краденое солнце», «Крокодил» и «Бармалей».
А кто же написал всё – ответьте скорей.
Конечно же это – ЧУКОВСКИЙ КОРНЕЙ.
(На доске записана тема урока «Добрый сказочник Корней Чуковский»; портрет писателя, выставка книг)
б)Постановка темы, целей урока:
- А это значит, что нас с вами ждет встреча с произведениями (дети читают с доски) доброго сказочника Корнея Чуковского.
- Что бы вы хотели узнать и чему научиться сегодня на уроке?
- Для чего вам это нужно?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми фактами из жизни К.Чуковского, почитаем, услышим и увидим его произведения.
3.Планирование урока.
- Чтобы достичь поставленной цели, давайте с вами вместе спланируем наш урок. Выберите нужные пункты, которые подойдут к нашему уроку:
Повторение изученного.
Письмо.
Решение примеров.
Знакомство с новым произведением.
Отжимание.
Чтение и выполнение заданий к тексту.
Подведём итоги.
- Будьте внимательны при выборе карточки помните, что у нас урок грамоты.
1) Так с произведением, какого писателя мы сегодня будем знакомиться?
Группа детей читает стихи:
В детстве читать не умели мы сами,
И приставали к папе и маме.
Слушали сказки все дни напролёт.
Были те сказки наперечёт;
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе.
Мамы и папы нам рассказали,
Что этих героев давно они знали.
Бабушки в детстве им сказки читали –
От них они этих героев узнали.
К бабушкам долго мы приставали –
Откуда они эти сказки узнали?
Бабушки вот что нам рассказали –
Сказки они эти в книжках читали.
Книжечки эти писал дед Корней –
Сказочник, критик, поэт, чародей.
Жалко нам стало деда Корнея –
В детстве своём он не знал Бармалея.
Сколько же в жизни он потерял,
Что этих сказок в детстве не знал.
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе.
По ним мы учились все понемногу
Тому, чтоб друзьям приходить на подмогу.
Чтобы животных жалеть и любить,
Чтобы не хвастаться и не хитрить,
Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе –
Надо порядок поддерживать в доме;
Чтоб не попасть на обед к Бармалею –
Слушаться надо того, кто умнее.[2]
Физминутка
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик,
Раз - сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Полетели, полетели
И за парты тихо сели.
-Хочу рассказать вам, ребята, про одного мальчика, который родился очень давно в Санкт-Петербурге (а именно 19 марта 1882 года). Звали его Коля, а фамилия Корнейчуков. Его мама работала горничной в доме богатых людей. Папа был высокого происхождения, из богатых. По нормам того времени родители не могли жить вместе.
Коля был очень способный, хорошо учился в гимназии, но его выгнали из гимназии из-за «низкого происхождения». Но неучем он не остался, он самостоятельно прошел школьный материал и сдал все экзамены экстерном. И кроме того сам выучил английский язык.
- Что хотите сказать об этом мальчике?
- Ребята, интересно узнать, что с ним было дальше?
- А вырос из этого мальчика замечательный взрослый, который очень любил детей, имел своих четверых детей. Он стал детским поэтом, писал для ребят стихи, сказки, загадки, небылицы.
Став литератором, он взял псевдоним (ненастоящее имя).
Коля Корнейчуков—Корней Иванович Чуковский.
Портрет.
- Самую первую сказку он написал случайно. Ехал в поезде с сынишкой, тот приболел, капризничал. И тогда папа рассказал ему:
Жил да был Крокодил.
Он по улицам ходил.
Папиросы курил,
По-турецки говорил__
Крокодил, Крокодил
Крокодилович!
Так в 37 лет написал первую сказку, которую назовет «Крокодил». Его произведения произвели переворот в детской литературе того времени, до него никто так не писал для детей. Писали нравоучительные произведения, вспомните рассказы, которые читали на прошлом уроке (наставляют, учат, как вести себя). А Чуковский первый понял, что детей еще надо и веселить, развлекать, смешить. Ведь это здорово, когда дети смеются. Поэтому с этих слов и начали наш урок (веселье, радость).
