СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок" С .Есенин. Анализ стихотворения "Отговорила роща золотая"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок С Есенин "Отговорила роща золотая"

Просмотр содержимого документа
«Урок" С .Есенин. Анализ стихотворения "Отговорила роща золотая"»

Педагог:

Добрый день! Сегодня мы обратимся к творчеству русского поэта Сергея Александровича Есенина и наша задача передать в своих картинах и зарисовках осеннее настроение, которое так удивительно проникновенно выражает поэт в своих стихотворениях. Есенин - такая звучная фамилия. Она созвучна со словами “есень”, “ясень”, “осень”. Говорят, что мотивы тоски, увядания осени не случайны в творчестве Есенина, что они определены его фамилией. “Фамилия моя древнерусская – Есенин. Если перевести её на сегодняшний …язык и выискивать корень, то это будет – осень. Осень! Осень! Я кровью люблю это слово”,- писал поэт

Сергей Есенин – поэт народный, не только потому, что родился в русской деревне, и не потому, что писал о родной природе. Язык его стихотворений прост и понятен, а потому, наверное, что боль и радость, разочарования и мечты, сомнения и надежды, старательно вплетённые в есенинские строки, близки каждой русской душе.

Есенинская Русь начинается от родительской избы, Читать стихи Есенина – значит, каждый раз возвращаться в родные края, по только тебе известной тропинке спешить к порогу родного дома. Поэт мог увидеть необычное в обычном, умел одушевлять природу, а значит, постоянно преображать, любить её и растворяться в ней.Есенинская поэзия дышит запахом родных просторов. Она светится народными радостями, напоена беспредельной привязанностью к той земле, на которой родился поэт, к тому народу, из которого он вышел.

Чтение стих «Пороша»(Учитель)

- читать не торопясь;

- выделять голосом главные слова;

- соблюдать паузы.

Вопросы. – Объясните название стихотворения « Пороша».

- Что наблюдает герой? (природу)

- Что нарушает тишину зимнего царства?

- Какие художественные приёмы создают живую картину

природы? (

- Зачитайте образные слова и выражения, помогающие



С.Есенина « Пороша » - это признание в любви к просторам России.

И мне хотелось бы напомнить, что последний месяц зимы на исходе.

И именно сейчас вы имеете неповторимую возможность испытать

«последние мгновения Зимушки – зимы». Всмотритесь вокруг, вслушивайтесь и запоминайте!

Ребята, готовясь к сегодняшнему уроку, мне пришлось перелистать

страницы воспоминаний людей , которые близко знали С. Есенина.

И я поняла, что все его стихи тесно связаны с какими-то событиями его

жизни.

В них звучат имена окружавших его людей, животных, названы любимые

его предметы, родные пейзажи.

На уроках внеклассного чтения вы знакомились с поэзией поэта,

и многие стихи вам полюбились.



«Отговорила роща золотая».

Словарная работа.

- равнина – ровная, без холмов поверхность земли.

- грезит –

- околица –

- юность – возраст человека между детством и зрелостью.

- Чтение стихотворения учащимся «про себя», без речедвижения.

- Постановка логического ударения.( в маршрутном листе, проверка на экране)



- Представьте осенний листок, который медленно кружится в воздухе ( дети

кружатся),он бесшумно падает на землю ( присели), подул приятный осенний

ветер (дети имитируют дуновение ветерка) и понёс его по лесным тропинкам

к теплому осеннему солнышку, которое улыбается вам.



5.Анализ стихотворения. Работа над средствами языковой выразительности.

- Прочитайте первую строфу и определите, какие звуки « живут» в

ней?

- Как вы понимаете выражение: « Отговорила роща золотая…»?

- Вторая строфа. Прочитайте так, чтобы почувствовать настроение поэта.

- Третью строфу прочитайте в полголоса, передайте состояние души.

- Почему рябиновый костер никого не согрел?

- Найдите слова, с чем сравнивает поэт свои стихи?

- Как вы думаете, ребята, какие чувства владели поэтом, когда он писал

это стихотворение?

(тоска, одиночество, сожаление)

- Каким настроением оно проникнуто? (грустью)

- В каких строчках поэт сравнивает, природу с живым существом?

Зачитайте эти строки.

-Ребята, а с чем сравнивает поэт себя? (с деревом)

-Зачитайте эти строки.

-Кем чувствует себя поэт?

(осенней рощей)

-Да, ребята. Поэт и роща - двойники, как бы прорастающие друг в друга.

Очеловечивать окружающий мир умеют все поэты.. А Есенин ощущал «себя»

деревом, травой, рощей. Это как бы «олицетворение наоборот».

-Ребята, вы уже говорили, что это стихотворение грустное, печальное.

-А о чем грустит поэт?

(о прошедшей юности, об ушедшем лете)

Есенин задумывается о нужности своих стихов, будут ли его читать

его стихи в 21 веке?

- Что вы можете ответить поэту?

- А какие приемы помогают Есенину создать такое настроение?

( сравнения).

- Но несмотря на свою тоску, печаль, грусть, какое это стихотворение?

( красивое, пронизано любовью к родной земле)



- Ребята! Вы прослушали сегодня стихотворение С.Есенина .А

какое оно? (мелодичное ,певучее, легкое для запоминания)

-Ребята, что вам напоминает это стихотворение? (песню)

Многие стихи поэта, в свою очередь, стали известными песнями

-Да. Оно волнует, завораживает, озаряет душу таинственным,

тихим светом.

цвет – цвет осени. С приходом осени происходят чудесные перемены,

особенно в жизни деревьев. Они вдруг загораются всеми цветами радуги,

Эти перемены всегда удивляли и радовали людей, им кажется. что у деревьев

есть душа.