4. Физминутка.
- Засиделись, встанем отдохнуть.
- Ребята, я буду зачитывать отрывки из произведений Чуковского, а вы попробуйте эти слова изобразить, инсценировать.
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня. (назовите произведение)
И обрадовались блюдца
Дзынь-ля- ля
И танцуют и смеются
Дзынь-ля-ля. (откуда эти строки?)
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра. (вспомнили произведение?)
- А вот сказочником Корней Иванович стал совершенно случайно. В его семье было четверо детей. Заболел его маленький сынишка, мальчик стонал, плакал, долго не засыпал. Корней Иванович, чтобы как-то развлечь его, стал рассказывать сказку:
«Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил.
Крокодил, Крокодил, Крокодилович…
Это первые строки его сказки «Крокодил». Мальчик затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил папу снова рассказать вчерашнюю сказку. Оказалось, что мальчик запомнил ее всю.
А однажды, работая в своем кабинете, Корней Иванович услышал, как рыдает его младшая дочь, не желая мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал ей:
«Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!»
Так появился «Мойдодыр».
2)Игра «Чудо-дерево». Выставка книг.
- Корней Иванович был большим фантазёром. Вот послушайте:
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!
-Этими строчками начинается его забавное стихотворение «Чудо-дерево».
У нас в классе тоже выросло необычное дерево, а растут на нем разные предметы, которые принадлежат его сказочным героям. Посмотрим, насколько хорошо вы их знаете.
(На дереве висят разные предметы; дети называют, из какой они сказки, я снимаю предмет и выставляю книгу)
Воздушный шарик (”Тараканище”: А за ним комарики на воздушном шарике…)
Мыло, мочалка (“Мойдодыр»: Тут и мыло подскочило, и вцепилось в волоса, и юлило, и мылило, и кусало, как оса…)
Блюдце (“Федорино горе”: А за ними блюдца…)
Градусник (“Айболит”: И бежит Айболит к бегемотикам, и хлопает их по животикам, и всем по порядку даёт шоколадку, и ставит и ставит им градусники…)
Денежка (Муха-Цокотуха”: Муха по полю пошла, муха денежку нашла ... )
Спички. («Путаница»: А лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли...)
- Молодцы, ребята! Среди вас действительно есть настоящие знатоки сказок дедушки Корнея!
- Вы трудились не на шутку, проведем физкультминутку!
4.Физкультминутка:
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки по команде «два».
Соберем в корзинки ягоды, грибы –
Дружно наклоняемся по команде «три».
На «четыре» и на «пять»
Будем дружно мы скакать.
Ну, а по команде «шесть»
Всем за парты тихо сесть!
5.Работа над сказкой «Телефон»
1)Подготовка к восприятию сказки «Телефон»
- На нашем чудо-дереве остался еще один предмет:
Загадка:
По краям коробочки
Разместились кнопочки.
Ну, а рядом – в уголке –
Ручка с трубкой на шнурке.
Быстро кнопки нажимаю,
Трубку к уху приставляю,
И не бью баклуши я,
Я – говорю и слушаю. (Телефон.)
- Из какой сказки этот предмет? ( «Телефон»)
У меня зазвонил телефон.
-Кто говорит?
-Слон.
А вот что в этой сказке было дальше, мы сейчас с вами узнаем.
2) Просмотр видеосказки «Телефон» (4 мин.)
3)Первичная проверка понимания.
─ Понравилась ли вам сказка?
─ Что особенно запомнилось?
- С какой целью животные звонят писателю? (просят о помощи)
- Помогает автор?
- Чему учит сказка? (помогать друг другу, быть добрыми, любить животных)
4)Самостоятельное чтение обучающимися сказки К.И.Чуковского «Телефон» (вполголоса).
(Учебник «Букварь»: стр……)
5)Проверка самостоятельной работы с текстом - работа в группах.
Правила работы в группе:
Умей договариваться;
Не перебивай друг друга;
Не кричать;
Принимать общее решение;
Не сердиться, не обижаться.