-Начинаем наш урок. Мне хочется, чтобы он получился интересным, увлекательным, красивым. В этом поможете мне вы. Поэтому, настройтесь на работу.

II. Подготовка к восприятию темы.

-Сегодня, мы отправимся в мир поэзии.

-Что такое поэзия?

-останавливаться на знаках препинания)

1.Вводная беседа.

-Сегодня мы познакомимся с одним из стихотворений Сергея Есенина « Отговорила роща золотая…», в которой поэт создает яркий, красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов и изысканных оттенков. И эпиграфом к уроку возьмем слова. В. Ходасевича об этом произведении:

«Это…яркий ковер, сотканный из верной и нежной любви поэта к родной земле…»

2.Чтение стихотворения учителем.

-Ребята, это стихотворение относится к такому жанру, как пейзажная лирика.

Лирика- выражение чувств поэта.

-Я прочитаю вам его.

(учитель читает стихотворение наизусть)

-Ребята, что увидели, что услышали, что представили, слушая стихотворение?

-Какое время года описано? Почему?

3.Словарная работа.

Журавли - большая болотная птица с длинными ногами и длинной шеей.

Равнина - ровная, без холмов земная поверхность

юность-возраст, промежуточный между детством и зрелостью

(На экране демонстрируется толкование слов после высказываний учащихся)

4.Чтение стихотворения учащимся «про себя».

-Сейчас прочитайте стихотворение «про себя».

(учащиеся читают вполголоса)

-Я за вами наблюдала и видела, что вам было интересно читать. Интерес к стихотворению поможет понять его и выразительно прочитать вслух.

-Послушайте, ребята, еще раз это стихотворение в исполнении профессионального чтеца. Внимательно слушайте и следите за его интонацией (звучит запись стихотворения).

5.Анализ стихотворения. Работа над средствами языковой выразительности.

-Понравилось вам исполнение актера?

-Сегодня, мы будем учиться выразительно читать это стихотворение. Для этого нам нужно поставить логическое ударение в тексте и проанализировать стихотворение. Работу проведем по карточкам.

*Чтение по цепочке.

-Я буду читать по одному четверостишию, голосом выделяя слова и паузы.

-Вы должны подчеркнуть эти слова и расставить паузы.

(учитель читает по четверостишию, учащиеся работают в карточках. Затем учитель проверяет, задавая вопросы:

-Какие слова подчеркнули?

-Где следует поставить паузы?)

(После проделанной работы дети читают стихотворение по цепочке по четверостишию.)

-Как вы думаете, ребята, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?

(тоска, одиночество, сожаление

-Каким настроением оно проникнуто? (грустью)

-В каких строчках поэт сравнивает, природу с живым существом? Зачитайте эти строки.

-Ребята, а с чем сравнивает поэт себя? (с деревом)

-Зачитайте эти строки.

-Кем чувствует себя поэт?

(осенней рощей)

-Да, ребята. Поэт и роща - двойники, как бы прорастающие друг в друга. Очеловечивать окружающий мир умеют все поэты. Этот прием называется олицетворением. А Есенин ощущал «себя» деревом, травой, рощей. Это как бы «олицетворение наоборот».

-Ребята, вы уже говорили, что это стихотворение грустное, печальное.

-А о чем печалится поэт?

(о прошедшей юности, об ушедшем лете)

-Но несмотря на свою тоску, печаль, грусть, какое это стихотворение?

( красивое, пронизано любовью к родной земле).

*Выразительное чтение.

-Теперь, я думаю, вам не составит труда прочитать это стихотворение выразительно.

-Вспомним еще раз правила выразительного чтения.

-Попробуем вместе прочитать стихотворение, выделяя голосом все смысловые слова и паузы. При чтении нужно постараться передать настроение поэта.

*Хоровое чтение.

-Молодцы!

-Я даю вам минуту на тренировочное чтение.

-Прочитай стихотврение….

-Ребята, что вам напоминает это стихотворение? (песню)

-«К стихам расположили песни», - отмечал Есенин в автобиографических набросках. И многие стихи поэта, в свою очередь, стали известными песнями. Стихотворение «Отговорила роща VII.Закрепление

1.Выразительное чтение стихотворения

- Что значит, прочитать стихотворение выразительно?

- Вспомните, когда при чтении мы делаем паузу?

Сейчас мы поработаем над выразительностью

2. Самостоятельная работа детей с текстом.

*Прочитайте стихотворение, расставьте паузы и подчеркните те слова, которые вы считаете нужно выделить при чтении.

- Читаем по четверостишию, соблюдаем паузы, выделяя главные слова.

- Прочитать весь отрывок, соблюдая паузы и логические ударения.

3.Отработка техники выразительного чтения

*При чтении стихотворения постарайтесь передать задушевность, лиричность стихотворения.

- Какой темп: быстрый или медленный вы выберете для выразительного чтения?

*Чтение по цепочке каждой строфы

*Чтение всего стихотворения учащимися

-Теперь, я думаю, вам не составит труда прочитать это стихотворение выразительно.

-Вспомним еще раз правила выразительного чтения.

-Попробуем вместе прочитать стихотворение, выделяя голосом все смысловые слова и паузы. При чтении нужно постараться передать настроение поэта.

4.Хоровое чтение.

5.Тренировочное чтение.

-Прочитай стихотворение….

6.Прослушивание романса

-Ребята, что вам напоминает это стихотворение? (песню)



(любовь к Родине, к природе, к родным местам)

-В стихах Есенина мы видим не только изображенные поэтом картины природы, но и самого поэта. Поэта можно понять только по хорошим настоящим стихам. Когда их читаешь, будто