- Как только ваша группа выполнит задание, возьмитесь за руки «в замочек».
Инсценирование отрывка сказки «Телефон»
Подготовка к инсценированию отрывка сказки «Телефон» (стр.17-18):
-Чтение отрывка;
-Распределение ролей (шапочки-маски героев сказки);
-Упражнение в чтении по ролям;
Составление правил общения по телефону.
- В сказке звери разговаривают с автором по телефону.
- Учат ли они нас правильному общению по телефону?
Правила записаны на карточке, но в каждом предложении пропущено слово. Вам нужно проанализировать и вписать подходящее по смыслу пропущенное слово.
1.Не звоните по _________(пустякам)
2.Звоните только по _____________(важным )вопросам.
3.___________ (Внимательно) слушайте собеседника.
4. Используйте в разговоре __________ (вежливые) слова.
Игра «О чем просили звонившие?»
- Почему сказка называется «Телефон»? О чем просили звери?
-Рядом с героями сказки «Телефон» прикрепить карточку с их просьбами:
слон калоши
крокодил перчатки
зайчатки шоколад
мартышки «му да му»
медведь книжки
цапли карусели
свинья капли
газель соловья
кенгуру бегемот
носорог Мойдодыр
Творческая работа - оформление обложки книги.
- Обратите внимание на красочное оформление книг. Вам нравится оформление?
- Сейчас вы тоже будете в роли оформителей. Вам предстоит оформить обложку книги, используя подходящие иллюстрации и надписи.
6.Проверка выполненной работы в группах.
1) Модель обложки к сказке «Телефон» (оценка работы группы – светофорчики-смайлики)
2)Игра «О чем просили звонившие?» (оценка работы группы – светофорчики-смайлики)
3)Правила общения по телефону (оценка работы группы – светофорчики-смайлики)
4)Инсценирование отрывка сказки (оценка работы группы – светофорчики-смайлики)
7.Подведение итогов урока.
-Наш урок заканчивается, но не заканчивается дружба с книгами К.И. Чуковского, которые согреты добром и юмором. В свободное время вы можете почитать книги с нашей выставки и выполнить рисунки для книжки-самоделки, ведь обложка у нас с вами уже есть.
Рефлексия содержания учебного материала:
-Как вы думаете, мы сегодня реализовали намеченный план?
- Какие цели мы ставили перед нашим уроком?
- Удалось вам достичь поставленной цели?
- Чем вам запомнился этот урок?
- Что нового вы унесёте с собой?
- Кого вы сегодня хотели бы поблагодарить за работу на уроке?
Продолжите предложения:
Я
узнал…
н
аучился…
п
опробую…
удивился…
понял, что…
послушайте загадку:
Сперва зазвонит он
Обычным звонком,
Потом говорит
Чьим-нибудь голоском.
(Телефон)
Беседа.
(Зачем нужен телефон?) Опора на наблюдения учащихся.
(Когда нужен телефон).
-Как вы видите ,что про телефон можно даже стихи сочинять.
-Вот и К.И. Чуковский написал для вас такое замечательное произведение в стихах «Телефон» , с которым мы сейчас и познакомимся.
- Кто догадался, чему мы будем учиться сегодня на уроке?
Беседа по вопросам:
-Что вам понравилось в стихотворении?
-Почему оно называется «Телефон»?
-Что вы представляли, слушая это стихотворение?
-Помогли ли вам в этом иллюстрации?
-Какие слова вам были непонятны в тексте?
Работа над лексическим значением слова.
(Калоши, пуд, дюжина ,дребедень)
Подбор синонимов к словам.
Самостоятельное чтение стихотворения про себя.
Анализ текста.
-Кто позвонил герою?
-Перечислите.
-О каких событиях рассказывали звери?
-В словах какого героя вы почувствовали удивление?
- В чьих словах испуг и страх?
- Какие слова подобрал автор, чтобы выразить характер газелей?
-Подумайте, почему в тексте так много восклицательных знаков?